Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Декоративно-прикладное искусство
Веера
Автор: Matata | ВЫСТАВКА УНИКАЛЬНЫХ ВЕЕРОВ ОТКРЫЛАСЬ В МОСКВЕ
Наталия МАРГИЕВА
На днях в Москве, в Государственном музее А.С. Пушкина, открылась выставка "Волшебный мир веера". Среди экспонатов выставки основную часть составляют веера из собрания Московского музея-усадьбы "Останкино".
С легкой руки Екатерины II эта изящная вещица прочно вошла в жизнь русского общества. В эпоху правления императрицы веер переживает особый расцвет. Изначально используемый лишь из соображений комфорта, веер из предмета утилитарного превращается в модный аксессуар.
На выставке представлены веера XVIII-XX веков английских, французских, голландских и российских мастеров. Вырезанные из слоновой кости, перламутра, панциря черепахи, коровьего рога... Кружевные, расписные, вышитые гладью, бисером, блестками, пайетками.
В центре экспозиции - древнейший и самый ценный вид веера - опахало. На плоском, укрепленном на рукояти экране изображены театральные сцены, а на его обороте напечатаны диалоги из пьес и водевилей. Наибольшей популярностью у дам того времени пользовались складные веера, состоящие из соединенных воедино разрозненных пластин и прикрепленного на них экрана.
Сюжеты вееров изображали галантные сцены: общество в парке, трепетные любовные свидания, а также пастухов и пастушек, библейские легенды, копии картин известных художников.
- Тон веерному буму задавала Европа, работы французских и английских мастеров считались настоящими шедеврами, - рассказала "Известиям" один из авторов выставки, главный хранитель Московского музея-усадьбы "Останкино" Ирина Ефремова. - Во Франции очень любили плотную живопись - она покрывала весь экран. В России, наоборот, предпочитали оставлять пустое пространство, да и сама живопись была наивной. Русские мастера воспроизводили в художественном образе сельские праздники с танцующими крестьянами.
К концу XIX века происходит смешение форм и размеров вееров. Во французских обильно употребляется перламутр, золотые пластины и жемчужины. Конечно, веер могли позволить себе только аристократические слои. Веерами очень дорожили: наряду с другими ценными предметами они подробно регистрировались в имущественных описях и передавались от одного лица к другому по наследству.
Складной веер был неотъемлемой деталью дамского туалета. Веер обычно изготавливался на заказ к какой-либо парадной одежде. Были свадебные веера - с пейзажами и лебедями, и траурные веера, выдержанные в темных тонах.
Светской даме этот аксессуар помогал постигать искусство изощренного кокетства. Был даже изобретен специальный веерный язык, названный "маханием", для освоения которого требовалось приложить немало усилий. К примеру, если дама хлопала веером по левой руке, это означало следующее: она просит всё держать в секрете. Если кокетливо опускала глаза за веер, то объяснялась в любви кавалеру. Некоторые женщины так усердно манипулировали веером, что за ними закрепилась слава щеголих, а их махание веером принимали уже за настоящее волокитство. По этому поводу даже родился каламбур: "Одного любить не в моде, нынче машут по погоде".
Кстати, в музейных архивах есть упоминания о необычных формах вееров, которые вполне могли принадлежать мужчинам. Один маскарадный костюм сопровождал веер в виде кинжала. Обладателем такого веера скорее всего был утонченный франт.
|
Автор: Matata | Китайские экспортные веера
В Китае самые ранние веера находят в захоронениях 3-2 вв.до н.э. Основой для их разнообразных форм послужили листья растений. Складные веера использовались в Китае уже в начале 1 тысячелетия,а металлические были, даже, необходимыми атрибутами в обмундировании солдат. В раскрытом виде они использовались как опахало, в закрытом - служили оружием. Дешёвые веера производились из бамбука и бумаги, дорогие - из шёлка и лака, отделанные серебром, золотом, эмалью, перьями экзотических птиц. Трудно проследить, откуда мода на веера пришла в Европу. Скорее всего, это произошло в пероид Возрождения и было веянием с Востока. Раньше всего веерами стали пользоваться на венецианских карнавалах. Это были дорогостоящие, уникальные, совершенно неповторимые вещи. В отдельных случаях они становились дипломатическими подарками правителям. С 17 века главным центром производства экспортных веров в Китае становиться Гуанчжоу. Некоторые веера изготавливались на заказ с инициалами и гербами владельцев, или они повторяли рисунок кружев платьев красавиц. Во Франции моде на веера способствовала Екатерина Медичи. Увлечение экзотическим востоком возрастает к концу 17 века и появляется стилевое направление "шинуазри". А Людовик 14 устраивает празднование нового 1700 года в "китайском стиле". Возникает и символический язык вееров. Изображения были самыми разнообразными. Чаще всего традиционно китайские пейзажи, архитектура, цветы, птицы, иногда, иллюстрации китайских литературных произведений. В России мода на веера возникает в 18 веке вместе с введением Петром 1 европейского платья. Пик веерной моды приходится на первую половину 19 века. Особенно любила веера императрица Мария Фёдоровна - супруга Александра 3. В 19 веке технический прогресс делает путешествия более доступными, и множество европейцев совершают кругосветные туры. Как сувениры они часто привозили веера с топографическими видами. К началу 20 века мода и спрос на веера затухают, и они становятся драгоценными предметами музейных коллекций, отражающими ушедшее время.
|
Автор: Matata |
(репродукции взяты из буклета "Китайские экспортные веера" ГЭ 2004) |
Автор: Kuz@Mich | Класс! Вот где текстуры для 3D, под обшивку стен... |
Автор: RIDDICK | Да, ты прав... Вот бы еще разрешение хорошее... |
Количество просмотров у этой темы: 10182.
← Предыдущая тема: Веджвудский фарфор