Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Декоративно-прикладное искусство
Культура алтайских скифов - Пазырыкские курганы
Автор: Matata | Пазарык - 5-4 века до нашей эры (Эрмитаж)
Элементы сбруи
|
Автор: Matata | В середине 1-го тысячелетия до н. э. на огромны: территориях, от Карпат и почти до Тихого океана складываются новые формы хозяйственной деятельности — кочевое и полукочевое скотоводство. Появляется и находит повсеместное применение новый материал -железо. Начинается ранний железный век или, по-другому эпоха ранних кочевников.
Пазырыкская культура. С тех пор как лошадь была приучена носить всадника, протяжённые степные ландшафты перестали разобщат людей. Большие расстояния словно сжались. Вчера еще разрозненные и чуждые племена все чаще вступают в добровольные, а то и вынужденные отношения друг с другом, обмениваются идеями и технологиями.
По всему поясу степей Евразии устанавливается новый кочевой стиль жизни. От самых глубин Азии до Северного Причерноморья формируются разнообразные, и вместе с тем сходные во многих проявлениях, культуры. Ареал их распространения получил название скифский мир — по имен кочевников, ставших знаменитыми благодаря исторически трудам Геродота и сенсационным находкам в причерноморских курганах. Поскольку большая часть этого мира находится за Уральскими горами (Рифейскими, по Геродоту) то целый ряд здешних культур называют ещё скифо-сибирскими.
Общность этих культур, основанная на близости хозяйственного уклада и родстве идеологий, проявляется в сходстве трех элементов — это предметы вооружения, конская упряжь и, наконец, «звериный стиль» в искусстве. Название последнего говорит само за себя.
Следует отметить, что границы древних культур не всегда точно совпадают с ландшафтными, однако они всё же соответствуют ареалам Верхнего и Таежного Приобья, западно-сибирской лесостепи, Алтайских и Саянских гор, Минусинской котловины, верховьев Енисея.
Что же это за культуры? Начнем с Горного Алтая того времени. Его благодатные долины и альпийские луга у самых вершин занимало население пазырыкской культуры, названной так по раскопкам погребальных сооружений в одноименном урочище. Благодаря редкому стечению обстоятельств, которые дарит нам порой природа, под каменными насыпями курганов на высокогорных плато образовались линзы вечной мерзлоты, и эти природные холодильники сохранили то, о чем могли только мечтать археологи, — одежду, ткани, ковры, деревянную утварь и забальзамированные тела жителей той далекой эпохи.
Пазырыкцы — смешанное кочевое население, в их внешнем европеоидном облике порой проступали черты монголоидной расы. Со своими многочисленными стадами пазырыкцы кочевали, перегоняя зимой скот в высокогорья, где меньше снега, а летом — к богатому разнотравью долин. Знали они и земледелие. Перемалывая зерно на тяжелых каменных жерновах, хранили его зимой в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепешки. Жили в домах, срубленных из массивных лиственничных бревен. Из таких же брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших. Непременными атрибутами их жизни были конь, оружие и вера в помощь предков и небесных покровителей.
Пазырыкское общество возглавляли вожди, которым после смерти воздвигали гигантские курганы в самых живописных урочищах и долинах рек. Немало сокровищ было скрыто под их насыпями. К сожалению, по большей части курганы были разграблены еще в древности алчными современниками. Но и того, что попало в руки археологам, вполне хватило, чтобы поразить воображение любителей древности и украсить экспозиции самых лучших музеев мира.
Основу воинской силы пазырыкцев составляли отряды всадников, вооруженных луками и стрелами. Луки алтайского образца склеивались из четырех слоев дерева. Для лучшего сцепления места склейки покрывались косыми насечками. Затем готовое изделие обматывалось сухожилиями и оклеивалось берестой. Судя по найденным фрагментам, луки пазырыкцев достигали в длину 110 сантиметров.
Кроме больших сложных луков, воины использовали и маленькие — так называемого «скифского типа» — о них мы уже упоминали в предыдущей главе. Такой лук имел достаточно длинную, плавно выгнутую рукоять, почти прямые плечи кибити и небольшие загнутые концы. Форма его часто была асимметричной — с плечами разной длины и, соответственно, разного изгиба. Как свидетельствуют многочисленные изображения, воин брал при стрельбе лук не за центр кибити, а за выгиб плеча вблизи рукояти. Частота, с которой древние художники подчеркивают эту деталь, позволяет говорить о такой манере скорее как о правиле, а не как об исключении.
Стрелы помещали в кожаные колчаны, скроенные из двух кусков кожи: первый представлял собой прямоугольник длиной около двух третей длины стрелы, который сворачивался в трубку, второй выкраивался в форме полусферы и крепился к нижнему краю этой трубки, образуя дно колчана. Для жесткости в продольный шов вставлялась гладкая каркасная дощечка, окрашенная, как правило, в красный цвет. Иногда такие рёбра жесткости покрывались резным растительным орнаментом или рельефными изображениями хищников. К колчану подшивался широкий чехол — налучье, куда помещался лук. Так получался горит — футляр для одновременного ношения лука и стрел. Гориты чаще носились слева у пояса, а стрелы располагались в них наконечниками вниз. Впрочем, оружие могло быть подвешено и справа — древние лучники свободно стреляли с любой руки.
В ближнем бою пазырыкцы использовали железные и бронзовые чеканы. Это были гранёные или кинжаловидные, слегка изогнутые острия, насаженные на длинные деревянные рукояти. Чекан являлся высокоэффективным оружием в руках всадников и пехотинцев. Его называют также клевцом. Клевец отличается тем, что его ударная часть в соответствии с траекторией удара имеет дуговидную форму. Впрочем, на этот счёт среди оружиеведов существуют и другие мнения. Во избежание путаницы мы будем далее называть чеканом оружие с прямым, колющим или рубящим носиком, клевцом - с изогнутым. Оружием ближнего боя были и знаменитые акинаки — железные и бронзовые кинжалы с характерным перекрестием в форме прямого бруса или развернутых крыльев бабочки. Реже перекрестие выполнялось в виде голов хищных птиц и зверей. Окончания рукояти акинаков часто украшали навершиями в виде парных головок грифонов, направленных клювами друг к другу. Но, по большей части, здесь помещался поперечный брусок-противовес или простое кольцо.
Основным защитным вооружением пазырыкцам служили наборные щиты двух типов. К первому относят щиты прямоугольной формы (высотой от 40 до 80 см.), ко второму — щиты, верхний край которых был пол круглым. Собирались щиты из гладких, оструганных прутьев диаметром чуть больше сантиметра, стянут: между собою кожей и окрашенных. Прутьев обыкновенно было около сорока. Посередине тыльной стороны располагалась широкая кожаная петля-рукоять. При изготовлении щитов использовалась сырая кожа, которая высохнув, сжималась и стягивала между собой деревянные части. Эти щиты при всех своих достоинствах легкости, упругости, слабой проницаемости для удара стрелы — были весьма чувствительны к дождю и влажности и могли применяться не при всякой погоде, так как отсыревшая кожа растягивалась, и щит терял свою надежность. Для защиты от влаги щиты хранили в специальных чехлах, снимаемых непосредственно перед боем.
|
Автор: Matata | В погребениях пазырыкцев найдены и маленькие (до 40 см в высоту) цельнодеревянные щиты прямоугольной формы. Желобки на них имитировали фактуру наборных щитов. Они предназначались, скорее всего для ритуальных целей, так как не могли защитить от удара чеканом. Впрочем, кинжал их не пробивал, а в рукопашной схватке небольшие размеры подобных изделий вполне себя оправдывали. Такие маленькие круглые щиты в XIV веке появились на вооружении европейских армий и хорошо проявили себя в тесноте рукопашных схваток. Еще совсем недавно они были распространены и на Кавказе среди вайнахов — признанных мастеров фехтовального искусства.
Головы воинов прикрывались высокими войлочными колпаками с нащёчниками и назатыльником, а толстые плотные двойные шубы свободного кроя защищали от стрел или чекана, если его удар оказывался скользящим. Защитный эффект свободно свисающей плотной ткани был хорошо известен в древнем мире. Так, древнегреческие гоплиты защищали ноги, подвешивая к нижнему краю щита куски кожи, в которых вязли стрелы.
Шуба прекрасно предохраняла тело и от удара плетью. Плеть у древних кочевников тоже была своего рода оружием. Ею в поединке сбивали противника с лошади, оглушали его. Существовал и другой способ — стегнув вражеского коня, заставить его сбросить наездника.
Плети по сей день используются конными пастухами при охоте на волков — одного умелого удара ею хватает, чтобы убить зверя. Еще в начале XX века среди конноспортивных состязаний кочевых народов (например, киргизов) встречались своеобразные «дуэли» на нагайках. На эти поединки отваживались только самые выносливые и храбрые люди. Чтобы парализовать действия соперника, они стремились ударить его в самое уязвимое место — руку выше локтя, запястье, шейное сухожилие, коленную чашечку, щиколотку. Точный удар практически означал победу.
Особенности боевой тактики пазырыкцев диктовал сам горный ландшафт. По-видимому, они действовали небольшими отрядами легковооруженных конных стрелков. Скорее всего, пазырыкцы использовали тактику засад, внезапных — может быть, даже ночных — нападений на стойбища и быстрого отхода с военными трофеями, самыми ценными из которых был скот, особенно породистые лошади. Интересно, что набор вооружения пазырыкских воинов напоминает арсенал боевых средств североамериканских индейцев со Скалистых Гор.
У древних скотоводческих племен, как свидетельствуют античные авторы и китайские хроники, существовал военный обычай отделения голов поверженных в сражении врагов и изготовления из них особых чаш — знаков воинской доблести. Пазырыкцы не были исключением. Например в курганном могильнике Уландрык рядом с воином покоится череп убитого им врага. Подтверждая сообщения «первого журналиста и этнографа» Геродота о причерноморских скифах, раскопки пазырыкских курганов доказали, что обычай скальпирования характерен не только для американски индейцев: следы скальпирования хорошо видны на голове мумии вождя, обнаруженной в одном из курганов урочищ Пазырык в Горном Алтае. Скальпы, по сообщениям Геродота привязывались к узде коня — количеством таких «подвесок определялась мера воинских умений их владельца.
|
Автор: Matata | статья:
ПАЗЫРЫКСКАЯ АМАЗОНКА
Чаяния исследователей древности материализовались в Астане. Открывая IV выставочный сезон, галерея современного искусства "Шежире" презентовала результат творчества казахстанских реставраторов и ученых - реконструкцию женского одеяния из Пазырыкского кургана и новую книгу "Ою и Ой", посвященную скифскому стилю, языку орнамента.
Археологическая сенсация
Находка в 1993 году новосибирскими археологами Пазырыкской девы стала сенсацией, сравнимой по значимости с открытием в свое время Золотого воина. Именно эта местность, находящаяся на стыке границ современных России, Казахстана, Китая и Монголии, смогла поведать миру о прошлом целой цивилизации евразийских кочевников-скотоводов. Благодаря поистине чудесному стечению обстоятельств до нас дошли, вопреки всем законам природы, свидетельства их жизни и быта - буквально до последней нитки. Захоронения знати и рядовых кочевников на плато Укок законсервировала природа, создавшая эффект вечной мерзлоты. Найденная в этом холодильнике мумия получила немало имен: и Принцесса Алтая (хотя она таковой не является), и Снежная леди, и Пазырыкская амазонка. Мумия пролежала там 25 веков! Судьба ее складывается непросто. Несмотря на то, что она представляет особый интерес для науки, алтайцы требуют вернуть ее обратно в усыпальницу. Мотивируют это тем, что Пызырыкская дева является своеобразным оберегом, защитницей проживающих здесь народов, и духи гневаются, что с ней обошлись сейчас таким образом. Пока спор никак не разрешился - ученые и местные жители не могут найти общего языка.
Проведенные на Пазырыке исследования показали, что цивилизация кочевников стояла на высоком уровне развития. Она не только создала великолепные образцы материальной культуры, но и повлияла на зарождение в степи трех мировых религий. Одним из свидетельств прогресса общества номадов стало доказательство принадлежности им так называемого скифо-сакского звериного стиля. Это целая духовная концепция, насыщенная особой энергетикой и детально воплощенная в образы различных животных. Среди них - окрыленный олень, грациозная лань, мифический грифон, фантастический волк, сделанные из золота древними ювелирами. Однако они не только несли художественную ценность, но и имели великий сакральный смысл, отражая особый дух сакской культуры, собственное понятие о мироздании, системе человеческих ценностей. В казахстанской части Алтая в 1997-1999 годах вскрыт еще один курган - на Береле. Полученные научные результаты дают основание утверждать, что этнический облик людей, оставивших яркую культуру ранних кочевников, показывает - они не делились по "национальному признаку" и являлись прародителями многих номадов. Словом, артефакты столь уникальны, что фактически они открыли новую страницу в исследовании прошлого кочевой культуры, и потому вполне понятен интерес к ним в Казахстане.
Общие корни
Интерес к находкам из Пазырыка возник у наших специалистов, близких к этим проблемам. А встретиться им помогло также великое стечение обстоятельств. К директору галереи "Шежире" Розе Жусуповой обратились мать и дочь Жайлаубаевы - Турсункуль и Назым, известные реставраторы. За годы своей работы они воссоздавали одежду и утварь номадов V века до нашей эры, работали над костюмом одной из реконструкций Золотого человека. Дочь создала единственную в мире коллекцию сакских платьев, которая получила широкое признание. Мастерицы загорелись идеей воссоздать для Казахстана костюм Пазырыкской девы, который очень близок к национальной казахской одежде. В это же время пришел с идеей новой книги о сакском стиле исследователь Алибек Кажгалиулы. В ней он показывает истоки казахского войлочного узора "ою" и доказывает, что они основаны на мировоззрении кочевого общества. На примере расшифровки древнейших орнаментов, запечатленных на пазырыкских войлоках, являющихся идеальными образцами "плоскости без перспективы", ученый отвечает на многие вопросы, волнующие ныне современников. Как изменился орнамент за прошедшие две с половиной тысячи лет? Что было усовершенствовано последующими поколениями в ходе собственной эволюции? Что обуславливало динамику развития орнамента как особой знаковой системы и особого вида искусства? И главное: что означают все эти знаки и какое содержание они передают? Чтобы доказать свои гипотезы, ученому требовалась поддержка.
Казахстанские энтузиасты
Перспективное сотрудничество воодушевило директора галереи Розу Жусупову настолько, что она поехала на Алтай и собрала массу разнообразного материала, чтобы помочь сделать реконструкцию костюма и завершить работу ученого. Да и сама она стала страстной исследовательницей культуры номадов. Обойдясь без машины времени, казахстанские энтузиасты сами построили мост между прошлым и настоящим. Но их работа потребовала уйму знаний, концентрации усилий, усердия.
Народная мастерица Турсункуль Жайлаубаева, много лет проработавшая реставратором в музеях страны и до тонкостей освоившая технику изготовления, яркий колорит, всю тонкость композиции декоративного прикладного искусства, вспоминает, что после изготовления в 1994 году костюма для реконструкции Золотого человека она прикипела к скифской теме и стала постоянно думать о их культуре, изучать ее. В результате она пришла к выводу, что казахское прикладное искусство является прямым наследием скифского. Обнаружено большое сходство в технике изделий, отмечаются аналогичные композиционные решения, семантика цвета, способы окраски и обработки кожи, войлока, тканей, а также функциональное предназначение. По стопам матери пошла и дочь - окончив Институт театра и кино им. Жургенова, она выбрала стезю художника-модельера. Назым занимается изучением скифского костюма. Эта тема стала определяющей в ее творчестве. Мастера считают, что по-настоящему понять культуру во всей ее многогранности, объяснить суть вещей и ритуалов может лишь тот, кто сам является частью этой культуры. Ведь, чтобы достичь уровня мастеров, творивших много веков назад, нужно осознать идею взаимосвязи между нашими мирами. Поэтому основным принципом творческого семейного союза является возрождение и продолжение древней культуры саков, которая ценна не только для Казахстана, но и для всего мира.
Оценив достоинства скифского стиля, его надо беречь и развивать. Занимаются этим в основном энтузиасты, несмотря на принятую в стране программу возрождения исторического наследия. Работа по воссозданию наряда Алтайской принцессы заняла восемь месяцев. Конечно, говорят реставраторы, зрители увидят не копию, найденную в Укоке, а именно реконструкцию костюма. Добиваясь максимального сходства, они использовали аналогичные приемы окраски, шитья, украшений, но тем не менее временное расстояние в 25 веков - не шутка. Главное, по оценкам специалистов, костюм выглядит достоверно и дает четкое представление о жизни предков кочевых народов, о их вкусах, привычках, талантах. Как бы подчеркивая материальное - воссоздание образа Пазырыкской девы, - ученый Алибек Кажгалиулы говорит, что благодаря разработанному им методу расшифровки орнамента теперь станут доступны для чтения практически все орнаменты всех времен и народов, так же как слова, написанные с помощью букв или иероглифов. Однако, для того чтобы прочитать текст на чужом языке, надо знать этот язык. Понимание же музыки, а теперь и орнамента не требует знания языка. Музыка и орнамент сразу проникают в сердце. Это дает шанс народам, чье древнее наследие еще не расшифровано, заговорить и поведать о себе всему миру языком орнамента. Поэтому надо ли еще как-то аргументировать, сколь важное место в истории человечества имеют бесценные находки, обнаруженные в Пазырыкских курганах?
Задача, поставленная руководством галереи, сегодня решена. Один из костюмов знаменитого Пазырыкского кургана воссоздан и представлен широкой публике. Приехавшая делегация с Алтая по достоинству оценила старания казахстанских энтузиастов. Научно обоснован особый язык скифо-сакского стиля, использованный в костюме. Благодаря всему этому гордая Амазонка степи, покинувшая мир тысячи лет назад, вновь обретает плоть, чтобы новые поколения воочию видели и знали правду о своих предках, о чарующем и непохожем на других сакском мире. А у нашего Золотого воина есть подружка.
|
Автор: Matata | Реконструкция скифских коней. Пазырык.
|
Автор: Matata | Пазырыкский мир являет нам один из удивительных ликов скифского, а точнее — алтайского «звериного стиля», декоративно-утонченного и изящного Эти изделия — одно из замечательных достижений всего мирового декоративного искусства. Суровая природа Алтая сохранила эту красоту, а археологи раскрыли ее, обогатив культурное достояние всего человечества. |
Автор: Matata | И в Скифии, и в Пазырыке национальное искусство кочевников в самом чистом виде предстает перед нами в украшениях конской сбруи, для которой типичны поразительная гармония и притягательная живость.
|
Автор: Matata | Каждая деталь конской упряжи выразительна и обнаруживает в полной мере всю ту степень любви к коню, которая руководила кочевниками при изготовлении конской сбруи.
|
Автор: Matata | Древнейший в мире ворсовый ковёр, обнаружен в самом большом Пазырыкском кургане. Художественное оформление ковра отличается богатством и разнообразием мотивов. Центральное поле занимает орнамент из 24 крестообразных фигур, каждая из которых представляет собой 4 схематизированных бутона лотоса. Эту композицию обрамляет бордюр с изображением орлиных грифонов, затем идёт бордюр с 24 фигурами пасущихся пятнистых ланей с характерными широколопастными рогами. На самой широкой полосе представлено по 7 фигур верховых и спешившихся всадников Среднюю часть ковра составляют квадраты, расположенные друг возле друга, в каждом из которых - рисунок цветка. Края заполнены сказочными крылатыми животными, каждое из которых заключено в квадрат. Далее по краю идет более широкая полоса, на которой изображены пасущиеся олени. Наиболее трудоемкой представляется та часть широкого обрамления поля ковра, на которой изображены всадники, чередующиеся через одного с пешими людьми, причем пешие держат в руках уздечки лошадей. На спинах лошадей видны войлочные седла, каждое из которых отличается от других своей формой и цветом |
Автор: Matata | Тело вождя, обнаруженное во втором Пазырыкском кургане, было покрыто татуировкой, которая, к сожалению, плохо сохранилась. Лучше видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть копытных фантастических животных с перевёрнутыми кверху задними ногами с длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди представлено изображение тигра со спирально закрученным хвостом. На левой руке имеются три самостоятельные изображения - два оленя и горный баран в прыжке с подогнутыми передними ногами. Татуировка вождя, вероятно, отмечала его знатное происхождение и являлась атрибутом его мужества. |
Автор: Matata | Объёмная фигурка лебедя выполнена из тонкого разноцветного войлока и набита оленью шерстью. Туловище птицы сшито из белого войлока, клюв с восковицей и глаз - из чёрного. Веерообразно раскрытый хвост и распростёртые крылья оконтурены декоративным швом выполненным шерстяной ниткой. Ножки сшиты из красноватокоричневого войлока, в них вставлялись деревянные кольчики. Вероятно, при помощи ремешков ножки привязывались к деревянному верху колесниц, или же украшали погребальный шатёр. Древние алтайцы довольно редко изображали птиц. Водоплавающая птица - лебедь символизировала жизнь на земле, в воде, и в воздухе, как бы объединяя все три сферы мироздания. Кроме того, это универсальный мотив сотворения мира гусём, лебедем, уткой, который известен во многих космогонических концепциях древности |
Автор: Matata | Седельная покрышка выполнена из войлока красного цвета с цветными аппликациями, пришитыми к основе кручёной сухожильной нитью. Каждая аппликация - сцена нападения орлиноголового грифона на горного козла. Фантастический хищник схватив клювом за рог горного козла, одной передней лапой вцепился в его плечо, двумя задними в перевёрнутый круп. Поверженная жертва с повёрнутой назад головой, с подогнутыми передними ногами и вывернутым на 180 градусов крупом, пытается задними ногами отбиться от наседающего на него противника. Тела животных подчёркнуты традиционными для искусства древнего Алтая фигурами каплевидной формы, точкой, треугольниками. К покрышке седла с двух сторон прикреплено по три нарядных подвески, отороченных бахромой, из окрашенного в красный цвет, конского волоса. Они представляют собой войлочную аппликацию в виде головы горного барана, находящейся между головами рогатых тигров с раскрытой пастью |
Автор: Matata | Тамара Т. Райс. Скифы. Строители степных пирамид
|
Количество просмотров у этой темы: 34831.
← Предыдущая тема: Сокровища Меровингов