Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники
Зинаида Серебрякова
Автор: Ratatosk | Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором Евгением Николаевичем Лансере. Мать происходила из семьи Бенуа (родная сестра Александра Бенуа), и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики. Когда Зине было 2 года, умер от чахотки ее отец и мать решила вернуться в родовое имение своего отца, академика архитектуры. Именно в этой семье, где каждый что-нибудь «малевал» и за столом проблемы искусства обсуждались чаще, чем что-либо еще, и росла будущая художница. Уже в детстве Зина увлекалась рисованием, но тогда этому не придавали серьезного значения – в этой творческой семье подобное было в порядке вещей.
В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. К сожалению, школа быстро закрылась, да и занятиям мешала болезненность Зины (слабое здоровье она унаследовала от отца). Чтобы поправить здоровье дочери Екатерина Лансере предприняла поездку в Италию. Из поездки Зина привезла множество набросков и этюдов. И в 1903, уже в Петербурге, начала посещать мастерскую О.Э. Браза. При этом не малую роль в развитии способностей сыграли ежедневные походы в Эрмитаж, где художница копировала работы старых мастеров.
В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры и работает с акварелью.
Через год молодые возвращаются домой. Семейная жизнь, двое детей, казалось бы, должны были отвлечь женщину от увлечения искусством, но Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов (например, волновавшую ее еще с детства тему крестьянок). В 1910 году Зинаиду Серебрякову, показавшую на выставке Союза русских художников картину-автопортрет «За туалетом», ждет настоящий успех. Третьяковская галерея приобретает эту работу и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.
"За туалетом" и "Зеленя осенью" |
Автор: Ratatosk | Жизнь в Петербурге складывалась замечательно. В доме царила теплая атмосфера, о которой позже вспоминали многие, рождались дети и в творчестве Зинаиды начался расцвет. В 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе. В работе над крестьянской темой в творчестве Серебряковой начинает звучать монументалистское начало.
«Крестьяне», «Спящая крестьянка», «Жатва» |
Автор: Ratatosk | На примере картины «Две крестьянские девушки» можно выделить основные черты крестьянского цикла, которые сформировались уже в этой достаточно ранней работе (1914). Фигуры монументально спокойны, занимают практически весь холст. Их движения неспешны и полны какой-то подлинно ренессансной силы. Основным полотном цикла является «Беление холста», в котором возрожденческое звучание достигает максимума. Помимо могучей, сильной пластики фигур, ракурса снизу, добавляющего крестьянкам величественности (они кажутся своеобразными бронзовыми колоссами, на фоне ясного голубого неба), ренессансность видится и в благородстве колорита в целом.
Искусство Ренессанса было гимном новому человеку, вышедшему из мира извившего себя средневековья. И картина Серебряковой – гимн обновленному простому русскому человеку, родившемуся в горниле революции.
«Две крестьянские девушки», «Беление холста» |
Автор: Ratatosk | В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты, которые являются своеобразной летописью ее жизни. Вот лишь некоторые из них: Автопортрет в шарфе 1911 Автопортрет в костюме Пьеро 1911 Автопортрет 1930 Автопортрет 1946 Автопортрет 1956 |
Автор: Ratatosk | К лучшим картинам Серебряковой принадлежат работы «семейного цикла», такие как «За завтраком» (1914) и «Карточный домик» (1919). Эти две работы, хоть и схожи тематикой, принадлежат к совершенно разным периодам жизни художницы, что невооруженным глазом заметно в них. Первая написана во время счастливой жизни в «Нескучном» и пронизана ощущением размеренной, уютной жизни. Вторая создана через несколько месяцев после смерти мужа, уже в Харькове, когда художница прилагала все мыслимые и немыслимые силы, чтобы выжить. Сам сюжетный центр работы – карточный домик – символ хрупкости счастья, говорит о мыслях художницы. Да и колорит картины с сине-золотистого, мерцающего, изменился на холодный, более тусклый.
«За завтраком», «Карточный домик» |
Автор: Ratatosk | Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. В марте 1919 умер Борис. На руках у художницы остались четверо детей и мать. В 1920 семье удается перебраться в Петроград и на какое-то время жизнь стала чуть-чуть полегче – появились заказы, картины брали на выставки, а дети смогли учиться. Но жизнь все равно сводилась к выживанию.
Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций. К «балетному» циклу принадлежат также «Балетная уборная. Снежинки» 1923 и «Девочки-сильфиды» 1924 годов.
Д. Баланчин в костюме Вакха, «Балетная уборная. Снежинки», «Девочки-сильфиды» |
Автор: Ratatosk | В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает. Она отправляется во Францию. Но и там жить ей приходилось очень скромно. Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.
Разлука с семьей была самым тяжелым испытанием для Зинаиды. Дети приезжали крайне редко: в 1925 году сын Александр, в 1928 году дочь Екатерина. А Евгений и Татьяна, оставались в России с бабушкой до ее смерти в 1933, когда из СССР выехать было уже нельзя.
Тем не менее Серебрякова много работала, в том числе и на заказ, в частности ей часто заказывали обнаженных. Тема ню занимает особое место творчестве художницы. Вообще в эмиграции Серебрякова считалась одним из признанных мастеров этого жанра. «Вот то широкое классическое понимание формы человеческого тела, которое нужно» - писал о ее работах Е.Е. Лансере. Примером ню «эмигрантского периода» может служить «Обнаженная с книгой», написанная в 1940 году. |
Автор: Ratatosk | Но тема ню нашла выражение в творчестве Серебряковой куда раньше. Еще в 1911 году в картине «Купальщица». Работа поражает силой контраста белой ткани и светлого золотистого тела с темным сине-зеленым фоном. Во всей фигуре есть скрытая динамике, которая находит выход и прорывает в фоне – деревца сгибаются под напором сильного ветра, а в просветах листвы видны несущиеся по небу облака. На этом динамичном, движущемся фоне фигура купальщицы выглядит поразительно спокойно и величественно, а при взгляде на мощный и одновременно плавный разворот ее корпуса, вспоминаются сивиллы Микеланджело. И была продолжена работой «Баня» 1913 года, в которой художница мастерски передала ощущение жара и полутьмы, лаконично и, вместе с тем, совершенно потрясающе решив колорит картины. Охристые, золотистые тона, составляют основное звучание полотна, тела женщин будто золоченые статуи. Скульптурность и монументальность им сообщают и их позы – плавные и широкие движения – и сильная, смелая лепка формы. Глубокие тени, из которых на нас выдвигаются вытянутые ярким светом фигуры, рождают воспоминания о картинах Караваджо. Камертоном в картине служит белое полотенце, которое лишь сильнее подчеркивает теплоту и жаркую душность (как в бане и должно быть) картины. Классицистичность, ренессансность подхода Серебряковой упоминалась уже и ранее, но в теме ню она звучит как нельзя ярче и сильнее. Само отношение к натуре у художницы возрожденческое – человек в центре миропорядка, лишь он важен, его сила и красота, все остальное подчинено ему, служит обрамлением (особенно это видно в Купальщице). Но нет слепого подражания, есть переосмысление на основе своих творческих целей и задач. «Ренессанс» Серебряковой воспевает человека нового, ее, времени, нового мира.
«Купальщица», «Баня» |
Автор: Ratatosk | Еще ню: Девушка, заплетающая косу 1930 Обнаженная с вишневой накидкой 1934 Лежащая обнаженная 1935 |
Автор: Ratatosk | В 1940 году Париж заняли фашисты и переписка с родными прервалась. Серебрякова даже не знала живы ли ее дети. Приехать в ней они смогли лишь в 1960е.
В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве. В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.
В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.
Жизнь Серебряковой была трудна и драматична. Она была свидетелем всех тяжелейших для страны событий – от Революции до Второй мировой. Потеряла мужа и на долгие годы была разлучена с близкими, познала крушение надежд в эмиграции. И каким-то чудом смогла выдержать все это и дожить до преклонных лет. Возможно, силы ей давало живущее внутри нее тепло тех счастливых лет в Нескучном и хранящийся в памяти образ родной земли. |
Автор: Ratatosk | Материал собирала ото всюду, что-то домысливала сама (например, про Ренессанс). Очень многое не вошло, так что со временем, возможно, будет и вторая часть. Надеюсь, кому-нибудь статья будет интересна ^___^ |
Автор: savas | Очень нравится ее творчество. Она у меня входит в десятку моих любимых росиянских художников. |
Автор: TAILOR | Очень интересно. Спасибо. |
Автор: Fish-KA | удивительная художница! очень люблю ее.И..если говорирть о том времени и до..-практически единственная художница такого уровня и масштаба.Масштабных девушек в те времена не было.это дело считалось исключительно мужским. |
Автор: savas | Fish-KA это обстоятельство усиливается тем что она круче многих и многих мужиков-рисовальщиков. Более того я считаю ее особенным явлением в художественном смысле. Ничего подобного я не встречал. |
Количество просмотров у этой темы: 18035.
← Предыдущая тема: Пустынные миры Питера Грика (Peter Gric) / картины