Список разделов » Страны и их культурное наследие » Иконография, мифология, символика
Святая Бригитта
Автор: Matata | Бригитта (Брайд) Кильдарская
Св. Бриги́тта Ирландская (451 или ок. 453, Фогарт, Ирландия — 1 февраля 525 (или 523), Килдэр, Ирландия) — (Brigita, Brigida, Brigit, Bridget) — католическая и православная святая, покровительница Ирландии. В православной традиции — преподобная Бригитта, игуменья Кильдарская, царевна Ирландская.
Самая почитаемая из ирландских святых, которую вместе со св. Патриком называли “столпами Ирландии”. Она родилась в середине 5 века в Фогарте; отца звали Дубтак, мать — Брокка, рано стала монахиней, основала монастырь в Кильдаре (“кил” — “церковь”, “дара” — “дуб”). Её почитали за милосердие и щедрость к беднякам, рассказывая, что ещё в детстве она раздала нищим все масло, которое несла домой, — для крестьян это было чудо более невероятное, чем бегающие горы. Однажды Бригитта целую ночь проговорила со слепой монахиней Дарой о любви к Иисусу Христу и радостях вечной жизни, а на заре Бригитта помолилась и Дара прозрела. Посмотрев на восход, монахиня попросила Бригитту закрыть ей глаза, чтобы земная красота не мешала ей видеть Бога. И Бригитта выполнила эту просьбу. Бригитту считали епископом, сохранились даже гимны, где ее называют “Богородицей Ирландии”, матерью Всевышнего; видимо, так отразилось своеобразие недавних язычников. Curtain Alice. St Brigid of Ireland. 1933; O’Briain. St Brigid, her Legend, History and Cult. 1938.
В наиболее популярном предании говорится о том, что она была акушеркой у Святой Марии, таким образом, она всегда помогала женщинам при родах. В другой истории сказано о том, что она была дочерью Друида, и предсказала становление Христианства, затем ее крестил Святой Патрик. Позже она стала монахиней, а затем и аббатисой, которая основала аббатство в Килдере. Фактически в Ирландии у Бригид вседа была своя Святыня. Святыня, в которой девятнадцать жриц-девственниц поддерживали огонь постоянно и назывались Дочерьми Огня. Ни один мужчина не мог и близко подойти к святыне или к жрицам - даже еду и другие припасы с ближайшей деревни им приносили женщины. Когда католики оккупировали Ирландию, святыня стала женским монастырем, а жрицы монахинями, но традиции были сохранены. Но в 1220 г. Епископ Ирландии возмутился столь странному аббатству и потребовал, чтобы в аббатстве были также мужчины и аббат - мужчина. Монахинь должны были подвергнуть осмотру. Когда монахини не подчинились, их объявили язычницами, монастырь закрыли, а Святая Бригита была на какое-то время деканонизирована. Сейчас она почитаема не меньше, чем св.Патрик.
Истории об удивительных свойствах пламени Бригид - говорили, что оно было освящено божественной благодатью, количество пепла от сожженного дерева никогда не увеличивалось, даже при том условии, что огонь горел в течение тысячи лет, с 5-ого по 16-ое столетие. Обычно девятнадцать монахинь присматривали за пламенем в течение всей жизни Бригид, начиная с ее смерти, каждая из девятнадцати монахинь охраняла огонь каждую ночь. Когда наступала двадцатая ночь, девятнадцатая монахиня клала дрова около пламени и говорила: “Бригид, храни свой огонь. Это - твоя ночь.” Утром дрова находили сожженными и огонь продолжал гореть. В другом источнике описаны только девять дев, хранивших пламя Бригид (этот эпизод напоминает о девяти девах в уэльсской поэме "Добыча Аннуна", дыхание которых согревало волшебный котел Подземного мира). Богиня Солнца, покровительница Вечного Огня призывается в красивой инвокации, известной как "Стрела Бригид":
"Святейшая Бригид, Превосходная Женщина, Яркая Стрела, Внезапное Пламя; Пусть твое яркое пламенное Солнце унесет нас к твоему вечному королевству"
На сегодняшний момент существует большое количество исключительно женских Орденов, посвященных сохранению пламени Бригид, посредством 20-ти дневных циклов. В одном из таких орденов имею честь состоять и я. Во время подобных "служений" происходят довольно интересные опыты, укрепляется связь с ирландской богиней, служительницы часто получают духовные дары от самой Бриг.
|
Автор: Matata | Согласно её житию, во многом носящему легендарный характер, её отцом был король-язычник Лейнстера, а матерью — рабыня из числа пиктов, обращенная в христианство св. Патриком.
Бригита прославляется не только своими чудесами, но и своей добротой и милосердием: она раздает еду бедным, исцеляет больных, никому не отказывая в помощи.
В руках Бригиты мясо, масло, угощение для гостей практически не иссякает, еды и питья хватает на всех. Эти сюжеты перекликаются с евангельским чудом с пятью хлебами и рыбами, с одной стороны, и со свойствами языческой богини плодородия Бригит. Чтобы молока хватило всем гостям, её коровы доятся три раза в день
Но главный её талант — пивоварение:
Это произошло перед Пасхой: «Что нам делать? — спросила Бригита у своих девушек. — У нас есть мешок солода. Нам надо поставить его бродить, ибо не можем мы остаться без пива на Пасху. В Маг Талах есть восемнадцать церквей. Как дать пива им на Пасху, праздник в честь Господа, чтоб это было питьем, а не едой? К тому же у нас нет сосудов». Это было правдой. В доме были только одна кадка и две бадьи. «Хорошо. Давайте готовить». Вот что было сделано: в одной бадье было приготовлено сусло, в другую его поместили бродить; и то, что было положено во вторую бадью бродить, и из него наполняли кадку и относили в каждую церковь по очереди и возвращались обратно, но, хотя они возвращались быстро, кадка успевала наполняться пивом. Восемнадцать полных бадей было вычерпано из кадки и этого хватило на Пасху. И ни в одной церкви не было недостатка на праздниках от Пасхи до Фомина воскресенья, благодаря трудам Бригиты. [Bethu Brigte 1978, § 21]
Известно, что около 468 г. она обратилась в христианство. Около 480 г. ею был основан монастырь в местечке Килдэр на месте бывшего языческого святилища друидов (ирл. Cill Dara — Храм Дуба). Неоднократно Бригита посещала Килбрайд, где встречалась с Бригой, поныне почитаемой в тех краях. Бригитта была приемной матерью другой почитаемой ирландской святой Дарлугдах.
Умерла св. Бригитта в основанном ей монастыре в 525 г, но похоронена в г. Даунпатрик рядом со св. Патриком, вместе с которым она считается покровителем Ирландии.
Почитание св. Бригитты быстро распространилось сначала по Ирландии, а затем по всей западной церкви. Память св. Бригитты Ирландской в Католической Церкви — 1 февраля, в Православной Церкви — 23 января ст. ст.
|
Автор: Matata | Ещё на заре христианства в Ирландии образ девы Весны - Брайт (который в свою очередь смешался с образом богини огня и матери- природы Бригитты) объединился с образом Св.Бригитты. И поэтому праздник встречи весны Имболк тесно связан с этой святой.
Говорят, в канун Имболка Бригит гуляет по земле. До того, как отправиться спать, можно оставить снаружи что-то из одежды или ткань, чтобы она благословила их. Глава дома разрыхляет и выравнивает золу, оставшуюся в камине или от костра. Утром на ней ищут знаки того, что Бригит была здесь ночью или утром. Одежду и ткань заносят в дом – считается, что теперь они обладают силой исцеления и защиты.
На следующий день девушки проносят Брайдог по деревне или кварталу, от дома к дому, где ее встречают с большим уважением. Взрослые женщины – замужние или живущие самостоятельно – остаются дома приветствовать процессию Бригит (возможно, приношениями в виде монеток или закуски).
На Имболк благословляют семена для будущих весенних посевов и воздают почести Деве Хлеба, также воплощенной в образе Бриджит: плетут из припасенного с осени последнего снопа пшеничных или чаще всего овсяных колосьев соломенные кресты Бриджит и трискели Бриджит — символы солнца, урожая и величия Триединой Богини, а также фигурки самой Бриджит — соломенные куколки, для которых также из соломы делают «ложе невесты», украшая его лентами и цветными ракушками и окропляя свежим овечьим молоком. Приглашенная в дом таким образом Брайд, почти наверняка одарит гостеприимных хозяев своим благословением. Если же Брайд все же обойдет кого-то своей милостью, последняя возможность ублажить ее — принести в жертву богине цыпленка неподалеку от места слияния трех водных потоков. |
Автор: Matata | Кр́ест свят́ой Бриѓитты — неофициальный символ Ирландии, вероятно восходящий к языческой символике солнцеворота. Обычно изготавливается из стеблей камыша, или из соломы, в центре располагается плетеный квадрат, от которого отходят закруглённые лучи.
С крестом ранее было связано множество ритуалов. Иногда этот символ все еще украшает дома католиков, особенно, в сельской местности. Многие верят, что крест св. Бригитты защищает дом от пожаров.
Символ обычно связывают со св. Бригиттой Ирландской, которая считается святой покровительницей Ирландии. Такие кресты традиционно изготавливаются 1 февраля; этот день на гаэльском языке носит название Lá Fhéile Bhríde (праздник святой Бригитты). По преданию, святая Бригитта сплела этот крест на смертном одре своего отца (по другой версии — богатого язычника), который, узнав о значении этого символа, решил перед смертью принять Крещение.
Кроме того, Бригита — кельтская богиня, которую связывают с праздником Имболк.
(Википедия) |
Автор: Matata | Городом Св.Бригитты считается Кильдар.
Город Килдара (или Килдейр в английском произношении) находится на древней дороге Шли Дала, одной из пяти древних дорог, которые сходились в Таре и магическим образом появились в ночь рождения Конна Ста Битв (предка святой Бригитты, которая была названа так в честь богини Бригид).
Килдара в переводе с ирландского означает «церковь дуба». Город назван так в честь церкви, которую основала святая Бригитта под старым священным дубом в пятом веке. Современный Собор святой Бригитты стоит на том самом месте, где располагалась старая церковь. Она была построена в тринадцатом веке, но к 1500 году практически разрушилась. Её частично перестроили в 1686 году и полностью достроили в 19 веке.
У северной стены собора располагается восстановленный фундамент храма огня, в котором монахини поддерживали негасимый огонь до 13 века и праздновали Праздник Бригид 1 февраля.
|
Автор: Matata | В двух километрах к югу от города Килдар находится священный колодец Бригид. Согласно легенде, в это месте она держала свою корову и взбивала масло у источника.
Два гранитных камня с ложбинками под аркой называют «ботинками Бригид» или её «коровами». Через эти камни проходит поток воды из колодца. Говорят, в разное время года одна «корова суха», а вторая «полна молока», и наоборот.
|
Количество просмотров у этой темы: 7681.
← Предыдущая тема: Иконография Рождества Христова