Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники
Искусство Нидерландов 17 века
Автор: Matata | Разделение Европы на католический и протестантский регионы сказалось и в искусстве такой маленькой страны, как Нидерланды.
XVII век явил миру две художественные школы - голландскую и фламандскую.
Обе были наследницами художественных традиций Нидерландов - европейской страны, на части территории которой к тому времени образовалась католическая Фландрия, названная так по имени самой значимой провинции (на сегодняшний день это территория Бельгии и Франции). Другие провинции, отстояв свою приверженность идеям реформации, объединились и стали именоваться Голландской республикой или просто Голландией.
В XVII веке в Голландии примерно три четверти населения было городским, основным сословием считалось среднее. Реформаторская церковь отказалась от великолепия декора, не было коронованных заказчиков и родовой аристократии, а это значит, что представители буржуазии стали основными потребителями искусства. Пространство, предназначенное для живописи, ограничилось домами бюргеров и общественными зданиями. Размеры картин, как правило, были не велики (по сравнению с дворцовой живописью или алтарными композициями для церквей), а сюжеты имели камерный характер, изображали сцены частной, повседневной жизни. Именно поэтому голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) назвали «малыми голландцами». Большинство художников находило темы для своих картин в пределах родной страны, следуя совету Рембрандта: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать прежде всего то, что ты найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас». Продуктивность художников достигала невероятных размеров, как следствие, в среде живописцев возникала конкуренция, которая в свою очередь приводила к специализации мастеров. И, возможно, из-за этого произошла многообразная дифференциация по жанрам. Появились художники, которые работали только в жанре морского пейзажа или жанре городских видов, или изображали интерьеры помещений (комнат, храмов). В истории живописи были примеры натюрмортов и пейзажей, но никогда прежде эти жанры не достигали такой массовости и самодостаточности, как в Голландии XVII века.
Геррит Доу |
Автор: Matata | Голландский натюрморт
Объектом голландского искусства этого времени был новый человек - бюргер первой буржуазной республики. Мир его мыслей и чувств о самом себе и об окружающей действительности, в том числе и о природе как предмете его наблюдений и деятельности составляет основное содержание произведений голландских мастеров. Изображение вещей в голландском натюрморте так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения.
Отличительными внешними признаками голландской картины являются ее небольшие размеры и продиктованная этим мелкофигурность, чрезвычайная детализация и тщательность письма. Небольшой, кабинетный размер голландских картин обусловлен их предназначением : они являлись в основном предметом украшения скромных бюргерских домов. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Крупных аристократов, владевших дворцами, которые нужно было украшать, здесь было значительно меньше, чем в других странах Европы. Зато круг потребителей изобразительного искусства в Голландии был гораздо шире, чем где-либо: картины покупали доже зажиточные крестьяне. К удивлению иностранцев, голландцы ценили картины больше, чем драгоценные камни и украшения. Картины стали предметом широкой торговли на рынках и ярмарках. Они получили значение как предмет капиталовложения, как средство платежа.
Бейерен Абрахам Хендрикс «Роскошный натюрморт» 1655 |
Автор: Matata | КЛАС, Питер (Claesz, Pieter) 1597, Бургштейн, Вестфалия — 1661, Харлем. Голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Учился у Флориса ван Дейка. С 1617 работал в Харлеме. Преимущественно обращался к излюбленному в Голландии типу натюрморта, т. н. "завтракам" — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, составленных в кажущемся беспорядке (особенно в ранних работах), но подчиненных продуманной и четкой (обычно горизонтальной) композиции. Каждый из предметов расположен так, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Натюрморты, написанные на сером или оливковом фоне при мягком рассеянном свете, отличаются богатством оттенков в пределах единой коричневато-золотистой, серебристо-серой гаммы, отсюда их название — жанр "монохромных завтраков".
Произведения: Натюрморт с селедкой (1636, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена), Трубка и жаровня (1636), Завтрак (1614), Завтрак с ветчиной (1647), Завтрак с рыбой (1658; все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Завтрак (1642, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Натюрморт (1647, Амстердам, Маурицхейс), Натюрморт с сосудами для питья (1649, Лондон, Нац. галерея). Ранний этап развития голландского натюрморта, представленный произведениями Класа и его младшего современника, В. Хеды, создает ощущение особой жизни вещей, связанных с жизнью человека (брошена смятая салфетка, недопито вино в бокале, надрезан лимон, отломлен кусок пирога). Вместе с тем существенная для европейской культуры XVII в. тема бренности всего земного (Vanitas), породившая в натюрморте скрытый и многозначный символический подтекст, угадывается и в картинах Класа (изображение курительных принадлежностей, сорванных цветов, горящей свечи, пустых раковин, остановившихся часов и т. д.); однако в них, как и во всем раннем голландском натюрморте, чрезвычайно сильно выражены любовь художника к окружающей повседневной жизни, пытливое и тщательное изучение им реальной натуры.
|
Автор: Matata | С 1621 года жил в Харлеме, вместе с В. К. Хедой считается основателем харлемской школы натюрморта. Питер Клас является представителем популярной в то время в Голландии разновидности натюрморта "ванитас", в которых при помощи символов: свечи, бокала, часов, черепа и т.д., выражется библейская концепция суетности жизни.
Питер Клас первым из мастеров натюрморта использовал свет, воздушную среду и единый тон в колорите в качестве средств, которыми может быть выражено единство предметного мира и окружающей среды. |
Автор: Matata | Натюрморты Питера Клааса
(продолжение следует.....) |
Автор: Marishka | Спасибо! Как раз таки недавно было задание,сделать переложение на литографию) |
Автор: Fish-KA | да-классика рулит.спасибо нам с маришкой крупно повезло -у нас это все живьем есть-в получасе езды-большая часть этого в эрмитаже.там целый длинный зал голландцев.после просмотра ощущаешь легкое головокружение и свое безграничное ничтожество.это конечно самое мертвое и статичное из того что есть в зимнем-но по технике реализма и материальности голландцам равных не было и нет.свет ,глубина ,воздух,вертуозность подачи формы ,фактура,работа с цветом и детализация-этого у них не отнять. |
Автор: Lidia | Спасибо за статью |
Автор: Matata | Fish-KA , согласна
Я тоже частенько люблю погулять в Эрмитаже - отдыхаю там глазами и душой |
Автор: Thill | У них всегда свет и фактуры прекрасно получались. Мне еще 3д-воплощения голландцев нравились. Никто не видел такую штуку? А то найти не могу, чтоб показать. |
Количество просмотров у этой темы: 13080.
← Предыдущая тема: Гюстав Кайботт (1848-1894) / картины