Список разделов » Страны и их культурное наследие » Иконография, мифология, символика
Архангел Михаил - иконография
Автор: Matata | Из всех ангелов святой Михаил, вероятно, чаще всего встречается в христианском изобразительном искусстве - в религиозной скульптуре, живописи, витражах, иконографии.
Как в западной, так и в восточной традиции святой Михаил Архангел изображается чаще всего в воинских доспехах, тип которых зависит от культурных особенностей времени и места - часто это облачение римского легионера; в качестве оружия имеет меч - либо обычный, либо огненный (отсылка на Быт. 3:24, где св. Михаил ассоциируется с "Херувимом", охраняющим путь к древу жизни после изгнания Адама и Евы из Эдема), иногда - копье или даже и меч, и копье одновременно. Шлем при этом может отсутствовать. Иногда его заменяет корона - знак власти, которая у других ангелов не встречается. На левой руке у св. Михаила изображают иногда щит, на котором могут присутствовать христианские символы - греческая монограмма имени Христа (сплетенные буквы Χ и Ρ, звезда Давида, к роду которого принадлежит Иисус, крест.
Под ногами Архангела-воителя часто изображают побежденного и поверженного им диавола (в виде дракона или уродливого человека).
Еще один атрибут св. Михаила на Западе - весы: это знак того, что на Страшном Суде он будет взвешивать дурные и благие поступки каждого человека. Поэтому в чашах весов изображают иногда в одной - уродливого демона (грех), в другой - молящуюся фигурку.
Сюда же можно отнести и изображения св. Михаила с книгой - отсылку к строкам Писания о книге за семью печатями, которые будут вскрыты при конце света (см. Откр. 5 и далее).
Встречаются также изображения св. Михаила со знаменем или штандартом в руках: латинская литургическая традиция называет его "знаменосцем Спасения" ("salutis signifier") и "знаменосцем Пресвятой Троицы" ("Trinitatis sanctissimae signifer"); кроме того, знамя - один из знаков военного предводителя.
Интересны восточные (русские) иконы, на которых св. Михаил представлен в апокалиптическом образе - скачущим по горящей земле верхом на алом крылатом коне, с пламенной трубой у губ. В одной руке у него книга, в другой - крест или трезубец, под копытами коня - низверженный диавол. Такой образ называется Архангел Михаил Воевода; он появился в русском искусстве с XVI в. и приобрел популярность в XVII столетии.
Другие широко распространенные в русской иконописи сюжеты связаны с чудесами св. Михаила - явлением в Херопте ("чудом в Хонех"), а также "чудом о Флоре и Лавре", когда св. Михаил изображается вручающим поводья коней святым мученикам, братьям Флору и Лавру, которых он, по русской легенде, обучил искусству управлять лошадьми и которые считаются на Руси покровителями этих животных.
В руках у св. Михаила, как и у других ангелов, на Востоке часто изображают так называемое зерцало - прозрачную сферу, содержащую в себе буквы имени Иисуса Христа (ΙΣ ΧΣ или Его изображение; зерцало символизирует то, что ангел это дух, а не антропоморфное существо, и служит Христу. Иногда зерцало выглядит как царский атрибут - держава (золотой шар, увенчанный крестом).
|
Автор: Matata | Архангел Михаил, как и Гавриил, – любимый персонаж художников, чаще всего изображающих его с крыльями и обнаженной шпагой воина Божьего и победителя Дракона. Хотя в эпоху Ренессанса его изображали во всевозможных видах, Михаил всегда оставался молодым, сильным, красивым, обычно одетым в кольчугу и вооруженным шпагой, щитом и пикой, все это ярко сияющее, одним словом – готовым к битве. На многих росписях он изображен в схватке с Сатаной, который в этом контексте часто изображается в облике змея или дракона.
Иногда на голове у Михаила рисуют увенчанную драгоценными камнями корону. Крылья обычно весьма внушительны, а в руке у Михаила обычно весы правосудия. В исламских писаниях крылья Михаила описаны как “цвета зеленого изумруда”, а сам он покрыт “шафранной шерстью, на каждой шерстинке по миллиону лиц и ртов и столько же языков, каждый из которых на своем диалекте испрашивает милости.
Среди обнаруженных недавно Свитков с берегов Мертвого моря есть один, озаглавленный “Война сынов света с сынами тьмы”, где Михаил назван “князем света”. Он борется против ангелов тьмы, которыми командует демон Велиар. В “Еврейских легендах” Гинзберг считает Михаила предвестником Шехины, а также ангелом, приведшим Асену из Палестины в качестве жены для Иосифа, а также тем, кто спас спутников Даниила от яростной печи. Михаил, которого также считают посредником между Мордекаи и Эстер и разрушителем Вавилона, якобы известил павших ангелов о всемирном потопе. Когда он плакал, его слезы превращались в драгоценные камни.
Некоторые религиозные деятели утверждают, что именно в нынешнем веке произойдет новое явление Михаила.
|
Количество просмотров у этой темы: 6083.
← Предыдущая тема: Иконография Богоматери