Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Декоративно-прикладное искусство
Шапка Мономаха
Автор: Matata | Всемирно известен древний царский венец — шапка Мономаха. Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII века. Очень давно о ней сложили легенду, будто в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям. Легенда рассказывает, что митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы — драгоценные медальоны, которые нашивались на круглый воротник, животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.
Правда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин умер в 1054 году, а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 году — через 59 лет после смерти византийского правителя. Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни историки считают, что она была сделана в Византии, Другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы. Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не выяснены и еще ждут новых исследований.
В древних летописях о шапке не упоминается: даже если она и была прислана византийским императором, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому предназначался подарок. А о шапке Мономаха слыхом не слыхивали до начала XVI века... Зато во всех духовных грамотах» московских царей, начиная с Ивана Калиты, упоминалась некая золотая шапка, но сколько-нибудь подробного описания ее не приводится.
Сейчас документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III — Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией — венчанием на престол.
Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви:митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.
Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии — бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия. Через 50 лет ею венчался на царство юный Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.
Шапка Мономаха входила в состав Большого наряда.
Вес шапки Мономаха — 698 граммов.
В пещере Эмине-Баир-Хосар (нижнее плато Чатыр-Дага, Крым) находится сталагмит, названный «Шапка Мономаха».
В Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, построенном в честь 300-летия царствования Романовых было паникадило в виде шапки Мономаха.
В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группой российских ювелиров была создана точная копия шапки Мономаха, оцененная в 50 тысяч долларов США.
(1- Шапка Мономаха . Конец 13 - начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва
2- Венчание на великое княжение Дмитрия, внука Ивана III. Лицевой летописный свод XVI в.)
|
Автор: Matata | Шапка Мономаха по форме похожа на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотая поверхность ее покрыта кружевным сканым узором греческой работы, в котором в единое целое сгонялись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из шести лепестков.
Украшенный драгоценными камнями золотой венец русских государей состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет собой широко распространенный характер греческих завитков, но каждый из них в деталях различается: например, на одном — совершенно особый узор, на трех других — несколько сходный с первым, а на четырех остальных — не похожий на другие. Рисунок каждой дощечки снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов — боковыми рамками.
«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На нем установлен гладкий золотой крест, а по концам и в подножие его вставлены четыре жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые — круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих.
На каждой из восьми дощечек в гнездах, три из которых украшены финифтью, посередине находится по крупному камню: четыре рубина и четыре изумруда.
Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр — примерно 20 сантиметров. |
Автор: Matata | Легенда и история
Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами.
Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом».
Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году.
Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.
Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать ее и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков.
(иллюстрации:
1-"Шапка Мономаха второго наряда". 1682 .
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба. Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .
2 - рисунки с шапкой Мономаха второго наряда
3- юный Пётр первый) |
Автор: Matata | ШАПКА КАЗАНСКАЯ
Шапка Казанская — золотой филигранный венец. Относится к числу регалий русских царей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Изотовлена для Ивана Грозного татарскими(?) мастерами.
С XVIII в. - геральдическая корона царства Казанского.
«Шапка Казанская» была изготовлена, приблизительно в 1553 году, для Иоанна IV сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.
При изготовлении шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех.
Применены следующие ювелирные приёмы: чеканка, литьё, резьба, чернь, эмаль.
Золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, исполненым в «восточном» стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники — очень похожие на «городки», очень распространённые в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.
(1- шапка казанская;
2- Иван грозный) |
Автор: Matata |
АСТРАХАНСКАЯ ШАПКА
Астраханская шапка Михаила Федоровича или Шапка первого наряда царя Михаила Федоровича, венчающая герб царства Казанского, была сделана для царя Михаила Федоровича - первого представителя династии Романовых . Она была изготовлена главным мастером Оружейной палаты дьяконом Эфимом Телепневым в 1627 г. Это замечательное творение ювелирного дела, соединенное с русскими тенденциями. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок».
Корона украшена 177 камушками и жемчужинами . На полусферической тулии этого венца - прорезные фигурные запоны - типично русские "городки" с драгоценными камнями: сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчужинами, вкрапленными на легком, симметрично расположенном прорезном и чеканном узоре венца. Их обилие в сочетании с белыми, голубыми и зелеными эмалями создает звучную красочную гамму. Шапка символизировала, что территория Астраханского ханства не являлась испокон веков русской, а была присоединена к Русскому государству в определенное время. Голубой цвет поля герба говорит об одной территориально-географической особенности области - ее расположении в нижнем течении реки Волги.
«Она состоит из трех треугольных вогнутых золотых досок, украшенных финифтью и драгоценными камнями, сведенных вверху под короною.
Внизу шапка украшена венцом из 6-ти крестообразных сквозных запон, также украшенных камнями. На шапке утверждена корона, состоящая из трех дуг, промежутки между которыми заставлены.
Над этой короной еще другая, подобная ей, но меньшей величины. Шапка увенчана изумрудом»
После XVIII столетия регалия служила короной «Царства Астраханского».
Наряду с шапкой, кремлевские ювелиры выполнили для Михаила Федоровича также скипетр и державу, так называемый "Большой наряд". "Большой наряд" русский царь напевал только в особо торжественных случаях - во время "парадных входов" и во время приема иноземных послов. Астраханская шапка Михаила Федоровича хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Астраханской же шапкой она названа потому , что к правлению 1-го царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани .
Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .
(Венец ."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 .) |
Автор: Matata | ШАПКА АЛТАБАСКАЯ ( Сибирская ) . 1684 .
Принадлежала царю Ивану V Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля.
Алтабасная — то есть из золотой ткани.
В 1684 году для царя Ивана Алексеевича была сшита шапка из алтабаса, драгоценной, похожей на парчу ткани, отчего и шапка получила название Алтабасной. Эта шапка - единственная среди царских венцов, чья тулья сделана из ткани. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. Некоторые из этих запон, как документально известно, были сняты с несохранившейся Алмазной шапки царя Федора Алексеевича.
Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение, алмазы, яхонты, изумруды, зёрна гурмыцкие.
В описной книге 1689 года называется Шапкой третьего наряда. В описи 1702 года оценивается в 909 рублей.
В настоящее время входит в собрание экспонатов Оружейной палаты Московского кремля.
Изображение алтабасной шапки венчает герб царства Сибирского в Большом государственном гербе Российской империи.
(1- Москва, Константинополь (?, 17 в., запоны), Турция (17 в., алтабас) 1684
Мастерские Московского Кремля
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, парча, атлас, мех.
Шитье, литье, чеканка, резьба, канфарение, эмаль.
Высота: 24,0 см.)
Окружность: 66,5 см.
2- Иван V) |
Автор: Matata | Шапка Алмазная . 1682 - 1687 .
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля
На более крупном плане видны узоры и двуглавые орлы на венце .
Один из двух венцов, сделанных в 80-х годах XVII века кремлевскими ювелирами для царя Ивана Алексеевича и его сводного брата Петра. Декоративное решение венца характерно для русского ювелирного искусства позднего XVII века, одной из примечательных черт которого было активное использование драгоценных камней, вызванное стремлением к пышности, несколько показной роскоши, ясно ощущаемым в художественном творчестве этого времени. Излучающий сияние венец сплошь украшен алмазными запонами в виде розеток, корон, двуглавых орлов, блеск которых соперничает с блеском золота. Запоны помещены в различных ракурсах, и алмазы на них находятся в разных плоскостях, что особенно усиливает их игру. В навершии венца под крестом помещен драгоценный лал малинового цвета. |
Автор: Matata | В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие короны:
1. Владимира святого;
2. казанская, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву;
3. астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Федоровича;
4. сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.;
5. таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда, изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого;
6. бриллиантовая корона Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами;
7. алмазная корона Иоанна Алексеевича.
На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются короны европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали.
Первая корона европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой короной короновался Петр II.
Дугу, разделяющую корону, он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием.
К вершине его был приделан бриллиантовый крест.
Для коронации Анны Иоанновны была заказана корона по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с короны Петра II.
Эта корона с 1856 г. называется польской и в государственном гербе помещается на гербе Царства Польского. Этой же короной, немного переделанной, короновалась Елизавета Петровна.
Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую корону, на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин; она весила до 5 фунтов.
Для коронации Павла I эта корона была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими; ею же короновались и все последующие императоры - Павел I (1797 г), Александр I (1801 г), Николай I (1826 г), Александр II (1855 г), Александр III (1883 г), Николай II (1896 г).
Впервые переход от традиционных усыпанных самоцветами шапок к коронам европейского образца произошел при короновании Екатерины I — для нее была изготовлена корона из золота и серебра, усыпанная множеством бриллиантов.
Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма).
В архивах сохранились имена талантливых золотарных мастеров, участвовавших в «деле короны» — Ивана Евстигнеева и Ивана Липмана, да еще ремесленников придворной Алмазной мастерской. За труды всем ювелирам из казны уплатили 8200 рублей. Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. Великолепный венец не уступает самым пышным образцам европейских королевских домов.
Из-за вражды этих двух ювелиров имя Георгом-Фридриха Экарта долгое время было известно ограниченному кругу лиц. В своих записках Позье не упоминал об Экарте и вся слава долгие годы доставалась только самому Жереми.
После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу ), министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов. Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом ). После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован), проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли.
В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло), принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950.
(Икона "Спас нерукотворный с предстоящими царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем" XVII в.) |
Автор: Chanda | Очень познавательно. Спасибо! |
Автор: ATS-NIK | Спасибо за информацию
А на портретах шапки очень приблизительные и почти не узнаваемые. Судя по всему художникам показывали шапку один раз для быстрого наброска. И портретируемого наверное тоже |
Автор: Matata | Рада,что было интересно |
Количество просмотров у этой темы: 21011.
← Предыдущая тема: Wire wrap.