Список разделов » Литература » Уроки литературы
Рифма. Разновидности рифмы.
Автор: veronasunrise | Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
РИ́ФМА (от греч. ῥυθμός — соразмерность) — композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще — начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. В русских пиитиках (16—18 вв.) этот повтор назывался «краесогласием». Определение рифмы как концевого созвучия не совсем точно, так как известны случаи начальных и внутренних рифм. На протяжении истории поэтического искусства структура Р. менялась и меняется. Не влияя непосредственно на ритмостроение стиха, Р. тем не менее играет исключительную эвфоническую и организующую роль в стихе, особенно при строфической композиции стихотворения. В античной поэзии рифмовка стиха как система не применялась; рифмы в античных стихах — явление случайное, чаще в середине и в конце одного и того же стиха. В европейской поэзии Р., как обязательный эвфонический и мнемонический прием, появилась поздно; подобное явление наблюдается в литературах всех народов. В русской народной поэзии система рифмовки — также сравнительно позднее явление, хотя отдельные случаи Р. наблюдаются уже в древнерусских литературных произведениях («Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о Горе-Злочастии»). Русские т. н. досиллабические вирши были свободной, не стопной формацией со смежными Р.; по своей структуре они имеют много общего с раёшным стихом и, очевидно, вышли из народной поэзии. Теория Р. русского классического стиха хорошо разработана; по своим формам и положению в стихе Р. можно разделить в основном на следующие группы.
По слоговому объему рифмы делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем от конца слоге), дактилические (ударение на третьем от конца слоге), гипердактилические (ударение на четвертом от конца слоге). Если Р. оканчивается гласным звуком, она называется открытой, если оканчивается согласным звуком, — закрытой.
ЗАКРЫТАЯ РИФМА – рифма, заканчивающаяся на согласный звук. Пух – слух, ночь – волочь, берег - Терек, обоз – мороз, модничать - угодничать, лист - экономист, рай – знай, топот – шёпот, уснул – гул…
ОТКРЫТАЯ РИФМА - рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки. Сено - смена, дума – шума, сильная - обильное, томно – скромно, вижу – ближе, дива - правдива…
Улыбается осень сквозь слёзы, В небеса улетает мольба, И за кружевом тонким берёзы Золотая запела труба... (А. Блок)
ЖЕНСКАЯ РИФМА – второе название двухсложных рифм; слова с ударением на предпоследнем слоге. Вера – мера, даже - будоражит, слово – стального, делать – челядь, сцены - одену, колдунья - полнолунье, пучиной – длинный, гений - дерзновенней, покои - алоэ, славой - кровавый…
Он, поравнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа пролетела. (А.С. Пушкин)
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... (М.В. Лермонтов)
МУЖСКАЯ РИФМА - второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге. Дум – шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь, клин - семьянин, чертог - ветерок, день - тень... В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое окончание отсутствовало. Например: муха (ж.р.) - mouche , слон (м.р.) - elephant. Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования в строфе для разнообразия мужских (слов мужского рода с ударением на последнем слоге) и женских окончаний (слов женского рода с ударением на предпоследнем слоге). К концу 17 века звук "е" на концах слов перестал произноситься, но остался на письме (как "e немое"), став своеобразным атавизмом. Т.о., чисто акустически (на слух) слова женского и мужского рода в современном французском языке стали односложными, но графически слова женского рода имеют на один слог больше. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только мужские рифмы.
О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были. (В.А.Жуковский)
Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. (А.С. Пушкин)
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге. Операция – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький, видывать – завидовать, признание - венчания, болтающих - погибающих…
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. (М.Ю. Лермонтов)
Запад гаснет в дали бледно-розовой Звёзды небо усеяли чистое, Соловей свищет в роще берёзовой, И травою запахло душистою. (А.К. Толстой)
Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная Правда живучая! (Н.А. Некрасов)
Термин "Дактилическая рифма" произошёл от трёхсложного стихотворного размера - дактиля (–ÈÈ, состоящего из одного ударного и последующих двух безударных слогов. Так, слова "пение", "родина", "особенный", "вечером" в силу своей трёхсложности уже сами по себе являются одностопными дактилями. Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных песнях и былинах, поэтому вплоть до конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. Такому отношению к дактилической рифме способствовало и влияние европейской поэзии, где дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры дактилических окончаний появлялись у русских поэтов в подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке - сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на четвёртом или пятом слогах от конца. Второе название четырёхсложных и пятисложных рифм. Оприходованный – изуродованный, похрапывание – раскапывание, тиражирование – цитирование…
и опять кряхтят они: любят ямбы редактора лающиеся. А попробуй в ямб пойди и запихни какое-нибудь слово, например, «млекопитающееся»… (В. Маяковский)
Идёт Балда, покрякивает, А поп, завидя Балду, вскакивает... (А.С. Пушкин)
Снег сетями расстилающимися Вьет над днями забывающимися... (Валерий Брюсов)
По характеру звучания различаются Р.: точные и приблизительные, банальные, богатые и бедные, ассонансы, диссонансы, составные, тавтологические, неравносложные, разноударные.
ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА - эпифора; слово рифмуется само с собой.
И мощная рука к нему с дарами мира Не простирается из-за пределов мира. (А.С. Пушкин)
«Всё моё», - сказало злато; «Всё моё», - сказал булат. «Всё куплю», - сказало злато; «Всё возьму», - сказал булат. (А.С. Пушкин)
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе. О тебе не хочу думать. Думаю о тебе. О других я хочу думать. Думаю о тебе. Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе. (Лев Озеров)
Если до сих пор нигде вы Не встречали королевы,- Поглядите - вот она! Среди нас живет она. (Агния Барто)
Первые тавтологические рифмы были известны ещё в средневековой Руси по молитвенным стихам и проповедям. Такие рифмы были результатом синтаксического параллелизма, при котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах.
З добрымъ бо думцею думая князь высока стола добудетъ, а с лихимъ думцею думая, меншего лишенъ будетъ. (Даниил Заточник, "Моление", 13 век)
Сродни тавтологическим рифмам существуют и т.н. полутавтологические рифмы: ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои ...
Пуская твои небрежные напевы Изобразят уныние моё, И, слушая бряцание твоё, Пускай вздохнут задумчивые девы. (А.С. Пушкин)
РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги - ни зги, волны - полны...
Молодой человек, встань на коробочку! Лучше на бочку! (В. Маяковский)
Стихи с разноударными рифмами часто используются в фольклоре и в песенном жанре, где слова организованы мелодически: небе – себе, ночи – молчи, сидит – ходит, трава – снова, просил – бросил, я – красивая… "Молодость моя - Белоруссия..."
АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных. Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава... Людская молва, что морская волна.
Я сегодня до зари встану, По широкому пройду полю. Что-то с памятью моей стало Всё, что было не со мной, помню. (Р. Рождественский)
ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам): парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка... Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский). Один из древнейших русских консонансов: семо и овамо.
Было: социализм - восторженное слово! С флагом, с песней становились слева, и сама на головы спускалась слава.
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула. Вместо гор восторга - горе дола. Стало: коммунизм - обычнейшее дело. (В. Маяковский)
В блеске зимней ночи тающая, Обрати ко мне твой лик. Ты, снегами тихо веющая, Подари мне лёгкий снег. (А.А. Блок)
Когда земное склонит лень, Выходит стенью тени лань С ветвей скользит, белея, лунь, Волну сердито взроет линь. (Н.Н. Асеев)
БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в русской поэзии. Вновь – любовь – кровь. Ночь – дочь – прочь. Тебя – любя. Трудный – чудный. Поздравляю – желаю. Радость - младость. Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы - розы. Борьба – судьба. Век – человек. Чувство - искусство. Ночи – очи… и т п.
Старинный звук меня обрадовал и вновь Пою мечты, природу и любовь. (А.С. Пушкин)
В огромном городе моём - ночь. Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь, - А я запомнила одно: ночь. (М.И. Цветаева)
Не пой! Не пой мне! Пощади. И так огонь горит в груди. Она пришла как к рифме «вновь» Неразлучимая любовь. (С. Есенин)
БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.
Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда! (слова народные)
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы. Как ни парадоксально, но среди бедных рифм могут быть и богатые, если в словах созвучны предударные звуки или слоги: дышать - мешать, хотеть - лететь, лесной - запасной, пение - сопение, рация - федерация, звание - призвание...
БОГАТАЯ РИФМА - рифмосочетание слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма. Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор, волен - доволен, друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества. (Ф.Тютчев)
Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)
НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – сочетание слов с различным количеством послеударных слогов. Неравносложные рифмы делятся на рифмы с наращением и рифмы с раздвижением. В рифмах с наращением происходит добавление слога (слогов) в конце одного из слов: папахи-попахивая, тополей - аллее, пылятся - изоляции, ноги - многие, времени- забеременели, следом – неведомо, оперяться - кооперация, гудящих - трудящихся, выставил - капиталистов, блистело - бестелые, резче - мерещится, двести - известия ...
Идёт пожар сквозь бумажный шорох. Прокуроры дрожат. Как хорошо! (В. Маяковский)
Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, У не буду больше молодым. (С. Есенин)
В рифмах с раздвижением "лишний" гласный звук или слог вкрапляется в клаузулу одного из слов, как бы раздвигая собой согласные звуки: нагло – наголо, потомки-томики, ручки-попутчики, оружия - обнаруживая, замш - замуж, дорого - восторга, важно - скважина, вежливый - ежели вы, подачки - подрядчики, жизней - лжи за ней... Вставляемый звук не обозначается на письме, но подразумевается при произношении ("нулевая" гласица). Явор - динозавр (произносится как: динозавор), репетитор - арбитр (арбитор), экватор - театр, рассеянный - Бассейной, мистер - министр...
Пролетариат - неуклюже и узко тому, кому коммунизм - западня. Для нас это слово - могучая музыка, могущая мёртвых сражаться поднять. (В. Маяковский)
Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом, Жена на локоны взяла последний рубль, Супруг, убитый лавочкой и флюсом, Подсчитывает месячную убыль. (Саша Чёрный)
Мал его радостей тусклый спектр: Шесть часов поспать на боку, Да разве что вор, портовой инспектор, Кинет негру цент на бегу. (В. Маяковский)
Глазами доброго дядю выев, Не переставая кланяться, берут, как будто берут чаевые, паспорт американца. (В. Маяковский)
Неравносложные рифмы ввёл в русское стихосложение и активно применял в своём творчестве Владимир Маяковский.
По положению в стихе рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние.
КОНЕЧНАЯ РИФМА - самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы.
Чудная картина Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… (А.А. Фет)
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА – рифма из первых слов в строках.
Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой… (К. Чуковский)
Одним из первых русских авторов, применивших начальную рифму, был Даниил Заточник (13 век). Яко же бо змий страшен свистанием своим тако и ты, княже нашъ, грозен множеством вои. (Моление Даниил Заточника)
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА - рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы.
«Я ждал, я звал, я верил в чудо…» Мне голос был, он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда»… ( А. Ахматова)
В восточной поэзии созвучия в начале строк - анафорическая рифма. При этом в конце строк рифмы может и не быть.
В отношении кратности повторов различаются Р. двойные, тройные, пятерная.
ДВОЙНАЯ РИФМА – рифма из двух слов в строфе. Самая распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две двойных рифмы «знамя-пламя» и «меч - обжечь».
Ты должен быть гордым, как знамя; Ты должен быть острым, как меч; Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь. (В. Брюсов)
ТРОЙНАЯ РИФМА - рифма из трёх слов в сложных строфах.
Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг… (Ф. И. Тютчев)
ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА - рифма из четырёх слов в строфе.
Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом - На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (А.С. Пушкин)
ПЯТЕРНАЯ РИФМА - рифма из пяти слов в стихотворении.
Предвижу ваше возраженье; Но вас я знаю, господа: Вам ваше дорого терпенье, Пока на пламени труда Кипит, бурлит воображенье; Оно застынет, и тогда Постыло вам и сочиненье. Позвольте просто вам сказать: Не продаётся вдохновенье, Но можно рукопись продать. (А.С. Пушкин)
Источник: портал "Русские рифмы". Более полное собрание словаря разновидности рифмы |
Количество просмотров у этой темы: 23298.
← Предыдущая тема: Заявки на рецензии