Джеймс Кэмерон: «Ставьте планку как можно выше»
Автор: Viktor |
Джеймс Фрэнсис Кэмерон (James Francis Cameron), родился в Капускасинге (Канада) в 1954 году в семье художницы и инженера-электрика. Судя по всему, мальчик унаследовал таланты обоих родителей: он прекрасно рисовал и делал очень подробные технические наброски для своих проектов. Например, Стэн Уинстон (Stan Winston) признался, что практически весь дизайн терминатора он «выдоил» из Джеймса Кэмерона в период подготовки фильма к съемке.
Еще в детстве Кэмерон отличался тем, что постоянно подбивал друзей на постройку и сооружение каких-нибудь технических приспособлений. Он был прирожденный лидер, под его руководством у пацанов выходили машины, лодки, ракеты, действующие катапульты и миниатюрные батискафы для мышей. Мать будущего режиссера поощряла его занятия рисованием и даже организовала выставку его работ в местной галерее. Маленький Джеймс увлекался научной фантастикой и вместо домашней работы писал фантастические рассказы. Однажды, на уроке биологии он написал историю, которая позже стала «Бездной».
Когда мальчик впервые увидел фильм Кубрика (Stanley Kubrick) «Одиссея 2001 года», он заболел кинематографом. В 1971 году его семья переехала в Калифорнию, но округ Орандж – не Голливуд, а водить машину Кэмерон тогда еще не умел. Пока он даже и не мечтал стать режиссером, для него эти люди были сродни небожителям.
«Я считал, что этим занимаются люди какой-то особой касты, которые рождены быть кинематографистами, - вспоминает он. – А пацаны из маленьких канадских городков режиссерами не становятся». Еще он любил науку, в особенности – ту, что связывала его с морем, хотя на тот момент моря он ни разу не видел. Джеймс даже подумывал стать морским биологом.
Окончив физический факультет колледжа при Калифорнийском университете, он все-таки решил, что наука не для него, и попытал счастья в изучении английского языка и литературы, но это его тоже не удовлетворило. В 1973 году он поступил на факультет философии Университета Торонто, но не окончил его: ведь он все время просиживал в библиотеке и архивах USC перед экраном с микрофильмами книг, содержащих информацию о технологиях комбинированных съемок, рир-проекции или колорирования пленки. «Если мне не давали распечатать копию, я переписывал», - вспоминает он.
В конце концов, Кэмерон решает покончить с учебой и устраивается работать водителем грузовика, а в свободное время пишет и продолжает изучать технологии киноиндустрии.
Но в 1977 году вышли «Звездные войны» Джорджа Лукаса (George Lucas), изменившие многие судьбы и вдохновившие целое поколение молодых талантливых кинематографистов. И Кэмерон был одним из них. Тем летом он уволился с работы, твердо решив посвятить себя кинематографу.
Прочитав книгу Сида Филда «Сценарий», он понял, что искусство и технологии - все это совмещено в сценарии, поэтому начал тренироваться в писательстве. Он вместе с парой друзей написал сценарий к короткометражке под названием «Ксеногенез». Троица взяла на прокат камеру с набором объективов, купила пленку и арендовала студию. Чтобы понять, как работает камера, они разобрали аппарат в первый день съемок, и потом весь день собирали.
Свою профессиональную карьеру в кино он начал с должности модельмейкера в студии под началом Роджера Кормана (Roger Corman), который известен тем, что выпестовал целое поколение талантливых кинематографистов. Корман снимал мелкобюджетное второсортное кино, но делал это быстро и эффективно. Именно эти полезные качества Кэмерон перенял у мэтра. За время работы над «Битвой за пределами звезд» (1980) Кэмерон сделал карьеру от модельмейкера до художника-постановщика. После чего он делал дизайн и декорации для фильма Джона Карпентера (John Carpenter) «Побег из Нью-Йорка» (1981) и консультировал создателей «Андроида» (1982), а также работал производственным дизайнером на «Галактике ужаса» (1981).
Тогда же его взяли постановщиком спецэффектов на фильм «Пирания 2», но снимавший фильм режиссер ушел с проекта, а продюсер фильма, итальянец Овидио Ассонитис (Ovidio Assonitis), хотел полностью контролировать режиссера, поэтому самоучке без опыта, Джеймсу Кэмерону, предложили занять режиссерское кресло. Кино снимали в Риме и на Ямайке. Но когда Кэмерон приехал на съемочную площадку, он обнаружил, что вся съемочная группа состоит из итальянцев, которые не говорят по-английски, а бюджет фильма сильно похудел. К сожалению, Ассонитис не знал, что контролировать Кэмерона себе дороже. Поэтому они категорически не сработались. Фильм, конечно, получился ужасным, и Ассонитис запретил Кэмерону приближаться к монтажной. Но Джеймс взломал замок с помощью пластиковой карточки, научился пользоваться монтажным оборудованием, и тайно перемонтировал весь фильм. В итоге производство «Пирании 2» стало кошмаром режиссера. Но то, что тебя не убивает, делает тебя сильнее, это известный факт.
Стресс и болезнь подарили Кэмерону видение, из которого вырос «Терминатор»: встающий из огня эндоскелет.
«Впервые я задумался о геополитике, когда случился кубинский кризис, - вспоминает он. - Тогда мне было семь или восемь. И тогда я подумал, что мое весьма защищенное существование - всего лишь фасад, позади которого происходит что-то большое и страшное.
С тех пор меня зачаровывает склонность людей балансировать на краю Апокалипсиса. Когда я написал «Терминатора» в 1982 году - это была работа со своими детскими страхами. Это также естественно вписывалось в канву научной фантастки, на которой я вырос. Эти фантастические истории были предупреждением - о технологиях, науке, военщине и правительствах. Прочитав их нельзя было не бояться ядерной войны».
Сценарий будущего шедевра Кэмерон продал коллеге по кормановской школе, продюсеру Гэйл Энн Херд (Gale Anne Hurd), за символическую цену в один доллар с одним условием: режиссером фильма должен быть Джеймс Кэмерон. Пока Херд собирала деньги на производство «Терминатора» Кэмерон не сидел сложа руки, он написал сценарий к «Рэмбо: первая кровь 2» и «Чужим». Сценарий к «Чужим» он на тот момент закончить не успел, нужно было приступать к съемкам «Терминатора», но компания «20й век Фокс» согласилась подождать, пока он закончит этот проект. В общем-то, киностудия ничего не теряла, «Терминатор» должен был показать, способен ли начинающий режиссер-самоучка на что-то достойное того классического фильма, который оказался результатом работы Ридли Скотта (Ridley Scott). Критики положительно отнеслись к «Терминатору», фильм отлично сработал в прокате, а Кэмерон получил своих «Чужих». Космический боевик получил семь номинаций на «Оскар», включая за лучшее исполнение главной женской роли (такое признание академиков - невиданное дело для жанра фантастики) и получил два из них – за спецэффекты и за звуковые эффекты.
Тогда в Голливуде о Кэмероне заговорили как о молодом талантливом режиссере. Вместо того, чтобы зарабатывать на воплощении на экране чужих сюжетов, Кэмерон сосредоточился на собственных проектах, достав из своей детской тетрадки записанный когда-то сюжет «Бездны».
Этот фильм установил новые стандарты качества подводной съемки. Режиссер сам сделал дизайн большинства костюмов и технических приспособлений, а также поставил перед магами только зарождающейся тогда компьютерной графики такие задачи, решение которых вывело их на новый уровень. В фильме мы видели некое инопланетное существо, состоящее из воды. Эта сцена была создана так, чтобы ее можно было вырезать, если эффект не получится. Именно потому, что на то время это была экспериментальная технология. Сцена с водяным пришельцем в фильм вошла, но несколько других сцен с эффектами все-таки пришлось вырезать. Это была очень длительная и тяжелая работа, которая заняла полтора года. Фильм удостоился четырех номинаций на «Оскар» и получил один - за визуальные эффекты. Во время работы над фильмом закончились отношения Джеймса с Гейл Энн Херд, они развелись, как только фильм вышел в прокат.
Кэмерон известен тем, что на площадке он безжалостен ко всем, включая самого себя, властен и жесток, он не гнушается повышать голос на самого Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger). Он профессионально освоил все киноспециальности, поэтому может работать на площадке хоть гримером - часто он берет кисть и наносит последние мазки грима на актеров, особенно, если это кровь, раны или грязь. «Это быстрее, чем объяснять человеку, что я от него хочу», - объясняет он. Такой профессионализм позволяют ему предъявлять соответствующие требования ко всем участникам рабочего процесса. После выхода «Бездны» он спродюссировал фильм своей будущей третьей жены Кэтрин Биглоу (Kathryn Bigelow) «На гребне волны». В это же время родился эффект под названием морфинг, который позже Кэмерон использовал для своего следующего проекта - «Терминатора 2”. Успех этого фильма Кэмерон вложил в компанию Digtal Domain, которую он основал вместе со Стэном Уинстоном, Скоттом Россом (Scott Ross), бывшим сотрудником ILM и компьютерным гигантом IBM. Эта новая компания до сих пор поставляет компьютерные спецэффекты для кино (в том числе – для недавно вышедшего блокбастера Роланда Эммериха (Roland Emmerich) «2012»).
В то же время постепенно писался сценарий для «Терминатора 2”, в котором Кэмерон превратил героиню Линды Хэмилтон (Linda Hamilton) в настоящего бойца. И актрисе пришлось воплощать эту новую модификацию Сары Коннор на экране: Кэмерон нанял агента Моссада для тренировки актеров и подготовки их к работе над фильмом. Линде пришлось тренироваться до упада: она должна была собирать оружие с завязанными глазами, одновременно отражая летящие в нее предметы и отвечая на вопросы. Маленькому Эдварду Фурлонгу тоже пришлось поработать до съемок: научиться ездить на мотоцикле и серьезно подтянуть свою физическую форму.
На то время «Терминатор 2» был самым дорогим фильмом Голливуда и первым, в котором появлялся полностью цифровой персонаж. Фильм собрал в прокате более полумиллиарда долларов, став самым прибыльным фильмом Джеймса Кэмерона, и получил шесть номинаций на «Оскар», забрав три из них: за грим, за визуальные эффекты и за монтаж звука. Фильм также получил награду имени Рэя Брэдбери и пять «Сатурнов» от Американской академии научной фантастики, фэнтези и ужасов. В личной жизни Кэмерона производство этой ленты ознаменовалось разводом с Кэтрин Биглоу и романом с Линдой Хэмилтон, который окончился новым браком и рождением дочери Джозефины Арчер в 1984 году. Правда, брак с Хэмилтон продлился всего восемь месяцев. Примерно в это же время Джеймс основал производственную компанию Lightstorm Entertainment и заключил контракт на финансирование трех своих следующих проектов с компанией Fox.
Увлечение Кэмерона морем снова взяло свое, на этот раз на новом уровне: он задумал показать на большом экране масштабный вариант самой трагической морской катастрофы в истории Человечества - гибель «Титаника».
Джеймс нанял русскую команду подводников и батискаф «Мир1» для погружения к месту крушения знаменитого лайнера. Его группа опускалась на дно Атлантики целых двенадцать раз. Кэмерон использовал несколько специальных глубоководных камер, чтобы заснять внутренние помещения корабля. Эти съемки вошли в документальный фильм "Призраки бездны".
«Это все равно, что путешествие в Мекку, - вспоминает он. – Испытываешь чувства, сравнимые с религиозными. Пребывая там, на дне, проникаешься атмосферой грусти и несправедливости жизни. И это послание хотелось донести до зрителей. Я подумал, вряд ли еще кто-то из кинематографистов когда-либо спустится сюда, разве что, документалисты. И я почувствовал груз такой ответственности - я должен был воплотить все эти эмоции в фильме».
Фильм стоил более двухсот миллионов долларов в производстве, что очень сильно превышало отпущенный студией бюджет. Чтобы сократить бюджет Кэмерон, работавший над фильмом в качестве продюсера, режиссера и монтажера фильма, отказался от своей зарплаты, оставив только гонорар за сценарий.
Премьера фильма состоялась 19 декабря 1997 года, картина очень быстро поставила новый рекорд кассового сбора, опередив «Звездные войны» Джорджа Лукаса и собрав более миллиарда долларов по всему миру. «Титаник» получил четырнадцать номинаций на премию «Оскар», забрав одиннадцать из них, включая награду за лучший фильм (эту награду обычно получает продюсер картины) и лучшую режиссуру, сравняв счет с легендарным «Беном Гуром». Кэмерон стал человеком года в Голливуде, и… исчез на долгих двенадцать лет. Все это время к нам просачивались слухи и сплетни о том, что он снимает что-то революционное. Все это время Джемс Кэмерон был занят разработками новых технологий, которые должны были произвести революцию в Голливуде и которые мы увидим в новом фильме.
«Аватар» - это первый большой блокбастер, полностью снятый в 3D, для чего Кэмерон разработал революционную систему управления камерой. И это - третья революция в индустрии спецэффектов, которую инициирует Джеймс Кэмерон. Цифровые эффекты «Аватара» по обещанию Кэмерона будут настолько реалистичны, что зритель не сможет разобрать, что реально, а что нарисовано. «В этот проект я вложил весь свой опыт и знания, - говорит он. - Здесь будут самые сложные эффекты, которые кто-либо когда-либо делал».
Полноценная работа над проектом началась четыре года назад. Во время подготовки к съемке «Аватара» Кэмерон научил Зои Салданья (Zoe Saldana) стрелять из лука по-самурайски - натягивая тетиву пальцами «изнутри», у лица. Специалист-лучник сказал, что это неправильно, так никуда не попадешь. «Видишь тот куст?» - спросил Кэмерон. Куст находился на расстоянии 45 метров от них, и Кэмерон в него попал.
«Если ты устанавливаешь свою планку нереально высоко, и пытаешься допрыгнуть, то твой провал на голову превышает величайшие достижения других людей», - считает Джеймс Кэмерон.
Источник: |
Автор: be_hip | моё почтение вам Джеймс |
Автор: andreiha | оооооооочень крутой человечеще,+ |
Автор: CosmoLogic | Да, вот в аватаре уже поставил асечка конечно, надо было также проработать сюжет, как и визуал часть), в остальном крут мужик |
Количество просмотров у этой темы: 6960.
← Предыдущая тема: 3December