Список разделов » Литература » Уроки литературы
Звуки стихотворной речи. В.Е. Холшевников
Автор: veronasunrise | Звуки стихотворной речи
В орфографический словарь, подготовленный Институтом языкознания АН СССР, включено 110 000 слов. Большинство их изменяется (склоняется, спрягается), образуя ряд форм, которых уже больше миллиона. И все это множество составляется из сочетаний всего лишь четырех десятков звуков (точнее, фонем, потому что фонемы могут образовать звуковые варианты, не различаемые в разговоре). Значение различных сочетаний звуков (фонем) в практической речи (а чаще всего и в художественной прозе) — только смыслоразличительное. Когда мы произносим слова “дом” и “дым”, нас интересует не их звуковое сходство (из трех звуков — два общих), а различие (один несходный звук позволил различить слова по смыслу).
Так как звуков речи сравнительно немного, они будут постоянно повторяться. Открыв наудачу любой текст, мы легко убедимся в этом. Приведем пример из книги, не претендующей на художественность, — “Жизнь животных” Брэма: “В высшей степени своеобразно животное, встречающееся в американских пустынях, — мара (Dolichotis patagonica). По многим признакам напоминая зайца, мара значительно отличается от него высокими ногами и более короткими тупыми ушами”. Вглядевшись в текст, мы заметим, что звук “м” повторяется здесь двенадцать раз, а “н” — четырнадцать (считая твердые и мягкие одним звуком), всего же — двадцать шесть носовых. Однако на слух при обычном чтении мы не улавливаем таких звуковых повторов, точно так же, как в математической формуле “длина окружности равна 2πR” не улавливаем созвучия “длина — равна”.
Совсем иначе обстоит дело в стихах. Произнося строку Пушкина “Я помню чудное мгновенье”, мы ясно слышим повтор носовых звуков, хотя “м” повторяется только два раза, “н” — четыре (всего шесть носовых). Столь же ясно слышится в стихах и рифма. Чем это объясняется? Повторяемость звуков в практической речи и по большей части в художественной прозе — явление случайное, никак не связанное с содержанием. Мы не улавливаем звуковых повторов, потому что не обращаем на них внимания. Больше того, если мы их случайно услышим, то это лишь помешает нам, отвлечет от значения слов. Неожиданное созвучие в деловой речи может даже своей неуместностью вызвать комический эффект. Стихи ведут свое происхождение от песни, напев которой всегда эмоционален. Обособившись от мелодии в самостоятельное искусство слова, поэзия сохранила ряд признаков музыкальности. Звуки стихотворной речи обладают эмоциональным содержанием. Недаром поэты часто называют поэзию искусством звуков: “Но дорожит одними звуками пиит”.
Очевидно, кроме смыслоразличительной функции звуки речи в стихах имеют также эстетическую. Вследствие этого они гораздо более заметны, чем в прозе. Читая или слушая стихи, мы невольно вслушиваемся в звуковой состав слов, улавливаем звуковые повторы. Чтобы убедиться в этом, поставим часть предложения из Брэма в стихотворное окружение, не обращая, конечно, внимания на достоинство придуманных для примера стихов:
По многим признакам напоминая зайца, Несчастный трус бежал от грозного малайца.
Скрытые и случайные в прозаическом тексте звуковые особенности набранных курсивом слов проступили здесь с большой отчетливостью: мы ясно слышим шестистопный ямб и повтор носовых звуков. Раздел стиховедения, рассматривающий звуки речи с точки зрения их фонетических (т.е. акустических и артикуляционных) свойств, называется фоникой, или эвфонией (буквально — благозвучие). |
Количество просмотров у этой темы: 4339.
← Предыдущая тема: Инструментовка. Техника стиха. Г.А. Шенгели