Список разделов » Страны и их культурное наследие » Иконография, мифология, символика
Созвездие - Большая Медведица
Автор: Matata | Большая и Малая Медведицы, как одни из наиболее заметных созвездий северного неба, имеют множество различyых названий в легендах разных народов. Большую Медведицу часто называют колесницей, повозкой или просто семью быками. Созвездие Большой Медведицы с самой яркой звездой по имени Дубхе (арабское Тхар Дубб аль Акбар — «зад Большого Медведя») связано со следующей легендой. Прекрасная Каллисто, дочь царя Ликаона, была в свите богини-охотницы Артемиды. Под видом этой богини Зевс приблизился к деве, и она стала матерью Аркаса; ревнивая Гера тут же превратила Каллисто в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упро сила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями. Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:
Уже заря румянила восток. А свет звезды, что немила Юноне, Еще сиял на бледном небосклоне Над полюсом, прекрасен и далек.
Созвездие Большой медведицы. Атлас ГевелияБольшая Медведица кульминирует в полночь в марте — мае, а Малая — в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе. Существует и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса, который, пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи, две медведицы — Мелисса и Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют, Киносурой, что означает «хвост собаки». И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом изображении созвездий околополярной области, не бывает.
В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.
Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь богов»), в мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери.В шаманских гимнах Долон эбурген — податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии — Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка), боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены дня и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем. |
Автор: Matata | По-санскритски созвездие "большая Медведица" называется «Сапта Риши», что означает «Семь Риши (мудрецов)».
Саптари́ши, так же сапта-риши (санскр. सप्तर्षि saptarṣi IAST «семь мудрецов») — семеро мудрецов, сыновей бога Брахмы, рождённые из его ума. Семеро риши считаются творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих.
Саптариши совет из 7 великих мудрецов, основной обязанностью которых является воссоздание цельности Вед после окончания Кали Юги. Семь мудрецов это: Маричи, Васиштха, Ангирас, Атри. Пуластья, Пулаха и Крату.
Начало 1ой главы последней книги Шри Татхаты, которая сейчас готовится к изданию на русском (в процессе перевода). Не могу не поделиться с вами в данных обстоятельствах: "Сотворение Вселенной Творение Вселенной – когда это началось? Где находятся его истоки? Куда она держит курс? Кто ее Создатель? Все эти ответы сокрыты и считаются секретом. В Ригведе гимны Агамаршанам, Насадиям и другие описывают Творение Вселенной. Но до сегодняшнего дня никто еще не понял, что за ними скрывается. То, что было передано человечеству через Веды – это Истина, переданная великим Риши в разные отрезки времени; за пределами этого, никто не может мыслить или сказать. Мы можем с уверенностью утверждать лишь одно : творение Вселенной все еще не завершено. Оно постепенно раскрывается от неизвестного к известному, от невидимого к видимому. Способны ли мы разглядеть что-либо вокруг ранним утром? Но когда солнечный свет распространяется вокруг, мы можем ясно видеть и различать все вокруг. То же происходит с творением Вселенной. Она постепенно становится видимой, выходя из неизвестного. Риши, который передал нам Насадиям, увидел то состояние существования, когда ничто обволакивало ничто. Затем он увидел Центральное Сознание, которое возникло из этой пустоты. Воля внезапно появилась внутри этой Единой Силы. Эта Воля может быть описана как Первозданное Желание. Это было Желание творить. Высшее Сознание пребывало одно в течение долгих времен, вынашивая это великое желание, пока однажды идея Творения не оформилась в Этом Духе и Он повелел «ДА БУДЕТ ТАК»! Вселенная, проявившаяся таким образом в уме Создателя, была темна. Она постепенно поднимается из этой тьмы в течение многих Юг. Ритм, выбранный Временем, чтобы выполнить каждый из этапов Творения отнюдь не был быстрым и легким. Процесс Творения и его эволюция – такое сложное и длительное дело!
Манифестации
Творец создал первого Риши, чтобы он был свидетелем развивающегося мироздания. Он дал ему способность видеть, слышать и знать все во Вселенной. Этот Ади Риши стал наблюдающим присутствием создания, расширения и эволюции Вселенной. Затем, семь лучей света вышли из Создателя – Сапта Риши, которые стали основными Властелинами или руководителями Семи Миров. Он также создал несколько других Риши, затем были сотворены Махасиддхи, ставшие источником древней мудрости. Великие Мастера, которые должны были стать двигателями эволюции жизни и вселенной также были созданы и их долги и обязанности были распределены. Они готовились к выполнению вверенных им функций в соответствующих мирах. " |
Автор: Matata |
Сапта Риши ---------------------------
«Этот Лунный Бог» выражал Семь Сил Природы, которые предшествовали ему и были собраны в нем, как его семь душ, выразителем которых он был, как Восьмой (отсюда восьмая сфера)... Семь лучей халдеев... Гептакис или Иао на камнях гностиков указывают ту же семеричность душ... Первичная форма мистических Семи была явлена в небесах семью большими звездами Большой Медведицы, созвездия, связываемого египтянами с Матерью Времени и семью Духами Стихий»
Как это хорошо известно каждому индусу, это же самое созвездие в Индии изображает Семь Риши и называется Рикша и Читрашикандина.
Семь Лебедей, которые, согласно верованию, спускаются с Неба на Озеро Мансаровара, в народном воображении являются Семью Риши Большой Медведицы, принимающими этот образ для посещения тех мест, где были написаны Веды.
Воплощенный Логос, Кришна говорит в Бхагават Гите: «Семь великих Риши, четыре предыдущих Ману, разделяющие мою природу, были рождены от разума моего; от них произошла (эманировала или была рождена) человеческая раса и мир» (X, 6).
Здесь, под семью великими Риши, подразумевается семь великих Рупа-Иерархии или Категории Дхиан-Коганов. Запомним, что семь Риши, Саптарши, суть Регенты семи звезд Великой Медведицы и потому они одной природы с Ангелами Планет или с семью Великими Планетарными Духами. Все они воплощались, как люди на земле, в различных Кальпах и Расах.
Что же касается до семи таинственных Риши созвездия Большой Медведицы, то, если Египет посвятил их «самой древней родительнице» Тифону, Индия с древнейших времен соединяла эти символы с циклами Времени и Циклами Юг, и Саптарши тесно связаны с нашей настоящей эпохой – темной Кали-Югой[2]. Великий Круг Времени, который фантазия индусов изображала в виде дельфина или шишумара, имеет крест, помещенный на нем природою в его подразделении и распределении звезд и созвездий. В Бхагавата Пуране сказано[3]:
«На конце хвоста этого животного, голова которого обращена к югу, а тело изображено в форме кольца [круга], помещается Дхрува [прежняя полярная звезда]; вдоль его хвоста расположены Праджапати, Агни, Индра, Дхарма и т. д., а поперек его бедер – семь Риши»[4].
< ... >
именно Риши отмечают время и периоды Кали Юги, века греха и горя. Как говорит Бхагавата Пурана:
«Когда великолепие Вишну, называемого Кришна, удалилось на небо, тогда век Кали, во время которого люди услаждаются грехами, овладел миром....
Когда семь Риши находились в Магха, Век Кали, заключающий в себе 1200 [божественных] лет [432,000 обычных лет], начался; и когда из Магха они достигнут Пурвашадха, тогда этот век Кали достигнет своего развития под Нанда его наследниками»[5].
Это есть (полный) оборот Риши –
«Когда две первые звезды семи Риши (Большой Медведицы) подымутся на небе и некоторый лунный астеризм будет виден ночью на равном расстоянии между ними, тогда семь Риши останутся неподвижными в этом сочетании в течение ста лет»,
– как один ненавистник Нанды заставляет сказать Парашару. По мнению Бентлея это представление получило начало среди астрономов для того, чтобы выявить значение прецессии равноденствий.
«Оно основывалось на представлении воображаемой линии или большего круга, проходящего через полюсы эклиптики и начала, установленного Магха, круг этот должен был отрезать некоторые звезды от Большой Медведицы... Так как семь звезд Большой Медведицы назывались Риши, то такой предположенный круг был назван линией Риши; и будучи неизменно связанным с началом лунного астеризма Магха, возможно было вычислить прецессию, принимая за указание градус и т. д. любого подвижного лунного дома, разрезанного этою линией или кругом»[6].
Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ч.2 отд.8, A
|
Автор: Matata | в Пуранах сказано, что созерцание ночью Дхрувы, полярной звезды, и небесного дельфина (Шишумара, созвездие) «искупает какой бы то ни было грех, совершенный в течение дня». (Там же, стр. 306). Факт заключается в том, что лучи четырех звезд «в круге постоянного появления» – Агни, Махендра, Кашияпа и Дхрува, помещенные в хвосте Малой Медведицы (Шишумара) – будучи сконцентрированы известным способом и на известном предмете, производят необычайные результаты. Астро-маги Индии поймут, что под этим подразумевается.
Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ч.2 отд.11, D
Но талантливый автор "The Book of the Beginnings» и «The Nalural Genesis» поступает – весьма счастливо для нас – совершенно обратно. Он весьма торжественно демонстрирует наши Эзотерические (буддийские) Учения, доказывая их тождественность с учениями Египта. Пусть читатель судит сам по его талантливой лекции о «Семи Душах Человека». Автор в ней говорит:
«Первая форма мистического Семь была представлена в небе семью большими звездами Большой Медведицы, созвездия, которое соединялось египтянами с Матерью Времени и Семью Стихийными Силами»[7].
Совершенно точно, ибо индусы помещают своих первоначальных Риши в Большой Медведице и называют это созвездие обителью Саптарши, Рикша и Читра-шикхандина. И Адепты их претендуют на знание, является ли это лишь астрономическим мифом или же первичной тайной, имеющей более глубокое значение, нежели это предполагается.
Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ч.2 отд.11, F
|
Количество просмотров у этой темы: 8574.
← Предыдущая тема: Архангел Михаил - иконография