Список разделов » Литература » Уроки литературы
Концептуальный уровень художественной организации
Автор: veronasunrise | Тематика
Тема – круг событий, образующих жизненную основу эпических и драматических произведений и служащих для постановки философских, социальных, этических и других идеологических проблем.
Тематика – совокупность тем в литературном произведении.
Виды тематики. Анализ тематики Тематика: 1) Главная тема: связана с образом центрального героя. 2)Побочная тема: проходит через судьбы ряда персонажей. Характер тематики: 1) Конкретно-историческая - характеры и обстоятельства обусловлены определенной социально-исторической ситуацией. 2) Вечная - фиксируются повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ в разные эпохи. 3)Сочетание конкретно-исторического и вечного аспектов. Конкретизация тематики (параметры): 1) Социальные параметры (класс, группа, общественное движение и т.п.) 2) Временные параметры (эпоха в ее основных, определяющих тенденциях) 3) Национальные параметры 4) Психологические параметры (психологическая определенность характера) Предмет анализа: 1) Характер 2) Обстоятельства Путь анализа: 1) Описать социальные и психологические черты. 2) Охарактеризовать взаимодействия характеров друг с другом.
Проблематика
Проблематика – система вопросов, поставленных писателем в произведении, область осмысления, понимания писателем отраженной реальности; сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения.
Типы проблематики. Анализ проблематики Мифологическая - Фантастико-генетическое осмысление мира (Мифопоэтическое мировидение, Использование мифологических моделей, Мифотворчество) Национальная - Сущность национального характера (Складывание национальной государственности, Межгосударственные и внутринациональные конфликты, Исследование национального менталитета на бытовом материале) Социокультурная - Устойчивые общественные отношения, статика жизни, состояние среды (Политическая жизнь, Моральное состояние общества, Социальные отношения, Черты повседневного быта и культуры) Романная - Личностный поиск истины, непосредственная связь человека и “идеи”, динамика жизни (Авантюрное содержание (динамика внешних изменений в судьбе, “самостоянье” личности), Идейно-нравственное содержание (процесс нравственного и идейного самоопределения личности)). Философская - Абсолютные ценности жизни (безразлично к их носителям), закономерности жизни (Констатирование существующих устойчивых закономерностей)
Идеальный мир произведения
Идейный мир произведения – третий структурный компонент содержательно-концептуального уровня наряду с тематикой и проблематикой.
Идейный мир – это область художественных решений, сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и его проявлениям.
Составляющие понятия “идейный мир”: Авторские оценки – активное авторское избирательно-пристрастное отношение к изображаемому. (Неоднозначность характеров – причина неоднозначной оценки их писателем.)
Авторский идеал – представления писателя об идеальной личности и высшей норме человеческих отношений. (1. Идеал воплощен прямо и непосредственно в образе идеального человека. 2. Идеал необходимо реконструировать, сопоставляя положительные и отрицательные оценки. 3. Идеал конструируется от противного: он прямо противоположен изображенной действительности.)
Художественная идея – обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства и заключающая в себе определенное осмысление художником характерности жизни и эмоциональное отношение к ним (их оценку). (1.Право выразить идею “передоверено” автором одному из персонажей. 2.Идея пропитывает всю структуру художественного произведения.)
Пафос творческой мысли писателя и его произведения – глубокая и исторически правдивая идейно-эмоциональная оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением.
Идейно-эмоциональное отношение автора к героям – сложная гамма ориентаций и переживаний автора, выражающая различное его отношение к разным персонажам. (Акцентировка в отношении автора к тому или иному герою инвективы, трагизма, героизма и т. д.)
Идейно-эмоциональная ориентация героя – отношение героя к миру и его проявлениям, иногда представляющая собой сложный, даже противоречивый конгломерат переживаний и установок. (Мироориентация героя: романтизм, сентиментальность, цинизм, ироничность и т. д.)
Виды пафоса Героический - Утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества. Драматический - Чувство страха и страдания, порождаемое пониманием противоречивости общественной и личной жизни человека, а также внутренней противоречивости личности. Трагический - Осознание исторической прогрессивности и правдивости высоких нравственных идеалов, во имя которых герой переживает трагическую борьбу с самим собой, вызванную противоречием в его сознании личных и “сверхличных” начал, или же признание исторической ложности и обреченности идеалов героя. Сатирический - Сильное и резкое, негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни. Комический (юмор) - Смех над относительно безобидными комическими противоречиями, соединенный нередко с жалостью к людям, проявляющим эту комичность. Сентиментальный - Рефлексия умиленности, обращенная к отживающему, уходящему в прошлое укладу жизни с его простотой и нравственной неиспорченностью отношений и переживаний. Романтический - Рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному возвышенному “сверхличному” идеалу и его воплощениям.
Комическое и его виды.
Комическое – смешное. По значению (уровню, глубине комического) различаются высокие виды комического (смех над наиболее высоким в человеке) и всего лишь забавные, шутливые виды (каламбур, реализованные метафоры, дружеские шаржи и т. п.).
Для комического обычно важна чувственно наглядная природа конкретного предмета, игра на утрировке величины элементов (карикатура), на фантастических сочетаниях (гротеск), на сближении далеких, более или менее отвлеченных понятий (остро'та) и др.
Ирония – идейно-эмоциональная оценка, прообразом которой служит структурно-экспрессивный принцип стилистической иронии. Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито спрятанные, но определяющие собой стиль художественного произведения или организацию образной системы (характеров, сюжета, всего произведения). “Скрытность” насмешки, маска серьезности отличают иронию от юмора и особенно от сатиры. Ироническое отношение реализуется весьма многообразно: с помощью гротеска, парадокса, пародии, остроумия, гиперболы, контраста, соединения различных речевых стилей и т. д.
Сарказм – вид комического; суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии.
Юмор – особый вид комического; отношение сознания к объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью. В отличие от собственно комической трактовки, юмор, рефлектируя, настраивает на более вдумчивое (“серьезное”) отношение к предмету смеха, на постижение его “правды”, несмотря на смешные странности.
Сатира – вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения, разрешающееся смехом; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное.
Инвектива – резкое обличение реального лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграмма, полемические статьи и речи и др.
Парадокс – изречение или суждение, резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением или здравым смыслом; нередко облекается в остроумную форму и как разновидность остро'ты принадлежит к сфере афористики и обретает свойства комического. Парадокс часто “выворачивает наизнанку” ходовые сентенции и заповеди (“Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра”, О. Уайльд).
Пародия – комическое подражание художественному произведению или группе произведений, строящееся на нарочитом несоответствии стилистического и тематического планов художественной формы. Два классических типа пародии – бурлеск (низкий предмет, излагаемый высоким стилем) и травестия (высокий предмет, излагаемый низким стилем).
Травестия – один из гротескно-комических литературных жанров, основанный на контрастном противопоставлении героическому или “высокому” образцу. В отличие от пародии, травестия почти не пользуется стилистическими средствами своих “оригиналов”, а лишь “перелицовывает” их сюжет, перенося действие в иную сферу и подменяя высокое низким. |
Количество просмотров у этой темы: 6026.
← Предыдущая тема: О формуле поэзии. Шошанни Николай