Список разделов » Литература » Уроки литературы

Значение техники стихосложения в поэзии. Нужна ли? (статья)

» Сообщения

Любое стихотворение можно проанализировать с двух точек зрения. За основные составляющие поэтического текста можно принять его смысловую наполненность, а также его композиционное построение. Для анализа последнего уже давно существует множество методик, тогда как определение смысловой составляющей довольно пространно. Именно поэтому в настоящее время основным признаком поэтического произведения многие считают именно его композицию, оставляя более высоким материям довольно скромную роль.





Действительно, определить наличие поэтического смысла или поэтического восприятия в стихе довольно сложно, особенно сегодня, когда количество молодых поэтов, имеющих весьма ограниченный опыт, постоянно увеличивается. Само понятие «поэтического смысла» в настоящее время пытаются трактовать самыми разными способами. Кто-то считает, что стих приобретает его, когда мысли, изложенные в нем, оказываются немного недосказанными, мол, в этом случае, внимание читателя легче привлечь, после прочтения стиха он задумается, будет переживать и пытаться осмыслить его.





Образное изложение — еще один излюбленный прием молодых авторов, то же не всегда можно применить к понятию поэзии. Использование образов, вызывающих устойчивые ассоциации, а значит, понятных и простых в восприятии, приветствуется. Такие приемы делают стихотворение более ярким, «живым». Однако, если образ, приведенный автором, понятен только ему, ни о каком поэтическом смысле речи быть не может. Примерно то же самое можно сказать и о любом другом способе передачи мыслей и чувств автора. Категория эта является спорной, и основанием для классификации текстов по их «поэтичности» быть не может.





Поэтическое восприятие стихотворения — еще более пространный критерий. Согласно его требованиям, читатель, после прочтения стиха должен пережить определенные эмоции, чувства, стих должен вызвать некие мысли, стать толчком к определенным выводам. Однако то же самое может произойти и в случае с прозой — она может спровоцировать не меньше переживаний. Да и простой разговор между людьми, может вызвать сильное волнение, так что же, и его можно считать поэзией?





Эмоциональное воздействие стиха не получится измерить по силе, поэзия вообще не точная «наука». Значит, и утверждать, что один текст производит сильное впечатление и, следовательно, является стихом, нельзя. Так и получается, что композиционное построение стихотворного произведения лучше всего демонстрирует его принадлежность к истинной поэзии, стало быть, и значение техник работы с текстом нельзя недооценивать.[/color]





Источник: Портал: "Пиши стихи правильно"

Дата сообщения: 17.12.2009 14:57 [#] [@]

От добрых замыслов немного толку,



Когда твой слог коряв или неряшлив.



(Ли Гюбо. 1169-1241 гг..Корея)







Выдержки и сети...







Вашему вниманию, коллеги – «непризнанные поэты», предлагается своего рода цитатник, составленный из высказываний как известных ученых – лингвистов, филологов, стиховедов и др., так и «продвинутых» сетевых авторов. В этом разделе цитаты подобраны с целью переубедить тех начинающих поэтов, которые настойчиво отвергают необходимость даже минимальных познаний основ теории стихосложения. Работы большинства названных авторов цитат приведены в конце этой статьи. Причем, указаны только те работы, которые можно найти через поисковик интернета и при желании бесплатно скачать. Надеюсь, вы продолжите этот список понравившимися вам работами. В дальнейшем эти (и другие) работы будут использованы при подготовке материалов, продолжающих наш стихотворный ликбез.







Стиховедение считается трудной частью словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».



Психологически это понятно. Стихи – это поэзия, поэзия – источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, «алгеброй поверять гармонию». Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, «подстилаясь» под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?



(М.Л.Гаспаров)





К любому, кто занимается творчеством, предъявляется три основных требования: талант, мастерство и осмысленность, то есть в определенном смысле – возможность, умение и стимул.



Поэт должен сознательно или подсознательно ответить на три риторических вопроса: «Что написано?», «Как написано?» и «Зачем написано?».



Если для поэта его стихи – не поверхностное увлечение (никому не нужное) и он не обуреваем гордыней, не считает, что всего уже достиг и нельзя менять ни слова в его ниспосланных свыше произведениях, тогда в нашем случае ему необходима теория, поэтическая школа ...



Неумелость и беспомощность еще не означают отсутствие таланта.



(М.Швец)





Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться в технике.



(Т.Скоренко)





Технике стиха можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах – такие примеры известны, но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта – может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства.



(В.Брюсов)





Прежде всего надо усвоить, что никаких стиховых «правил» в виде внешних, кем-то установленных норм нет. Есть определенные объективные условия построения поэтической речи и, в частности, стиха, и эти условия вступают в сложное взаимодействие с субъективными устремлениями творческой мысли.



Поэзия пользуется языком, живой речью, и законы этой речи не могут быть обойдены.



«Правила» не вырабатывал и тем более не придумывал никто. Они проистекают из норм языка, из норм мышления, из математических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодействии друг с другом и с тем содержанием – идейным, предметным и эмоциональным, - которое стремились воплотить поэты, движимые, в свою очередь, бесчисленным количеством факторов, от узколичных до широкоисторических.



Теория стиха – это обобщенная практика; техника – приложение выводов теории к новой практике.



(Г.Шенгели)





Поэтический мир поэта складывается не только из его образов и тем (материала), но еще из законов, связывающих образы в единое целое, которые, с известной долей условности, можно назвать инструментом.



Кроме основных (базисных) законов языка от грамматики до лингвистики поэтический язык живет (движется, развивается) по своим особенным законам – правилам стихосложения …



Почти в каждом стихотворении имеются: образы, рифмы, строфы, ритм, все вместе выражающие неповторимую индивидуальность автора.



(М.Швец)





Стих представляет собой особый тип речи, своеобразную выразительную систему, по-своему использующую самые различные языковые элементы и образующую новое и самостоятельно стилистически функционирующее языковое целое, подлежащее, в частности, и лингвистическому изучению. Стихотворный язык ни в какой мере не сводится только к ритмической его организации, на которую чаще всего указывают. Слово в стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль. Стихотворные паузы представляют собой резко усиленные в своем качестве словоразделы внутри стихотворной строки и в конце ее. Несравнима с другими типами речи и звуковая организация стиха. Об этом свидетельствует не только рифма, но и вообще особая роль звука в стихе, его влияние и на интонацию стиха, и на его лексику.



(Л.И.Тимофеев)





Искусство требует жертв. И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги.



(Т.Бондаренко)





Не обольщайтесь: если Бог не дал вам таланта, никакая технология не поможет. И не надо на это обижаться.



(С.Щепотьев)

Дата сообщения: 17.12.2009 15:08 [#] [@]

Количество просмотров у этой темы: 5140.

← Предыдущая тема: Рифмовка. Способы рифмовки. Схемы

Случайные работы 3D

Mesh Boss
Viva Italia
Деревня ростоманов:)
Первенец...
Эрнан Кортез
Научный прорыв

Случайные работы 2D

\"Mind Gigger\" CD-cover
Septunia
Headhunters
Warface роллап
Angel Of Darkness
Старый мост
Наверх