Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Скульпторы, Архитекторы
Финский модерн в архитектуре
Автор: Matata | В конце XIX в. вместе с ростом национального самосознания на фоне бурной европейской моды в Финляндии появилась уникальная национальная ветвь Югендстиля (так в Северных странах и Германии именуют «модерн»), именуемого иначе «финским национальным романтизмом».
К началу первой мировой войны финская архитектура приобрела самостоятельное значение в общемировом развитии зодчества. Наиболее известными представителями национального романтизма были работающие в содружестве архитекторы Эл. Сааринен, Г. Гизеллиус и А. Линдгрен. Еще будучи студентами Политехнического института в Гельсингфорсе (Хельсинки), в 1898 г. они организовали архитектурное бюро. Построенное в 1902 г. здание их собственной студии «Витреск» в пригороде Гельсингфорса стало своеобразным манифестом этого течения. Здание построено из материалов, полученных непосредственно на участке — сосновых бревен, гранита. Это сделало естественным обращение авторов к приемам народного зодчества. Характер декоративных элементов определялся свойствами материалов.
В 1903 г. эти зодчие построили виллу Суур-Мерийоки под Выборгом. Общее очертание плана подсказано скальной платформой, на которой поставлено здание. |
Автор: Matata | Однако вершиной творчества содружества архитекторов под предводительством Эли-эля Сааринена можно считать здание железнодорожного вокзала в Гельсингфорсе(Хельсинки).
В 1904 г. они выиграли право на строительство вокзала по конкурсу. Здание отличается сочетанием функциональности и монументальности. Его функциональность подчеркивается выявлением арочных сводов основных пространств для распределения пассажиров. Ощущению монументальности способствуют колоссальные фигуры каменных гигантов, которые держат в руках шарообразные стеклянные светильники. Здание выполнено из красного гранита, накрыто кровлей из меди и до сих пор не потеряло особой силы влияния на ансамбль центральной части города.
После победы в конкурсе Сааринен, не остановившись на достигнутом, продолжил работу над проектом. Летом 1904 года он изучал немецкие вокзалы, посетил Англию и Шотландию. К декабрю 1904 года был готов новый проект. В 1905-1907 гг. Сааринен еще несколько раз выезжает за рубеж, на этот раз с женой Лойей (сестрой Гезеллиуса, кстати), деля время между отдыхом и изучением вокзальных зданий. Окончательный проект был составлен в 1910-м году.
Строительство началось в 1905 году. Административное здание было закончено в 1909-м, вокзал – в 1914-м. Во время войны здание использовалось как русский военный госпиталь. Немного подремонтированное, оно было открыто как вокзал в 1919 году. Строительство обошлось в 7 млн. финских марок.
Современники приняли вокзал "на ура", причем не только в Финляндии, но и в других странах. В здании были применены современные конструкции, в частности, железобетонные своды входного вестибюля и поперечных холлов. Прост и удобен план – заблудиться там невозможно. Насчет фасадов мнения разные. В некоторых местах они напоминают поздний модерн Васильева – Торговые ряды на Литейном и Бассейный кооператив. Оживляют эту в целом суховатую архитектуру фигуры по бокам от главного входа, с фонарями в руках (скульптор Эмиль Викстрём).
|
Автор: Pilligrimm | Вокзал |
Автор: Pilligrimm | Хельсинки - арт-нуво |
Автор: Matata | Pilligrimm, спасибо за дополнения! |
Автор: Thill | О, необычно. У меня ощущение, что они опередили американцев и французов примерно на 10 лет |
Количество просмотров у этой темы: 11167.
← Предыдущая тема: Прогулки по залам Эрмитажа