Список разделов » Страны и их культурное наследие » Праздники
Самайн и Хэллоуин
Автор: Matata |
Самайн
Древнеирландское слово «Samhain», предположительно, происходит от санскритского «samana» - "собрание", "сход". Поскольку в ирландском языке буква "m" в межвокальном положении читается как звук "v", а гласная "i" смягчает следующую за ней "n", слово «Samhain» произносится как «савань» или в современном прочтении, «саунь». Исторически же так сложилось, что в России этот праздник стали называть "Самайн".
Он длиться семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября.
Самайн связан с окончанием пастбищного сезона. Представляет собой один из четырех главных календарных праздников кельтов, знаменует начало зимней, темной половины года. Таким образом, он соединяет две половины года, темную и светлую, два мира - Верхний Мир людей и Иной Мир, также известный как Сид.
Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. В этот промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, истончается граница между мирами. Древние легенды гласят о том, что в ночь Самайна раскрываются холмы, на свободу вырываются силы хаоса, и тогда в мир людей проникают бессмертные.
Общественная сторона праздника сводилась к сбору всех людей в традиционном месте - на пиру у вождя или короля, а также к сопутствующим этому пиру народным гуляньям и играм.
Ритуальная сторона праздника более сложная и ее концепция до конца не выяснена. Первоначальная суть Самайна - в общении людей с сидами и другими существами из Иного Мира.
Есть предположение, что ритуальный смысл Самайна состоит в обретении гарантии неисчерпаемости природного ресурса, повторения, возрождения, обновления календарного года.
Один из самых главных ритуалов, совершаемых в Самайн, - это, конечно, разжигание священного огня. Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т. е. только что добытый.
Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.
Добывание нового огня производилось древнейшими способами - высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Наиболее распространенным и древним видом ритуального огня является, конечно, костер. Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений - один из самых живучих обрядов.
Пир Самайна - своеобразная защита от сил тьмы, тот, кто присутствует в ночь на пире, не подвластен злу.
В одной из рукописей приводится такое описание королевского пира: Большое общество садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле. Свинина особенно любима кельтами, как жаренная и вареная, так и солонина. В изобилии присутствовала рыба - печеная, вареная и соленая. В текстах упоминается один из способов приготовления рыбы - варить в соленой воде с уксусом и тмином - простота рецепта, свойственная древним традициям. Кости, оставшиеся от трапезы приносились в жертву - через огонь или зарывались в земле. Кроме того на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи. Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры. В Галлии большое распространение получило вино. В других кельтских странах пальма первенства принадлежала пиву, а в более древние времена готовили медовуху (mid) - напиток на основе забродившего меда. |
Автор: Matata |
Хэллоуин
Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых (All Hallows' Day), который отмечается 1-го ноября. Что касается Хэллоуина, то Halloween - вечер накануне Дня Всех Святых («All Hallow e'en»), и он церковным праздником не является. Под влиянием христианства Самайн сильно изменился, как в традиционном, так и в сакральном значении. Он стал днем поминовения мертвых, днем, когда умершие возвращаются в наш мир.
В VII веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября День Всех Святых, желая отвлечь английский народ от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем Душ - когда поминали всех умерших. Однако традиции сохранились в народной памяти, и победить их до конце так и не удалось.
Остался обряд разведения костров, и прыжки через них. Образовалось множество примет, связанных с прыжками. Прыгали через огонь, чтобы быть здоровым, для защиты от сглаза.
Постепенно в сознании людей сиды и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками. А уж если им приходилось оказаться ночью вне надежных стен, то они всеми силами старались избегать кладбищ. В ночь Самайна не рекомендовалось оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. Хэллоуин требовал от верующих наибольшего воздержания и смирения, дабы молитвой и благочестием они могли защитить себя от сил зла. Появилось множество обычаев и запретов, надуманных или преобразованных из языческих, исконный смысл которых забылся. Например, нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не обидеть его. Вместо голов вывешивали мешки набитые соломой с нарисованными черепами. Те же головы символизируют и тыквы, появившиеся значительно позже, поскольку были привезены из Америки.
Хэллоун получил наибольшее распространиние в США.
Сейчас праздник возвращается в Европу. Дети наряжаются в костюмы чудовищ и ходят по соседским домам, требуя сладостей. Также устраивают маскарады и выставляют в окно полую тыкву с вырезанными глазами и ртом и свечкой внутри, чтобы отпугнуть духов. |
Автор: Matata | www.diary.ru/~All-holidays/p37051619.htm
|
Автор: Chanda | Символом Хеллоуина считается пустая тыква с зажженной внутри свечкой, а основной цвет - желтый. Почему именно тыква, сказать сложно, ведь по легенде это была репа. Вспомним эту легенду. Жил да был в Ирландии парень, по имени Джек. Разные версии его клички Скупой, Хитрый, Пьяница, не меняют сути. Захотелось как-то Джеку согреться, как раз в канун Дня всех святых, то есть 31 октября вечером. Зашел он в паб, выпил, и тут к нему подсаживается сам Нечистый. Неизвестно о чем они говорили, на что спорили, но уговорил Джек превратиться Сатану в шестипенсовую монету (ровно столько стоила тогда кружка эля), а Джек должен был свою душу за это продать. Сказано - сделано. Но хитрец положил шестипенсовик рядом с крестиком в кошелек, и вот лежит Нечистый у Джека рядом с серебряным крестом и выбраться не может. Носил его так Джек лет 6, после сжалился над несчастным и выпустил, но с условием, что Сатана его в ад не возьмет. Нечистый слово дал - Джека в аду не будет. На том и порешили. Другая версия легенды гласит, что когда пришло время умирать Джеку, пришел за ним сам Нечистый. Они пошли вместе по дороге и увидели яблоню со спелыми яблоками. Джек притворился, что ему хочется попробовать яблок и уговорил дьявола полезть за ними на дерево, а сам его подсадил, потому что яблоки висели довольно высоко. И вот когда тот сидел на дереве, Джек коварно выхватил из кармана свой нож и вырезал на стволе яблони крест, которого, как известно, дьявол боится больше всего на свете. Таким образом, дьявол не мог слезть с дерева. "Помоги мне слезть, и я обещаю 10 лет не забирать твою душу", - взмолился тот. Но Джек нагло предложил ему свою помощь взамен того, что он не заберет ее никогда. Дьявол был вынужден согласиться - не сидеть же на дереве ему вовеки веков! Прошло время, Хитрый Джек благополучно преставился как раз 31 октября. В рай его, само собой не пустили. Ведь в сговоре с самим Сатаной был. Поплелась душа Джека к вратам ада. А Нечистый его не принимает. Слово мол дал, что не возьму душу твою. Вот слово держать приходится. Выклянчил тогда Джек уголек от адского огня (ведь темно, дороги не видать), а в руках горячо очень уголек этот самый носить. Выдолбил бедолага репу, выбросил мякоть, положил туда уголек и отправился скитаться по миру, ища себе пристанища. Так и бродит сейчас душа неприкаянного Джека с угольком в репе, всё место найти не может. А гуляющие по свету в эту ночь бесы, и прочие духи, завидев такую репу (или тыкву), спешат прочь, дабы избежать неприятного разговора. |
Автор: Matata | Chanda, какое интересное дополнение! Спасибо! |
Автор: Zhev | Matata, Chanda, спасибки за просвещение |
Автор: Chanda | Моя тыква
|
Автор: Matata | А вот моя
пирожные куплены - не моя заслуга
|
Автор: Melentiev A | Matata Если бы не ты, мы так и в темном неведении относительно всего и проходили. Спасибище тебе за это ОГРОМНОЕ!! )) |
Автор: Matata | Благодарю за добрые слова, Melentiev A!
В этой теме ценное дополнение внесла Chanda!!!
Ура всем нам! |
Автор: Matata | Как известно, Хэллоуин — это праздник последнего сбора урожая в году. Первая уборка урожая пришлась на Ламмас — это пора сбора ячменя и зерна. Второй период — это Осеннее равноденствие, сбор винограда и винодельческие праздники. Теперь, когда зашло октябрьское солнце и кукурузные поля купаются в свете луны, побелевшие кукурузные стебли танцуют свои последние танцы, а старые, сучковатые и искривленные деревья во фруктовом саду готовятся освободиться от ноши, тяготившей их с самого лета. Последний урожай — это урожай ягод и грибов. Этот праздник соответствует римскому празднику Помоны, богини плодовых деревьев, чей символ — садовые ножницы. Некоторые авторы утверждают, что Помона не имела собственного праздника, отмечавшегося в ее честь; но, по всей вероятности, праздником был сам сбор урожая, и праздновалась заготовка фруктов и орехов на зиму. О Помоне любопытно будет узнать и то, что ее супруг — Вертумн, бог сменяющихся времен года. Так как Помона — богиня всех плодовых деревьев и кустарников, она, видимо, является поздней римской вариацией другой, более древней богини — Матери-Земли, но не богини зерна и земледелия, а, возможно, той, что происходит от Матери-Земли первобытной эпохи охоты и собирательства. Супруг ее Вертумн — это, несомненно, бог солнца, или небесный отец. Хотя Помона — богиня всех плодовых деревьев, чаще всего она ассоциируется с яблоком, и в ее честь этот фрукт называется по-латыни «pomum».
Яблоки, подобно иве и мирту, связаны и с любовью, и со смертью. Яблоневый цвет, так же как и цветы боярышника, ассоциируется с праздником Бельтана: ведь как раз эта пора в странах с умеренным климатом — время цветения яблонь. А значит, цветы яблони связываются и со священным браком. Поэтому яблоки иногда использовали для гадания, чтобы узнать, кто станет сркеным или суженой. Один из способов такого гадания был таков: яблоко разрезалось на девять равных частей, восемь из них съедали, а девятую бросали через левое плечо. Затем, быстро оглянувшись, можно было краем глаза увидеть будущего суженого (суженую). Подобно тому как яблоня ассоциируется со священным браком, поскольку расцветает в пору Бель-тана, ее плоды связаны со смертью и царством духа поскольку созревают и ожидают сбора урожая во время Самайна. Сбор орехов — тоже часть последнего сбора урожая. Орехи, как известно всякой белке, хорошо хранятся зимой, и уже лишь поэтому они — популярное святочное угощение. Все орехи — от бразильских орешков, которые добавляют в сладости, до орехового печенья в форме полумесяца, которое выпекается для шабаша святок, — имеют магическое значение. В странах Средиземноморья миндаль был посвящен одной из ипостасей бога — Аттису, богу плодородия, смерти и воскресения. Аттис был зачат, когда его мать положила себе на колени миндальный орешек, чтобы полюбоваться совершенством его симметричности. Орешек исчез, а спустя некоторое время родился юный бог плодородия. Несомненно, по этой причине засахаренные миндальные орешки и стали традиционной принадлежностью свадебных церемоний в Италии. Орехи и желуди символизируют мужской принцип воскресения и возрождения. Кроме того, они — символ мужественности. Однако именно лесной орех прочнее всех других связан с Хэллоуином, колдовством и магией. Собственно говоря, он так тесно ассоциируется с колдовством, что его название (hazel) превратилось в женское имя Хейзел, распространенное среди ведьм. (Другое популярное у ведьм имя Саманта, возможно, образовано от слова «Самайн»).
Самая популярная порода дерева, из которого делаются волшебные палочки для любого колдовства, — орешник, и магия этого дерева столь сильна, что из орешника вырезались и жезлы первых кельтских епископов. Поскольку Хэллоуин — это праздник сбора последнего урожая, в старину считалось неразумным есть фрукты или зерно, оставшиеся неубранными после Хэллоуина.
В это время следовало воздать почести духам убитых животных и умилостивить их, чтобы цикл рождения, смерти и возрождения не прерывался.
Самайн - символ порога между миром живых и царством духов, и это пора, когда завеса между мирами очень тонка.
|
Автор: Matata | Нескушного дня и ночи!!! |
Автор: charlyxxx | Спасибо! Интересно было почитать! |
Количество просмотров у этой темы: 9865.
← Предыдущая тема: Дивали