Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники

Зинаида Серебрякова

» Сообщения (страница 1)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором Евгением Николаевичем Лансере. Мать происходила из семьи Бенуа (родная сестра Александра Бенуа), и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.



Когда Зине было 2 года, умер от чахотки ее отец и мать решила вернуться в родовое имение своего отца, академика архитектуры. Именно в этой семье, где каждый что-нибудь «малевал» и за столом проблемы искусства обсуждались чаще, чем что-либо еще, и росла будущая художница.



Уже в детстве Зина увлекалась рисованием, но тогда этому не придавали серьезного значения – в этой творческой семье подобное было в порядке вещей.





В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. К сожалению, школа быстро закрылась, да и занятиям мешала болезненность Зины (слабое здоровье она унаследовала от отца). Чтобы поправить здоровье дочери Екатерина Лансере предприняла поездку в Италию. Из поездки Зина привезла множество набросков и этюдов. И в 1903, уже в Петербурге, начала посещать мастерскую О.Э. Браза. При этом не малую роль в развитии способностей сыграли ежедневные походы в Эрмитаж, где художница копировала работы старых мастеров.





В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры и работает с акварелью.





Через год молодые возвращаются домой. Семейная жизнь, двое детей, казалось бы, должны были отвлечь женщину от увлечения искусством, но Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов (например, волновавшую ее еще с детства тему крестьянок). В 1910 году Зинаиду Серебрякову, показавшую на выставке Союза русских художников картину-автопортрет «За туалетом», ждет настоящий успех. Третьяковская галерея приобретает эту работу и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.





"За туалетом" и "Зеленя осенью"


Прикрепленное изображение (вес файла 370.5 Кб)
1.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 246.1 Кб)
2.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:08 [#] [@]

Жизнь в Петербурге складывалась замечательно. В доме царила теплая атмосфера, о которой позже вспоминали многие, рождались дети и в творчестве Зинаиды начался расцвет. В 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе.



В работе над крестьянской темой в творчестве Серебряковой начинает звучать монументалистское начало.





«Крестьяне», «Спящая крестьянка», «Жатва»


Прикрепленное изображение (вес файла 332.8 Кб)
3.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 252.6 Кб)
4.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 319.4 Кб)
5.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:12 [#] [@]

На примере картины «Две крестьянские девушки» можно выделить основные черты крестьянского цикла, которые сформировались уже в этой достаточно ранней работе (1914).



Фигуры монументально спокойны, занимают практически весь холст. Их движения неспешны и полны какой-то подлинно ренессансной силы.



Основным полотном цикла является «Беление холста», в котором возрожденческое звучание достигает максимума. Помимо могучей, сильной пластики фигур, ракурса снизу, добавляющего крестьянкам величественности (они кажутся своеобразными бронзовыми колоссами, на фоне ясного голубого неба), ренессансность видится и в благородстве колорита в целом.





Искусство Ренессанса было гимном новому человеку, вышедшему из мира извившего себя средневековья. И картина Серебряковой – гимн обновленному простому русскому человеку, родившемуся в горниле революции.







«Две крестьянские девушки», «Беление холста»


Прикрепленное изображение (вес файла 293.1 Кб)
6.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 279.2 Кб)
7.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:18 [#] [@]

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин.



Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты, которые являются своеобразной летописью ее жизни.



Вот лишь некоторые из них:



Автопортрет в шарфе 1911



Автопортрет в костюме Пьеро 1911



Автопортрет 1930



Автопортрет 1946



Автопортрет 1956


Прикрепленное изображение (вес файла 455.1 Кб)
8.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 214.6 Кб)
9.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 380.8 Кб)
10.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 328.8 Кб)
11.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 337.5 Кб)
12.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:28 [#] [@]

К лучшим картинам Серебряковой принадлежат работы «семейного цикла», такие как «За завтраком» (1914) и «Карточный домик» (1919). Эти две работы, хоть и схожи тематикой, принадлежат к совершенно разным периодам жизни художницы, что невооруженным глазом заметно в них. Первая написана во время счастливой жизни в «Нескучном» и пронизана ощущением размеренной, уютной жизни. Вторая создана через несколько месяцев после смерти мужа, уже в Харькове, когда художница прилагала все мыслимые и немыслимые силы, чтобы выжить. Сам сюжетный центр работы – карточный домик – символ хрупкости счастья, говорит о мыслях художницы. Да и колорит картины с сине-золотистого, мерцающего, изменился на холодный, более тусклый.





«За завтраком», «Карточный домик»


Прикрепленное изображение (вес файла 257.4 Кб)
13.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 432.8 Кб)
14.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:33 [#] [@]

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. В марте 1919 умер Борис. На руках у художницы остались четверо детей и мать. В 1920 семье удается перебраться в Петроград и на какое-то время жизнь стала чуть-чуть полегче – появились заказы, картины брали на выставки, а дети смогли учиться. Но жизнь все равно сводилась к выживанию.





Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций. К «балетному» циклу принадлежат также «Балетная уборная. Снежинки» 1923 и «Девочки-сильфиды» 1924 годов.





Д. Баланчин в костюме Вакха, «Балетная уборная. Снежинки», «Девочки-сильфиды»


Прикрепленное изображение (вес файла 211.8 Кб)
15.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 397.6 Кб)
16.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 432.6 Кб)
17.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:41 [#] [@]

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.



Она отправляется во Францию. Но и там жить ей приходилось очень скромно. Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.





Разлука с семьей была самым тяжелым испытанием для Зинаиды. Дети приезжали крайне редко: в 1925 году сын Александр, в 1928 году дочь Екатерина. А Евгений и Татьяна, оставались в России с бабушкой до ее смерти в 1933, когда из СССР выехать было уже нельзя.





Тем не менее Серебрякова много работала, в том числе и на заказ, в частности ей часто заказывали обнаженных. Тема ню занимает особое место творчестве художницы. Вообще в эмиграции Серебрякова считалась одним из признанных мастеров этого жанра. «Вот то широкое классическое понимание формы человеческого тела, которое нужно» - писал о ее работах Е.Е. Лансере. Примером ню «эмигрантского периода» может служить «Обнаженная с книгой», написанная в 1940 году.


Прикрепленное изображение (вес файла 250.5 Кб)
18.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:43 [#] [@]

Но тема ню нашла выражение в творчестве Серебряковой куда раньше. Еще в 1911 году в картине «Купальщица». Работа поражает силой контраста белой ткани и светлого золотистого тела с темным сине-зеленым фоном. Во всей фигуре есть скрытая динамике, которая находит выход и прорывает в фоне – деревца сгибаются под напором сильного ветра, а в просветах листвы видны несущиеся по небу облака. На этом динамичном, движущемся фоне фигура купальщицы выглядит поразительно спокойно и величественно, а при взгляде на мощный и одновременно плавный разворот ее корпуса, вспоминаются сивиллы Микеланджело.



И была продолжена работой «Баня» 1913 года, в которой художница мастерски передала ощущение жара и полутьмы, лаконично и, вместе с тем, совершенно потрясающе решив колорит картины. Охристые, золотистые тона, составляют основное звучание полотна, тела женщин будто золоченые статуи. Скульптурность и монументальность им сообщают и их позы – плавные и широкие движения – и сильная, смелая лепка формы. Глубокие тени, из которых на нас выдвигаются вытянутые ярким светом фигуры, рождают воспоминания о картинах Караваджо. Камертоном в картине служит белое полотенце, которое лишь сильнее подчеркивает теплоту и жаркую душность (как в бане и должно быть) картины.



Классицистичность, ренессансность подхода Серебряковой упоминалась уже и ранее, но в теме ню она звучит как нельзя ярче и сильнее. Само отношение к натуре у художницы возрожденческое – человек в центре миропорядка, лишь он важен, его сила и красота, все остальное подчинено ему, служит обрамлением (особенно это видно в Купальщице). Но нет слепого подражания, есть переосмысление на основе своих творческих целей и задач. «Ренессанс» Серебряковой воспевает человека нового, ее, времени, нового мира.





«Купальщица», «Баня»


Прикрепленное изображение (вес файла 294.6 Кб)
19.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 271.1 Кб)
20.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:47 [#] [@]

Еще ню:



Девушка, заплетающая косу 1930



Обнаженная с вишневой накидкой 1934



Лежащая обнаженная 1935


Прикрепленное изображение (вес файла 313.6 Кб)
21.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 159.2 Кб)
22.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 243.8 Кб)
23.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:50 [#] [@]

В 1940 году Париж заняли фашисты и переписка с родными прервалась. Серебрякова даже не знала живы ли ее дети. Приехать в ней они смогли лишь в 1960е.





В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.



В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.





В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.





Жизнь Серебряковой была трудна и драматична. Она была свидетелем всех тяжелейших для страны событий – от Революции до Второй мировой. Потеряла мужа и на долгие годы была разлучена с близкими, познала крушение надежд в эмиграции. И каким-то чудом смогла выдержать все это и дожить до преклонных лет. Возможно, силы ей давало живущее внутри нее тепло тех счастливых лет в Нескучном и хранящийся в памяти образ родной земли.


Прикрепленное изображение (вес файла 236.1 Кб)
24.jpg
Дата сообщения: 22.05.2010 14:53 [#] [@]

Материал собирала ото всюду, что-то домысливала сама (например, про Ренессанс). Очень многое не вошло, так что со временем, возможно, будет и вторая часть.



Надеюсь, кому-нибудь статья будет интересна ^___^

Дата сообщения: 22.05.2010 14:56 [#] [@]

Очень нравится ее творчество.



Она у меня входит в десятку моих любимых росиянских художников. rock

Дата сообщения: 22.05.2010 20:17 [#] [@]

Очень интересно. Спасибо.

Дата сообщения: 31.05.2010 14:48 [#] [@]

удивительная художница! очень люблю ее.И..если говорирть о том времени и до..-практически единственная художница такого уровня и масштаба.Масштабных девушек в те времена не было.это дело считалось исключительно мужским.

Дата сообщения: 31.05.2010 15:03 [#] [@]

Fish-KA



это обстоятельство усиливается тем что она круче многих и многих мужиков-рисовальщиков. Более того я считаю ее особенным явлением в художественном смысле. Ничего подобного я не встречал.

Дата сообщения: 31.05.2010 22:37 [#] [@]

Страницы: 12

Количество просмотров у этой темы: 18034.

← Предыдущая тема: Пустынные миры Питера Грика (Peter Gric) / картины

Случайные работы 3D

Ароматный кофе
Колобкозавры
Своей дорогой
Хозяин Темного Парка
Focus - Street Warrior
Steampunk Ring

Случайные работы 2D

Камонна Тонг
ГМО томаты
Мужской профиль
Паролетчик
Atom_
Ведьма
Наверх