Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники
ЮОН Константин Федорович
Автор: Ratatosk | Юон происходил из семьи осевших в России швейцарцев, однако в истории живописи мало найдется столь «русских» художников, как он. Его старшие брат и сестра учились в консерватории и в доме часто устраивались музыкальные вечера, показы живых картин, собиравшие друзей, близких и соседей. Когда Константину было 7 лет, художник-любитель, бывший другом семьи, показал ему как смешивать краски и немного рассказал о перспективе. С тех пор будущий художник все свободное время проводит рисуя предметы быта и копируя картинки из иллюстрированных журналов. Как-то, уже будучи учеником училища, он срисовал из журнала картинку с видом восточного здания. Так как оригинал был черно-белым, Юон раскрасил свой вариант по своему разумению. Работа была показана преподавателю рисования в училище, и тот сказал: «По Верещагину, молодой человек, делаете!». О Верещагине Юон тогда не знал, и чтобы увидеть его картину отправился в Третьяковскую галерею. И встреча с работами великих художников окончательно решила его судьбу превратив хобби, в дело всей жизни.
Юон был участником обоих художественных обществ, в свое время определявших культурную жизнь страны – петербургского «Мира искусства» и московского «Союза русских художников». Но никогда не примыкал полностью ни к одному из них. Юон сам про себя говорил, что находится «между Москвой и Петербургом». Художник оберегал свое творческое Я от «калейдоскопа противоречивых влияний», совершая поездки по России, так называемое «прилепление» к чему-то прочному, настоящему. И результатом этих поездок стала, например, прочная связь с Троице-Сергиевой Лаврой. Особое место в жизни художника заняло подмосковное село Лигачево. |
Автор: Ratatosk | Лигачевский цикл Особый пункт в жизни Юона. Здесь он нашел не только «свою» русскую природу, простую и трогательную, но и жену, обычную крестьянскую девушку.
Конец зимы. Полдень. Мартовское солнце Раскрытое окно Августовский вечер (Последний луч) Волшебница зима Мельница. Октябрь |
Автор: Ratatosk | Белое
Юон совершенно не боялся белого цвета. Его зимние пейзажи утопают в искрящемся на солнце снеге. Добивался этого сияния Юон тончайшими градациями оттенков и зачастую совершенно импрессионистскими голубыми тенями. Юон не был излишне консервативен и был в курсе новых веяний в искусстве и несомненно был знаком с опытами импрессионистов. Не перенимая их принципы полностью, оставаясь верным себе, он обогащал, свою манеру письма. Особенно примечательна своим цветовыми и световыми качествами картина «Весенний вечер. Ростов Великий» (1906) (последняя). Художник добивается здесь поразительного сияния закатного неба, создавая лирический, надмирный образ монастыря. |
Автор: Ratatosk | Монастырская, церковная тема проходила яркой линией через все творчество Юона. Его первые шаги в «большом искусстве» были сделаны с акварелью «У Новодевичьего монастыря весной» 1900 года, ставшей первой работой художника, приобретенной Третьяковской галереей. Но ярчайшим ее выражением стали полотна Троицкого цикла.
Юон часто и подолгу жил в Сергиевом Посаде. Вспоминая о своем первом посещении Троице-Сергиевой Лавры, художник писал: «Я нашел все, о чем мог мечтать, что грезилось воображению: те красочные сочетания, ту насыщенную цветовую гамму, которая выражала русское народное эстетическое сознание с наибольшей яркостью. Там я увидел то, что так любил в полотнах Сурикова, Серова, Левитана… Поездки в новые города не мешали моим многократным возвращениям к этой народной жемчужине, неисчерпаемой по своим живописным и историко-бытовым богатствам».
У Новодевичьего монастыря весной Троицкая лавра зимой 1910 Весна в Троице-Сергиевой лавре 1911 Вид Троицкой лавры 1916 Зима черные березы. Сергиев посад 1921 Купола и ласточки 1921 День благовещения 1922 |
Автор: Ratatosk | Юон был достаточно многогранен как художник. Во времена ученичества Юон, как и остальные ученики Московского училища испытали на себе «искушение» полотнами привезенными Борисовым-Мусатовым из Парижа, а позже уже по окончании Училища некоторое время состоял в своеобразной «коровинской коммуне», где успел испытать влияние «коровинского испрессионизма». Исследователи вообще говорят, что в начале своего творческого пути Юон был отчасти импрессионистом. И ставят главным доказательством полотно 1907 года «Голубой куст» - действительно вполне себе импрессионистическое. Но надо сказать, что Юон быстро отошел от этой манеры, найдя без особых мучений и исканий свой стиль – по выражению Бенуа «здорового и бодрого реализма».
В 1909 году Юон создал серию работ, получивших название «Ноктюрны» и изображавших ночную Москву. Это не вполне типичный Юон. Скорее эти работы можно было бы приписать позднему Сапунову, работавшему в то время на чем-то похожим.
Но самой яркой из нетипичных картин является «Новая планета» 1921 года. Наряду с «Большевиком» Кустодиева, она считается значительнейшим раннесоветским полотном. Картина явилась своего рода побочным продуктом в работе над занавесом. Юон хотел создать монументальный образ нового мира. И «Новая планета» как раз являет поиском этого образа. Любопытно, что этак картина, совершенно не характеризуя творчество Юона в целом, является одной из самых известных его работ. «Новая планета» принадлежит к редким случаям обращения Юона к «символистской» тематике, наравне с графической серией «Сотворение мира» (Адам и Ева, Царство растительности, Царство животных).
Голубой куст из серии «Ноктюрны» Новая планета Адам и Ева Царство растительности Царство животных |
Автор: Ratatosk | Новая жизнь. Юон удивительно органично вписался в новую действительность, без видимых надломов. Его картины 1920-50х одно из наиболее симпатичных художественных явлений того времени. При этом художник остался верен себе, не впадая в нарочито-приподнятый настрой и натужный соцреализм. Картины его этого периода, как и все творчество в целом, наполнены той бодростью и здоровостью, о которой писал Бенуа, проникнуты жизнерадосностью.
При этом Юон не был слепо лоялен Советам. Свои мысли он выражал так: «Искусство впервые без всяких оснований оказалось поделенным не на хорошее и плохое, как это было до сих пор, а лишь на правое и левое, как бы независимо от своих достоинств».
Утро индустриальной Москвы 1949 Советские искусствоведы оценивали эту картину в «героическом ключе» - под светлеющим утренним небом расстилается город нового времени – с заводами, трубами, с собирающимися идти на работу молодыми строителями коммунизма. Однако стоит немного стряхнуть такое восприятие и выступает совершенно иное. Выступает Брейгель (Охотники на снегу), Пюви де Шаванн (Зима). И именно это сообщает картине то ощущение «благородности», а не дешевого оптимизма и пропаганды.
Вузовцы Комсомолки Молодые. Смех Утро индустриальной Москвы |
Автор: Ratatosk | Юон стремился запечатлеть уходящее время (те же работы троицкого цикла). При этом частво звучит тема сопоставления мощной, спокойной и величественной старой архитектуры и суетой повседневной жизни, как в работе "Москворецкий мост. Старая Москва" 1911 года.
Юон трижды писал парад на Красной площади.
"Парад на Красной площади 1942" последняя картина «парадного цикла», самая известная и наиболее удачная. Сам он так вспоминал о работе над ней: «На картине моей изображены заснеженные войска Красной Армии 7 ноября 1941 года – в тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной». Суровый день начинающейся зимы; свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем воисковых частей в глуби пространства».
Москворецкий мост. Старая Москва Парад Красной армии Парад на Красной площади 1942 |
Автор: Ratatosk | Несмотря на наличие вполне конъюнктурных вещей, есть в творчестве Юона что-то очень родное и близкое. Возможно это сияющее, "умытое" небо над золотыми куполами?
p.s. материал тащила отовсюду некоторые катринки по качеству оставляют желать много лучшего - сорри, пришлось сканировать |
Автор: Matata | Замечательная статья!
Спасибо, Ratatosk ! |
Автор: Ratatosk | Matata, спасибо!) я рада, что понравилось) |
Автор: Lanqwe | Да, просто супер, видел многие картины раньше, теперь знаю, кто их автор). Замечательный художник, спасибо.... |
Автор: Thill | Типичный эдакий советский индустриальный стиль середины века Больше всего порадовал, конечно, цикл Белое: снег очень приятно светится. |
Автор: Vyacheslav | Спасибо за прекрасную статью. Меня заинтересовала серия "Ноктюрны". А сколько работ в этой серии и где они находятся? Я нашёл только представленную работу "Ночь на Тверском"- он в Русском музее. |
Количество просмотров у этой темы: 15645.
← Предыдущая тема: Syd Mead / картины