Список разделов » Страны и их культурное наследие » Иконография, мифология, символика
Символика скандинавских украшений
Автор: Matata | Тяга к прекрасному нашла свое отражение в фибулах и других украшениях. С их помощью можно было не только приукрасить себя, но и выставить напоказ свое богатство. Вместе с тем, украшений, не имевших функционального назначения, было не так уж много. Это — браслеты, ожерелья, шейные обручи и разнообразные подвески на цепочках. Подобные подвески в основном представляли собою христианские или языческие символы, такие, как крестик или миниатюрный молот Тора. Перстни носили редко, а височные кольца были совершенно чужды скандинавской традиции. Это был чисто славянский феномен.
Приобретение украшений, таких, как браслеты, шейные обручи из драгоценного металла, являлось также способом накопления богатства, как это бытовало повсюду в мире.
Украшения, как правило, имели простую форму, а многие из них были к тому же соотнесены с определенной весовой системой, так что их стоимость можно было установить без особого труда. Таким образом, как женщины, так и мужчины могли носить свое богатство на себе и похваляться им. Об этом обстоятельстве сообщает в своих записках араб Ибн Фадлан, который, как уже говорилось, повстречался с викингами в районе Волги в 920-х годах. Впрочем, достоверность его утверждений не доказана. По поводу женщин он писал следующее: "На шее у них были украшения из золота и серебра, потому что если супруг располагал десятью тысячами дирхемов (арабские серебряные монеты), то он должен был украсить свою жену драгоценной шейной цепью. Если же его богатство состояло из двадцати тысяч дирхемов, то он должен был повесить на шею жены два украшения и прибавлять по одному всякий раз, когда у него появлялось еще десять тысяч дирхемов. Так что часто на шее женщины бывает довольно много украшений".
Большая часть дошедших до нас скандинавских украшений изготовлена из серебра, а некоторые из них — из арабских серебряных монет, которые в больших количествах поступали на Север. Поскольку при торговых сделках в основном расплачивались серебром, причем по весу (в тех случаях, когда речь не шла о меновой торговле, то подобное украшение являлось очень удобным способом хранения ценностей. Если плата бывала ниже стоимости шейного украшения, то от него можно было попросту отрубить кусок или разрубить его пополам.
В украшениях использовалось и золото. Самое большое золотое украшение эпохи викингов (шейный обруч) было найдено близ озера Тиссе, на острове Зеландия. Во время весеннего сева его обнаружили накрученным на колесную ось сеялки. Шейный обруч был сплетен из четырех толстых золотых нитей самой высокой, 96О°/оо, пробы, и вес его при обнаружении оказался 1830 граммов. Первоначальный его вес был, очевидно, 1900 граммов, но небольшая его часть отсутствует. Несомненно, это украшение предназначалось для статуи какого-нибудь божества или для крупного человека с очень широкой выпуклой грудной клеткой. До нас дошло множество украшений и фибул, относящихся к эпохе викингов. Их находят главным образом в зарытых в землю кладах и захоронениях. Примечательно, что происхождение их по преимуществу скандинавское и отражает сугубо скандинавские вкусы. Все металлы, за исключением железа, должны были привозиться извне. В других странах фибулы и украшения тоже, разумеется, были в ходу, но, как уже отмечалось выше, овальные фибулы, скрепляющие бретельки сарафана, были явлением исконно скандинавским. На них, так же как и на многих других предметах, встречается самая разная орнаментика.
Вместе с тем, некоторые из фибул представляли собою скандинавский вариант, навеянный чужеземными украшениями. Например, женские фибулы для накидок и плащей в форме трилистника являются вариацией трехгранных украшений для перевязей мечей, распространенных во Франции.
Другим примечательным заимствованием являлись подковообразные фибулы, которые мужчины, особенно в Норвегии и в среде викингов на Британских островах, носили на правом плече как застежку для плаща. Они происходят от шотландских или ирландских застежек для одежды, а форма их была создана викингами на Британских островах. Многие фибулы изготавливались из серебра и могли достигать довольно крупных размеров, и это свидетельствует о том, что они, наряду с браслетами и шейными обручами, являлись одним из способов хранения ценностей. Снорри Стурлусон в первой половине 1200-х годов описывает случай, который произошел в Исландии за 250 лет до этого. Исландцы, в благодарность за прекрасное стихотворение, сложенное в честь исландского народа, преподнесли его автору, скальду, наплечную фибулу из серебра весом около 25 фунтов (примерно 750 грамм). А он разрубил ее пополам (она, вероятно, была подковообразной) и за половину фибулы купил себе усадьбу. Если история эта правдива, то из нее можно заключить, что такая фибула, которую невозможно было практически носить на одежде, была своего рода наградным знаком. Самые крупные подковообразные фибулы скандинавского образца, известные и поныне, могут весить до килограмма, но такую фибулу носить на одежде было бы затруднительно. Булавка для подобной фибулы могла быть длиной до полуметра, а вес ее говорит о том, что ею должны были застегивать очень большой плащ, возможно, из меха.
Известны также вещи иноземного происхождения, например, наконечники поясов, которые переделывались в женские украшения путем прикрепления к ним сзади булавки. Это также относится к вещам британского происхождения в Норвегии. Повсюду в Скандинавии принято было украшать шейные обручи разноцветными стеклянными бусинами и всякими заморскими вещами, например, монетами, колечками или миниатюрными накладками. Другие украшения использовались по своему первоначальному предназначению. Так, гривны — шейные украшения русского происхождения, имевшие стандартный вес и относящиеся к раннему периоду эпохи викингов, все еще применялись как средство оплаты, но одновременно их закручивали в спирали и носили как браслеты. В мужских богатых захоронениях, найденных в Бирке, имелись нарядные пояса и кафтаны восточного покроя.
Бытует представление, будто викинги любили украшать себя всевозможными предметами, привезенными из заморских стран. Но было бы неправильно представлять себе знатных и именитых викингов похожими на увешанную побрякушками рождественскую елку. Заморские украшения употреблялись весьма умеренно, чаще всего в ходу были исконно скандинавские. Складывается впечатление, что большая часть заморских украшений, найденных, в частности, в захоронениях Бирки, имеет восточное происхождение и отражает пристрастия, характерные для культуры Востока, в то время как украшения, обнаруженные при раскопках в Хедебю, были привезены из Западной Европы. Что же касается украшений, найденных в Норвегии, то их происхождение — Британские острова.
Находки, сделанные на территории Скандинавии, обычно принято рассматривать как единое целое. Но даже если речь идет об исконно скандинавских украшениях, то те или иные виды их отнюдь не были модными повсюду. К тому же, мода с течением времени менялась. Немалую роль играли также экономические возможности населения. Не каждый мог позволить себе приобрести ту или иную уникальную золотую фибулу, изготовленную знаменитым мастером. Многие были вынуждены довольствоваться серийной продукцией, позолоченными имитациями, бронзой или вообще не имели средств приобрести себе фибулу.
Таким образом, судя по фибулам, равно, как и по другим деталям одежды и украшений, внешний вид людей зависел от их географической и культурной принадлежности, их экономического положения и их места в обществе, — точно так же, как это бытует у всех народов во все времена
--------------------------------------------------------------------------
Подвески из клада из Фельсхаген. 10-ый век
Гривна
Бронзовое украшение конской сбруи, обнаруженное в древнем городе Броа на острове Готланд. |
Автор: Matata | Основная масса скандинавских украшений, предметов вооружения происходит из погребений и лишь единицы найдены в культурных слоях поселений.
Основными находками являются фибулы различных форм. Всего известны 252 экз. фибул, из них 64,8 % — овальные.Как установлено скандинавскими исследователями, овальные фибулы служили для скалывания бретелей юбок и обычно употреблялись парами. Иногда одна из овальных фибул заменялась круглой, трилистной или равноплечей. Между собой фибулы соединялись цепочкой, в первую очередь они несли служебную функцию и могли употребляться при соответственном покрое одежды. X. Арбман писал, что «эти эффектные украшения были важной частью тогдашнего наряда викингских женщин, и это были не покупные товары, так как их можно было использовать только тогда, когда женская одежда имела покрой, характерный для времени викингов — с юбками на бретелях».
Следующая категория скандинавских украшений — это железные шейные гривны из четырехгранного прута, частично перевитого, с подвесками — молоточками Тора.Гривны носили мужчины и женщины. Так как гривны в большинстве случаев несут на себе изображения символов, связанных с мифологическими представлениями скандинавов, их, вероятно, следует считать специфическим скандинавским украшением.
----------------------------------------------------------------------
Скандинавские украшения ІХ-ХІ вв. (из находок в Скандинавии и Восточной Европе) 1 — железная кольцевая фибула, Михайловский могильник, кург. III; 2 — бронзовая кольцевая фибула, Киевский некрополь, погр. 116; 3 — серебряная кольцевая фибула, украшенная чернью, Северные древности Королевского музея в Копенгагене, № 410; 4 — подвеска со звериным орнаментом, там же, № 414; 5 — трехлопастная фибула, там же, № 115; 6а — скорлупообразная фибула, Бирка, погр. 825; 66 — скорлупообразная фибула. Южное Приладожье, д. Заозерье, кург. 6, компл. 8; 7 — равноплечная фибула, Тимеревский могильник, кург. 75; 8 — равноплечная фибула, Тимеревский могильник, кург. 277; 9 — круглая фибула, там же; 10,11 — литые браслеты, Южное Приладожье.
Вещи ритуального и бытового назначения ІХ-ХІ вв., найденные в Скандинавии (могильник Бирка). 1 — конский гребень, погр. 644; 2 — гребень в футляре, погр. 496; 3-6 — поясные пряжки и наконечники пояса, погр. 1076, 456, 369; 7,8 — ледоходные шипы, погр. 323,1032; 9-11 — подвески символы бога Тора, погр. 1099, 750, 60; 12 железная шейная гривна с подвесками «молоточками Тора», погр. 985; 13 — рог для питья и оковка рога с городчатым орнаментом, погр. 523,544; 14,15 — игральные кости и стеклянные шашки, погр. 710,644; 16 — ножницы, погр. 464; 17 — костяная ложка, погр. 823; 18 — нож в ножнах, погр. 151; 19 — оселок с отверстием, погр. 674; 20 — оселок из цветного шифера с отверстием, погр. 56; 21-23 — бронзовые булавки и пинцет, погр. 513-946; 24 — замок и ключ к нему, погр. 644. |
Автор: Matata | Вещи смешанного русско-скандинавского стиля ("гибриды"). 1 - маленькая скорлупообразная фибула, Юж. Приладожье. д. Крючково, кург. 18; 2 - арбалетная фибула, украшенная звериным орнаментом, Гробини; 3 - булавка, Люцинский могильник, погр. 1 компл. 22; 4 - фибула, Гнездовский могильник, заготовка подобной фибулы с Рюрикова городища; 5 - декоративный топорик, Старая Ладога; 6 - гребень из Камно; 7,8 - накладки луки седла, Шестовицы; 9 - рукоять меча из Фощеватой близ Миргорода; 10 - рукоять меча из Гнездовского могильника, раск. Д.А. Авдусина, кург. 2;11 - декоративный топорик, Владимирская область.
Все эти находки позволяют предположить (Arbman 1960: 132-134), что экономические связи со Скандинавией не ограничивались ввозом готовых изделий, вызывавших местные подражания, но, возможно, некоторые скандинавские ремесленники работали и в Восточной Европе, испытывая несомненное воздействие местных художественных традиций.
|
Автор: Matata | Привеска с изображением свернувшегося дракона в традиционном скандинавском стиле. Аналогичные найдены в Бирке (Скандинавия) и в торговых центрах Древней Руси, датируются X веком. Дракон – одно из самых распространенных мифологических существ. В том или ином виде драконы присутствуют почти во всех традиционных культурах. С одной стороны, образ дракона стал развитием мифологического образа змеи – существа «нижнего мира». С другой стороны, он соединяет в себе образы разных животных (в том числе птиц, существ «верхнего мира»). По мнению, например, В.Я. Проппа, подобная гибридизация отменяет возможность отождествления мифологического персонажа с реальными животными. В скандинавском эпосе дракон часто выступает в роли хранителя сокровищ, которого убивает прославленный герой.
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты интернете) |
Автор: Matata | Костяные подвески-амулеты. Каждая вручную вырезана из лосиного рога. На лицевой стороне - узор или изображение животного, а на обратной рунами вырезаны пожелания крепкого здоровья и богатства. Руническое письмо было распространено с I по XIII в. на территории Дании, Швеции, Норвегии, Исландии и Гренландии. Сохранилось несколько письменных рунических памятников; известно, что для древних скандинавов они имели магическое значение - рунические надписи наносили на оружие и предметы обихода, что придавало им и их владельцами дополнительные полезные свойства. Самой ранней рунической надписью считается имя или эпитет, вырезанное на костяном гребне, датирующемся II в. Считается, что последняя бытовая надпись древнегерманскими рунами была сделана на шведском сарае в XIX в. В наше время руны также используются для гадания.
------------------------------------------------ Современные реконструкции (материалы взяты интернете) |
Автор: Matata | Датские крестики. Оригинал найден в Дании. X в. ------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | Эффектный крест распространенного типа. Наиболее известная находка подобного креста хранится в Новгородском музее и датируется 30-40х годами XI в. Аналогичные обнаружены в Скандинавии и на о. Готланд, а также в Финляндии (где считаются привозными из Скандинавии). Широко распространены на территории Руси: Новгородская область, Киевская, Тверская, Могилевская, также известны находки в Любече и Старой Рязани. Большая часть подобных крестов происходит из курганов XI в.
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | Молот Тора из Ходдензее (Германия). X в.
------------------------------------------------ (материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | Небольшая подвеска X в. с изображением Одина - верховного бога германо-скандинавской мифологии. Один - отец асов, бог войны и победы, мудрец и шаман, знаток рун, хозяин Вальгаллы и повелитель Валькирий. Один имеет множество имен и обличий, его сопровождает несколько магических существ и артефактов. На подвеске Один держит своих воронов - Хугинна («думающий») и Мунинна («помнящий»). Сюжет этого украшения уходит корнями в глубокую скандинавскую древность.
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | В германо-скандинавской мифологии Тор – бог грома и плодородия, суровый и мрачноватый герой преданий Старшей Эдды. Одним из атрибутом Тора является его молот - Мьёльнир (Mjolnir). Его удары неотразимы и смертоносны, а после броска он возращается в руку владельца. Однажды Мьельнир был украден у Тора великаном Тримом, но благодаря хитрости Локи возращен хозяину, правда, для этого могучему молотобойцу пришлось выдать себя за невесту, а сам Трим, его семья и все гости погибли. Впрочем, лучше почитать об в первоисточнике. Небольшие амулеты в виде молота Тора были популярным скандинавским мужским украшением, символизируя силу, мужество и другие достоинства храбрых воинов. Их находят по всей Скандинавии, в Европе и на территории Др. Руси – разных размеров, форм и декора. Прототипом нашего молота Тора послужил образец, найденный на о. Готланд (Швеция).
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | Подвеска, сделанная на основе скандинавской женской фибулы для нижней одежды. Мы только убрали иголку с обратной стороны и приделали ушко сверху. Фибула и подвеска изображают свернувшегося медведя - в очень характерном для средневековой Скандинавии "зверином" стиле. Находка оригинала датируется X в.
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | Подвеска готическая. Праобразом этой необычной подвески послужила деталь скандинавской конской упряжи X века.
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | Массивная подвеска, копирующая форму и рисунок одного лепестка скандинавской фибулы-броши, имевшей форму трилистника (X век)
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | Небольшая круглая подвеска с изображением удивительного животного сенмурва – реконструкция аланской подвески X века.
Сенмурв, или симург, царь всех птиц, фантастическое животное персидской, а также иранской мифологии. Сенмурва изображали как птицу с женской грудью или птицу с чертами собаки или льва. Согласно одной легенде, cенмурв бессмертен и живет на Древе Познания. Некоторые исследователи сравнивают его с орлом из Младшей Эдды, гнездящимся в ветвях Мирового дерева Иггдрасиля. По другой версии, сенмурв живет 700 лет и, когда у него подрастает сын, он разжигает костер и бросается в огонь. Поэтому его также сравнивают и с Фениксом.
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Автор: Matata | Подвеска, сделанная на основе скандинавской женской фибулы для нижней одежды. Мы только убрали иголку с обратной стороны и приделали ушко сверху. Фибула круглой формы с изящными завитками-волютами. Оригинал происходит из Скандинавии и датируется X в.
------------------------------------------------ Современные реконструкции
(материалы взяты в интернете) |
Количество просмотров у этой темы: 26594.
← Предыдущая тема: Символика славян