Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники
Иероним Босх / картины
Автор: Plymbym | Йерун ван Акен, более известный как Иероним Босх (нидерл. Jeroen van Aeken, Hieronymus Bosch, Jheronimus Bosch; около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»
Восхождение в эмпирей. Цикл «Блаженные и проклятые»
Центральная часть триптиха «Искушение Святого Антония»
Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид
Св.Иоанн Креститель в пустыне. 1504-1505. Собрание Хосе Ласаро Гальдиано. Мадрид
Створки (фрагменты) несохранившихся триптихов
Корабль дураков. 1495-1500. Лувр. Париж
Аллегория чревоугодия и любострастия. ок. 1500. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен
Смерть скупца. ок. 1500. Национальная галерея искусства. Вашингтон
Св. Иоанн на Патмосе. 1504-1505. Берлинская картинная галерея. Берлин
Ад и Потоп. 1508-1514. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам
Триптих «Воз сена». Центральная часть |
Автор: wabbit | Чьорт, менья опередили)))) замечательный художник, его триптих с адскими созданиями снился мне по ночам в детстве)))
когда-то давно в этом сообщестеве были найдены создания Босха в 3Д)) |
Автор: Tangerine | Plymbym, большое спасибо! Постараюсь тоже дополнить эту статью репродукциями |
Автор: Chanda | Plymbym,благодарю! С детства запомнилась колпица на коньках, но как называется картина я не знала. |
Автор: Plymbym | Какие могут быть благодарности) Сам пребываю в имманентном восторге не мог не поделится, хотя художник очень известный, но ведь кто то мог не видеть этих работ, а это недопустимо
Добавил работы наиболее понравившиеся, не стал для первого приближения, приводить все, да и сам не всё видел)
Несколько слов, так сказать, немного в сторону. Творчество Босха можна разделить на две части: своеобразные моралите характерные для раннего творчества, и более символические поздние работы. Удивляет богатство и необычность образов картин, тем более XV век, но здесь надо отметить важный фактор для творчества Босха - это алхимия. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична, и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т.е. творчество Босха строится на уже развитой системе символов и воззрений, вливая их в форму исскуства. В этом, наверно и кроется секрет притяжения его работ, в глубочайшем по проникновению в тайны психеи содержании скрытом, тем не мене, от сознания. |
Автор: Tangerine | ПОЧТИ ВСЕ РЕПРОДУКЦИИ БОЛЬШОГО РАЗРЕШЕНИЯ!
1 - Полет и падение Святого Антония (левая створка триптиха "Искушение Святого Антония") 2 - Видение Святого Антония (правая створка триптиха "Искушение Святого Антония") 1505-1506гг. дерево, масло. Национальный музей искусств, Лиссабон. |
Автор: Tangerine | Единственный автопортрет Босха, который признается большинством исследователей, как выполненный рукой самого мастера. около 1510г. карандаш, сангина. Муниципальная библиотека, Аррас. |
Автор: Tangerine | Семь смертных грехов 1475-1480гг. дерево, масло. Прадо, Мадрид. |
Автор: Tangerine | Увенчание тернием 1510г. Королевский монастырь, Эскориал. |
Автор: Tangerine | Смерть скупого 1490-1500гг. дерево, масло. Национальная галерея, Вашингтон. |
Автор: Tangerine | Корабль дураков не датировано. бистр, перо, белила. Лувр, Париж. |
Автор: Tangerine | Корабль дураков 1490-1500гг. дерево, масло. Лувр, Париж. |
Автор: Tangerine | Несение креста 1515-1516гг. дерево, масло. Музей изящных искусств, Гент. |
Автор: Tangerine | Сад земных наслаждений (триптих) 1503-1504гг. дерево, масло. Прадо, Мадрид. |
Автор: Tangerine | Страшный суд (триптих) около 1500-1510гг. дерево, масло. Академия изящных искусств, Вена. |
Количество просмотров у этой темы: 29235.
← Предыдущая тема: Живопись Андрея Гонюкова / картины