Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники
Карл Брюллов / картины
Автор: Matata |
Брюллов Карл Павлович (Karl Briullov, 1799–1852) — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.
Карл Павлович родился в Петербурге в семье мастера художественной резьбы, преподавателя Петербургской Академии художеств. Первые уроки рисования Брюллов получил от отца. Десяти лет Брюллов был отдан в Академию художеств, где показал свои незаурядные способности к рисованию. По окончании академии (1821) Брюллов получил золотую медаль за картину “Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского” и право заграничной командировки на казенный счет.
В 1822-35 Брюллов работал в Италии, где им были написаны “Утро”, “Итальянский полдень” и знаменитая картина “Последний день Помпеи” (1830 — 33), которая выставлялась в Италии, во Франции и в Петербурге (ныне находится в Русском музее). Картина произвела большое впечатление на современников. “И стал “Последний день Помпеи” для русской кисти первый день”, — писал Е.А. Баратынский.
С 1836 Брюллов, профессор Петербургской Академии художеств, сблизился с живописцем-портретистом В.А. Тропининым, композитором А.Н. Верстовским, актером М.С. Щепкиным, поэтами В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным и Е.А. Баратынским.
В 1830-40-е Брюллов написал серию полотен на исторические сюжеты (“Осада Пскова”, “Нашествие Гейзериха на Рим” и др.). Много работал Брюллов и в области религиозной живописи: запрестольный образ Божией Матери в Казанском соборе, “Св. Троица” в Сергиевской пустыни (в Петербурге), несколько икон для церкви на Аптекарском острове.
Им были проведены большие работы по росписи Исаакиевского собора (вместе с Ф. Л. Бруни). Брюллов был большим мастером портретной живописи (портреты И. А. Крылова, Н. В. Кукольника, В. А. Жуковского). Брюллов поддерживал молодых художников П. А. Федотова и Т. Г. Шевченко (содействовал выкупу последнего из крепостной неволи). В. А. Федоров
|
Автор: Matata |
B 1827 г. на одном из приемов художник познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой, ставшей для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.
Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия. Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие. Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.
Картина «Последний день Помпеи», написанная Брюлловым в Риме, принесла автору всевропейскую известность. Ей посвящает свои стихи А.С.Пушкин, о ней пишет статью Н.В.Гоголь, говорит в своих произведениях М.Ю.Лермонтов. В 1834г "Последний день Помпеи" экспонируется в Салоне в Париже. Автор получает первую золотую медаль. Картина на корабле отправляется в Петербург, выставляется в Эрмитаже, в Академии художеств, производит огромное впечатление на русскую общественность. Картина получает высокую оценку также в переписке ссыльных декабристов, которые познакомились с нею по гравюрам и литографиям. Художник получает орден св.Анны III степени.
Сюжет картины был навеян художнику посещением раскопок Помпеи. Помпея (вернее Помпеи - старинный римский город, расположенный у подножия Везувия)- 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Две тысячи жителей (которых всего было около 30 000) погибли на улицах города во время панического бегства.
Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение. С 1748 года начались археологические раскопки, особенно оживившиеся в первых десятилетиях XIX века.
Пролежавший почти 17 столетий под пеплом, город прекрасно сохранился, он как бы застыл в своем расцвете. Когда под ударами заступа открылись картины гибели людей, страшные человеческие драмы—стал зримым ужасающий размах этой катастрофы и ее внезапность. Перед взором Брюллова точно ожило давнее событие. Потрясенный и взволнованный художник силой своего таланта и богатого воображения воссоздал его на огромном холсте.
В разработке сюжета К.Брюллов следовал описанию события, оставленному Плинием младшим в письме к римскому историку Тациту. Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.
Гоголь посвятил восторженную статью картине, в ней он выразил мнение передовых людей своего времени о «Помпее» как об одном нз ярких явлений 19 века:
«Страсти, чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения... У Брюллова... человек является для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы... Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой».
Стремясь выразить разнообразные психологические состояния и оттенки чувств, охвативших жителей гибнущего города, Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины.
Черный мрак навис над землей, кровавое зарево пылало у горизонта, вздрагивала земля, рушились здания, тьму разрывала ужасная молния, освещет ослепленных страхом людей:
В лицах некоторых фигур узнаются черты современников, а в девушке с кувшином и в матери семейной группы — Юлии Самойловой. Все фигуры в картине поражают скульптурной объемностью и пластикой, кажется, их можно обойти кругом. Колорит резок, «краски горят и мечутся в глаза, дышат внутренней музыкой».
В этой работе художник слил воедино тенденции классицизма, пылкость романтизма и черты новой, только зарождающейся школы реализма. И хотя падающие колонны парят в воздухе, пепел не испачкал ни одежд, ни лиц, не видно увечий и крови, впечатление от картины потрясает. «Один он со своими сочинениями совершенно дотрагивается до сердца, без чего что такое историческая живопись», — сказал о своем восприятии А. Иванов. |
Автор: Matata |
Итальянский полдень
Этапной в развитии жанровой живописи Брюллова оказалась картина «Полдень», написанная в 1827 году. Узнав о новом замысле Брюллова, В. И. Григорович писал: «Желаю от всей души Г. Брюлову, чтобы полдень искуства был достоин своего прекрасного утра. Тогда можно будет назвать его одним из великих Художников нынешнего века». В картине «Полдень» Брюллов в несложном бытовом сюжете сумел воплотить свои взгляды на задачи искусства. То, что нарастало и зрело у Брюллова на протяжении ряда лет, нашло теперь свое разрешение. Смелее и решительнее стал он отстаивать право искусства на приобщение к жизни. Иным становилось для ищущего художника содержание прекрасного. Он видел его в полноте жизненных, ощущений, в непосредственности человеческих эмоций, в радостном приятии мира. Брюллов отважился нарушить границы старых эстетических законов и стал искать изящное в простом и повседневном. Вот почему новая картина Брюллова послужила причиной разрыва его с Обществом поощрения художников. Поэтическое чувство, которым было объято сердце художника, оберегало замысел от прозаизма и обыденности. Героиней новой картины Брюллова была простая итальянка — веселая, жизнерадостная, искрящаяся молодым задором. Брюллов гордился тем, что работал в «настоящем» саду, в солнечный день, изучая натуру в реальных атмосферных условиях. В сложной игре светотени Брюллов не утерял чувства живой осязаемой формы.Резкие сопоставления освещенных и затененных частей композиции были сглажены почти миниатюрной техникой письма.
Новое произведение Брюллова встревожило его брата Федора Павловича. Слишком откровенным показалось ему вторжение жизни в область искусства. Он усмотрел в картине младшего брата отказ от норм идеальной красоты, сочтя своим долгом указать, что у итальянки «и сладострастное лицо и рука коротка», осторожно добавив: «никому не говорил, но Соколов это же замечание сделал».
Еще резче отнеслось к картине «Полдень» Общество поощрения художников. Его мнение опиралось на суждение, высказанное Николаем 1. В новых идеях Брюллова стали усматривать опасные мысли. Художнику строго заметили,. что «целью художества вообще должно быть изображение натуры в изящнейшем виде» и что «изящные соразмерности не суть удел людей известного класса» Четырьмя годами ранее такой же упрек был сделан Венецианову субсидируемым Александром 1 «Журналом изящных искусств». Венецианову было указано, что крестьянин не может служить «пленительной моделью».
Бурная реакция Брюллова на критику картины «Полдень», как и последовавший за ней отказ от пенсиона, были выражением нового взгляда художника на задачи искусства. Естественно, конечно, что не одна критика «Полдня» вызвала конфликт Брюллова с Обществом. Расхождение во взглядах на искусство подготавливалось значительно раньше. «Когда я ему говорю,— жаловался Гальберг Александру Брюллову,— "ты, Карлуша, дослужишь с Обществом наконец до того, что у тебя пенсион отнимут, " он мне отвечает: «этого-то я и хочу, до итого-то я добиваюсь»". Конфликт в Академии с Олениным и разрыв с Обществом поощрения художников во время пенсионерства нельзя сводить лишь к неуживчивости характера Брюллова. Решительный и целеустремленный, умевший отстоять свое мнение, Брюллов порвал с официальной опекой, чтобы пойти по новому пути.
|
Автор: Matata | Проблемы, поставленные в жанровых картинах, Брюллов развивал и в маленьких акварелях и сепиях.
|
Автор: Matata |
Картина «Вирсавия» служила своеобразным итогом творческих исканий Брюллова 1828 — 1830 годов.
Легенда о купающейся молодой Вирсавии, которую увидел прогуливающийся под вечер на кровле своего дворца царь Давид, послужила. мотивом для изображения обнаженного тела, освещенного в густой зелени косыми лучами заходящего солнца. Живая осязаемость сверкающего белизной тела Вирсавии, тончайшая игра светотени, окуты вающей ее фигуру, пластическая выразительность форм, при четкой определенности контура - все это было результатом живого наблюдения натуры. В «Вирсавии» Брюллов вновь воспевал красоту и совершенство человеческого тела, использовав при этом эффектный контраст между светлой кожей Вирсавии и чернотой ее служанки-эфиопки, а также повышенную звонкость цвета брошенных на перила бассейна сандалий и одежд молодой женщины. Около четырех лет работал над своей картиной художник. Найденное решение не удовлетворило взыскательного мастера. Картина «Вирсавия» осталась неоконченной".
|
Автор: Matata | Вернувшись в Россию и побуждаемый императором Николаем I, Брюллов обращается к русскому прошлому.и пишет "Осада Пскова Стефаном Баторием" (1836-37, Третьяковская галерея), но картина не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории.
Бенуа назвал «Осаду Пскова» самой неудачной картиной Карла Брюллова. Тем не менее, принято считать, что такие мастера в исторической живописи, как Суриков и Репин, во многом отталкивались от брюлловского опыта, ведь до него сюжеты из российской истории передавали в основном со стилизацией под античные мотивы. После оглушительного успеха «Последнего дня Помпеи» Брюллов вернулся в Россию как триумфатор и почти сразу же встретился с императором Николаем II, который поинтересовался, нет ли у художника желания написать масштабную картину, посвященную какому-либо событию отечественной истории. И даже предлагал что-то вроде «Взятия Казани», на котором бы можно было изобразить и Ивана Грозного. Брюллов отказался, сказав, что у него уже есть идея написать картину, посвященную осаде Пскова войсками Стефана Батория.
Замысел появился под влиянием «Истории государства Российского» Карамзина и "Истории княжества Псковского" Евгения Болховитинова. Особенно художника увлек эпизод, когда была взорвана крепостная стена, и на ее защиту бросилось не только войско под началом Ивана Петровича Шуйского, но и также простой народ, включая детей и женщин, и духовенство, пришедшее с иконами и хоругвями. Один монах даже вскочил на коня. Брюллов говорил о русской истории следующее: "Мне беспрестанно приходится читать, что удельные князья грызутся между собой и друг друга со света изводят. Два события показаны у Карамзина, в которых все сделал сам народ: осада Пскова и взятие Казани". И не даром современник Брюллова художник Солнцев (с которым, кстати, они вместе ездили знакомиться с Псковом и его окрестности, когда начиналась подготовка к созданию картины), замечал, что у того получается не осада, а какой-то крестный ход. Работа над «Осадой Пскова» продолжалась на протяжении 1839-1843-х годов, но Брюллов, первоначально увлеченный и желавший превзойти самого себя, постепенно перегорал. К тому же ему постоянно досаждали советами и указаниями. В итоге картина осталась частично незаконченной и до конца жизни художника висела в мастерской, заменяя собой что-то вроде перегородки, символически ограждавшей относительную независимость его творчества. Так «Осада Пскова» превратилась в «Досаду Пскова» или «Досаду от Пскова».
|
Автор: Matata | Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно.
|
Автор: Matata |
|
Автор: Matata | В 1843-1847 работал над росписью купола Исаакиевского собора.
Христосс воскресший
В 1849 уехал для лечения за границу. До 1850 Брюллов жил на о. Мадейра и совершил поездку по Испании.
В 1850-1852 находился в Риме, несмотря на болезнь, много работал, создав портреты участников рев. 1848 в Италии, эскиз философского полотна "Всеразрушающее время", множество рисунков. Умер внезапно. Похоронен на римском кладбище.
Произведения Брюллова стали частью сокровищницы рус. и мировой художественной культуры. |
Автор: VoD27 | Да к нему очень неравнодушен!!! |
Автор: Nik Babenko | И всё-таки он классный!!! |
Количество просмотров у этой темы: 23406.
← Предыдущая тема: Коты Владимира Румянцева / картины