Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Скульпторы, Архитекторы
Барокко в Архитектуре
Автор: Matata | Барокко
(итал. barocco, букв. - причудливый, странный) - стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков
Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов — Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы.
Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. по проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны, и Франческо Борромини, по проектам которого были построены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, Сант Иво в Риме и др.
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко — это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
Во Франции, создан один из самых замечательных барочных дворцовых ансамблей — Версаль (1668-1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
Для барокко характерно создание огромных ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство сливаются в единое целое, отмеченное печатью торжественности, пышности, парадности.
В XVIII веке барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора и нового русского дворянства, которые со времен Петра I настойчиво вводили в обиход на Руси, требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Сам Петр I больше тяготел к протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко. В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского — подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.
Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Его предки родом из Флоренции, отец — скульптор и архитектор Бартоломео Карло, приехал в Петербург еще при Петре. Только Франческо Бартоломео Растрелли смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.
Внутренние помещения расположены на трех этажах, что также соответствует принятой схеме: в нижнем, невысоком этаже находятся служебные помещения, на втором — высоком — анфилады парадных залов и покоев, а на третьем — жилые комнаты царской семьи.
Главный зал дворца — Большая галерея (17 м шириной, 47 м длиной, 7 м высотой, общей площадью 800 кв. м) без единой внутренней опоры. Помимо настоящих окон, здесь еще есть фальшивые — зеркала, искусственно расширяющие огромное внутреннее пространство. Узоры наборного паркета, деревянная позолоченная резьба, роспись плафона — все в этом зале поражает изысканностью, выдающей руку гениального мастера. Все комнаты во дворце разные, есть и китайская, и малиновая, и знаменитая, и янтарная комната — чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
| ||||
Автор: Matata | Ссылки:
| ||||
Автор: Matata |
| ||||
Автор: Matata |
Все фото взяты из книги Baroque/ Konemann/1998 | ||||
Автор: Matata |
Baroque/ Konemann/1998 | ||||
Автор: Matata |
Baroque/ Konemann/1998 | ||||
Автор: Ant3d | о. ещё один стиль шедевров. Глобальное исскуство) Будем вникать, спасибо! | ||||
Автор: Matata | Пожалуйста, пожалуйста | ||||
Автор: seaman | Вообще третья снизу картинка это по моему не барокко. Скорее некая стилизация под тюдор. А слева фасад под углом виднее точно тюдор. Отличительная особенность - фахверк. | ||||
Автор: Matata | seaman, это здание относится к барокко - искревлённый фасад...читай указанную книгу. И вообще стилизацией под тюдор это не может быть по той причине, что это направление тогда ещё не родилось на свет.... | ||||
Автор: seaman | Не понял? Какое направление не родилось?
Эпоха правления Тюдоров (1485-1603 гг).
Вопрос - что раньше? Так что это может быть здание построенное в эпоху барокко стилизованное под стиль Тюдор.
Здесь скорее всего это не настоящие балки, а имтация. Но они есть, а для барокко они не характерны. А вот для деревенских домов стиля Тюдор в самый раз. | ||||
Автор: Matata | Кажется, второпях, я невнятно высказалась...
Это не стилизация, а трансформация имевшихся ранее сроительных форм. Иной подход к плоскости фасада, его искревление, прорыв пространства, балки здесь декоративные...
Что касается Фахверка, то он появляется в XV веке в Германии, и в Англию, где правили Тюдоры, попал именно оттуда....
Показанное выше здание в Голландии..... сам понимаешь, стилизацией под тюдоров это не может быть, так как тюдоры сами заимствовали эти формы....
"Надо сказать, что ничего своего в то время у Англии не было, одни лишь заимствования. Но именно благодаря им состоялся стиль Тюдоров, к которому, в свою очередь, прибегают нынче всякий раз, когда хотят создать атмосферу Средневековья, чтобы при этом она выглядела роскошно" | ||||
Автор: Ant3d | вот она какая, культурная дуэль )) | ||||
Автор: Matata | Короче, ставлю точку - это не фахверк (здесь нет каркаса), и не тюдоры (кстати, тюдоры строили не только Фахверк), это - барокко: причудливо нависающие стены тому свидетельство. | ||||
Автор: snickerz | 2 matara - спасибо за просвящение) раз смогла отстоять свои взгялды - значит инфу можно брать ан вооружение) спасибо таким как ты, по больше бы просвещения внести в наши пещеры)
2 seeman - немножко понимаю в архитектуре - тоже вот не смог найти на картинке фахверк, непойму куда ты смотрел..) |
Количество просмотров у этой темы: 26574.
← Предыдущая тема: Финский модерн в архитектуре