Список разделов » CG Новости » Кино, трейлеры, шоурилы
Кинофильм "Шерлок Холмс"
Автор: Viktor | Экранизаций Конан-Дойля мировой кинопром наплодил уйму — причём самого разного свойства. Как только образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона ни трактовали. Однако со временем выработался этакий самостийный канон, который иногда никакого отношения к литературным первоисточникам и не имеет. Например, войлочная шляпа и плащ-крылатка, в которых щеголяет большая часть Кинохолмсов, стали, кажется, неотъемлемыми атрибутами образа, даром, что у сэра Артура Конан-Дойля они нигде не упоминаются; как нет у писателя и сакраментальной фразы «Элементарно, Ватсон» — её источником стал британский фильм 1929 года «Возвращение Шерлока Холмса». Кинематограф породил и массу других шаблонных наслоений: например, некоторая глуповатость Ватсона и совсем уж непроходимая тупость инспектора Лестрейда.
И тут внезапно появляется фильм Гая Ричи, в котором все эти шаблоны в лучшем случае забыты, в худшем — обстёбаны.
В российский прокат фильм вышел аккурат в канун новогодних праздников, и поначалу восторженные отзывы смешивались с высказываниями «через губу», вплоть до того, что Гай Ричи «опорочил святыню» и «надругался над Конан-Дойлем». На самом деле, для российских зрителей, видимо, существует только один «канонический» Шерлок Холмс, — блестяще сыгранный Василием Ливановым в конце 1970-х — начале 1980-х.
Воспринять нечто, настолько радикально отличающееся от привычного образа, конечно, кому-то оказывается непросто. Куда легче заявить, что это всего лишь пародийно-комедийный боевик, в котором от Конан-Дойля остались рожки да ножки.
А между тем всё куда хитрее и умнее, чем кажется на первый взгляд.
Шерлок Холмс и Доктор Ватсон по-новому
Да, основной сюжет к Конан-Дойлю отношения особо не имеет: сценарий фильма написан пятью сценаристами на основе рассказа Лайонела Уиграма. Но при этом главные герои сыплют цитатами из Конан-Дойля, и весь фильм наполнен отсылками к самым разным рассказам о Шерлоке Холмсе. Даже, казалось бы, неведомо откуда взявшийся негодяй лорд Блэквуд — главный антагонист фильма — имеет вполне конкретный прообраз у Конан-Дойля: в «Камне Мазарини» фигурирует некий злодейский граф Негретто Сильвиус, чьё имя переводится с итальянского на русский так же, как с английского на русский переводится фамилия Блэквуд — «Чёрный лес».
В фильме Блэквуд — чёрный оккультист, совершающий серию ритуальных убийств. Пятое совершить он не успел по случаю вмешательства Холмса, Ватсона и инспектора Лестрейда, которые совместными усилиями отправили несостоявшуюся жертву Блэквуда в больницу, а его самого — на виселицу.
Накануне казни, однако, Блэквуд потребовал свидания с Холмсом и пообещал ему, что будут ещё три смерти, которые «перевернут весь мир».
Именно доктор Ватсон был тем врачом, который констатировал смерть преступника... И буквально на следующий день Блэквуд воскрес из мёртвых и продолжил убивать.
Весь фильм зрителю будет мерещиться — и небезосновательно — «дэнбраунщина» самого дешёвого образца: тут вам и масоны, и «воскресший» злыдень с претензией на мировое господство, и непонятные научные эксперименты, и загадочный персонаж с лицом, спрятанным в глухой тени, с пистолетом в рукаве, — профессор Мориарти, подсылающий Ирен Адлер к Холмсу.
В финале вся эта «дешёвая мистика»... Ну, а впрочем, не будем раскрывать карты: едва ли все желающие уже успели посмотреть этот фильм.
В общем и целом это, конечно, комедийный боевик. Точнее, фильм, имеющий все признаки и комедии, и боевика, и приключений. Нет там сколько-нибудь «избыточной» интеллектуальности и какого-либо трагического саспенса, которого, кажется, пристало бы ждать от фильма про Шерлока Холмса.
Интеллектуальности там, откровенно говоря, вообще негусто, что также несколько огорчает поклонников «более каноничных» трактовок, наряду с отсутствием войлочной шляпы и фразы «Элементарно, Ватсон».
Но какими бы оригинальными ни казались трактовки образов Робертом Дауни-мл. (Холмс) и Джудом Лоу (Ватсон), они отнюдь не так далеки от литературного первоисточника.
Ватсон слишком молод и резв? Гай Ричи и Лайонел Уиграм подумали, и задались вопросом, а почему, собственно, Ватсон обязан быть вяловатым недотёпой, эдаким вечным оруженосцем у Холмса? Он, в конце концов, военный хирург, служивший в Афганистане. Следовательно, он неизбежно навидался всякого, может, ещё больше, чем Холмс. Да, в конце концов, у Конан-Дойля упоминается, что его отправили в отставку в связи с ранением, полученным на службе, а значит, ему как минимум случалось бывать на передовой.
И voila! — вместо «оруженосца» перед нами человек, примерно одного с Холмсом возраста, может быть, чуть старше; полноправный партнёр и в расследованиях (пусть он и не так совершенно владеет дедуктивным методом, зато с химическими реагентами управляется виртуозно), и в многочисленных драках.
Например, когда их прижимают трое уголовников, центральный из которых - "драгер" - на две головы выше всех остальных присутствующих, Холмс задаёт вопрос: «Ну, Ватсон, вам мясо? Или гарнир?» С гарниром из двух головорезов Ватсон, судя по всему, управляется куда успешнее, чем Холмс с главным «мясом», хотя уж на что, а на неумение драться Холмс пожаловаться не может. Свои боксёрские таланты — по сворачиванию слюнявых челюстей и ломанию рёбер — персонаж Роберта Дауни-младшего оттачивает на боксёрских рингах (кстати, опять-таки, на более крупных, чем он, противниках).
Вообще отношения между Холмсом и Ватсоном выведены достаточно своеобразно. Это очевидная взаимозависимость (в которой некоторые даже усматривают сексуальный подтекст; впрочем, от охотников искать такие подтексты нынче отбою нет, больная тема, видимо).
В самом начале фильма становится известно, что Ватсон собирается жениться и съехать с Бейкер-стрит, что у Холмса не вызывает никакого энтузиазма. Он даже умудряется оскорбить невесту Ватсона, за что впоследствии получает от доктора хороший тычок в нос.
Но при этом и Ватсон не может оставить своего друга и напарника в беде, даже если Холмс сам себе эту беду организует (а это происходит регулярно). И когда Холмс, уходя на опасное дело, специально забывает револьвер на столе, Ватсон вначале скрипит зубами — «Ведь специально забыл, мерзавец!», — а затем ухмыляется и идёт следом за своим «незадачливым» партнёром, которому снова нужна страховка.
Некоторой реабилитации подвергся и инспектор Лестрейд, об которого, кажется, принято вытирать ноги и так и этак. У Гая Ричи это вполне себе честный и даже неглупый служака, которому приходится работать с порядочными остолопами. С одной стороны, бюрократ — это неизбежно; с другой стороны он прекрасно понимает, что к чему. Возможности двинуть Холмсу под дых, когда такая необходимость возникает, он не упускает, — но в итоге получается, что он тем самым спасает ему жизнь.
Фильм временами пытается, что называется, «косить» под комикс, но при внимательном просмотре становится понятно, что все ключевые персонажи прописаны очень объёмно. Даже «главное зло» — лорд Блэквуд — кажется схематичным лишь до того момента, когда понимаешь, что самое чудовищное, что в нём есть, это его самовлюблённость — похоже, он возбуждается от собственного отражения в зеркале.
Холмс тоже самовлюблён; как и у Блэквуда, «у него внутри целый театр», но — качественно иного свойства: если Блэквуд норовит навести вокруг себя пятиактную эсхатологическую драму с собой в главной роли, то Холмс предпочитает водевили и комедианство. И поэтому, собственно, и не покупается на разводимую его врагом дьявольщину. А вот на небольшие трюки со стороны Ирен Адлер покупается, причём дважды за фильм.
Компьютерная графика вокруг Холмса
Что же касается компьютерной графики, то её, как и принято нынче в модных салонах (то есть, в высокобюджетных блокбастерах), в фильме много, но она вся — как тот суслик: ты его не видишь, а он есть.
Созданием визуальных эффектов занимались компании Double Negative и Framestore. Double Negative занимались воссозданием Лондона конца XIX века и «строительством» Тауэрского моста; Что касается Framestore, то их часть работы описывается на их сайте так:
«Лондон сам по себе — не открытка с викторианскими кэбами, бархатистыми туманами и изящными террасами, а панорама грязи, нищеты и недостроенных промышленных чудовищ. Всё это представляло собой могучий фронт работ для художников Framestore, которым пришлось заниматься самыми разными задачами — от скрупулёзной разработки цифровых декораций и моделирования исторических локаций до создания самых зрелищных эпизодов, таких как драка в доках и сногсшибательная последовательность взрывов».
Последовательность взрывов там «сногсшибательна», пожалуй, лишь в том смысле, что действительно сшибает с ног всю троицу — Ватсона, Холмса и Ирен Адлер, причём Ватсону достаётся больше всех.
Хотя, когда выясняется, как это было сделано... Всё — взрывы, огонь, летящие обломки — выполнено в цифре, и только в ней. В качестве исходного материала фигурировали только съёмки с бегущим Робертом Дауни-мл., прикрывающимся от воображаемого огня деревянной доской, и пытающимся добраться до Ирен, чтобы спасти её. Всё остальное пришлось придумывать и рисовать уже художникам Framestore. Причём задача состояла в том, чтобы построить сцену ещё и в рапиде, что соответствующим образом увеличивало объёмы необходимой работы.
К счастью, игра Дауни-мл. оказалась более чем убедительной, так что вся сцена в итоге получилась достоверной... И натуралистичной.
Натурализм картинки — ради которого иногда даже жертвуют зрелищностью — это, пожалуй, самая характерная черта фильма. Там где грязно, там грязно по-настоящему. И когда Адлер в своём роскошнейшем платье пробирается по замызганным улицам, становится даже несколько стыдно и обидно, что такой красоте приходится продираться в буквальном смысле через помои и через толпу нищих: что в итоге останется от платья?
Фильм снимался в исторических районах Лондона, Манчестера и Ливерпуля, но при этом практически всё пришлось «доприукрашивать» на этапе постпродакшна — чтобы добиться, опять же, натуралистичной аутентичности, и добавить кучу деталей, на которые никто или почти никто не обратит особого внимания, но которые создадут в итоге нужную атмосферу.
Кстати, вездесущая реклама — как раз одна из таких деталей. Как выяснилось, в викторианскую эпоху рекламой было заклеено всё, что можно; не зная этого, можно было бы подумать, что это какой-то странный анахронизм. А не тут-то было.
Гай Ричи также хотел несколько панорамных видов викторианского Лондона, но так, чтобы они, опять же, не привлекали самостоятельного внимания: как бы просто деталь для создания общей атмосферы. Эту задачу тоже решали 2D-художники Framestore.
Наконец, в сцене, где главному герою приходится шастать среди подвешенных на крюках свиных туш, эти самые свиные туши, как выяснилось, тоже цифровые (вот уж ни за что не догадаться!). Говорят, это была чуть ли ни самая простая часть работы.
Конечно, намётанным глазом, — и приложив немного дедуктивного метода, — можно понять, что и взрывы, и летящая чуть ни в камеру огромная якорная цепь, которая вот-вот превратит Холмса в свежий фарш, — это CG. Как выясняется, почти вся сцена сделана в цифре — не только цепь, но и сам корабль, и кабестан — всё сплошь 3D-модели. И хотя при съёмках использовался материальный макет части корабля, эта часть была очень невелика, и всё остальное рисовали CG-художники.
Но пока смотришь фильм, об этом просто не задумываешься; паче того, как-то сразу легко и необратимо начинаешь верить, что вот именно таким Лондон в конце позапрошлого столетия (начало 1890-х годов) и был: грязноватым, иссиня-сизым, с почти неизменными мрачными тучами на небе.
Забавно, что создатели фильма смогли чрезвычайно ловко запихать в весь этот натурализм ещё и элемент стимпанка («химическое оружие» с дистанционным управлением, которое разработали специально для Блэквуда). Это вдвойне интересно, учитывая, что стимпанк получился, что называется, рекурсивный: стилизация под эпоху Викторианской Англии вписана обратно в эту самую Викторианскую эпоху.
Отдельного внимания заслуживает, недостроенный Тауэрский мост, который был открыт в 1894 году; на его вершине, как и следовало бы ожидать, финальная битва «добра со злом» и происходит, и естественно, на недостроенных секциях, среди досок и цепей. Как и полагается «традиционному» голливудскому боевику.
Разница лишь в том, что, как отметил один из критиков, «Шерлок Холмс» отказывается воспринимать себя всерьёз» (в отличие от прочих боевиков). И действительно в фильме нет никакого пафоса, напыщенности, да и особого драматизма там тоже искать не приходится. Смотреть или не смотреть
Категорически рекомендуется к просмотру. Категорически не рекомендуется ожидать какого-либо сходства с «киноканоном». Наоборот, скорее стоит предварительно посмотреть старинную комедию «Без улик» с Майклом Кейном и Беном Кингсли в ролях Холмса и Ватсона, соответственно.
И да, кстати... Сиквел уже в работе: по последним сведениям, Роберт Дауни-мл. отказался от работы над проектом "Ковбои и инопланетяне" ради продолжения "Шерлока Холмса", съёмки которого начнутся уже в июле этого года. В которой, как гласит упрямая молва, роль профессора Мориарти будет играть не кто иной как Брэд Питт. Впрочем, это пока неофициальная информация.
Источник: |
Количество просмотров у этой темы: 3066.
← Предыдущая тема: Demo reel of Universal Everything