Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники
Джузеппе Арчимбольдо
Автор: Matata | АРЧИМБО́ЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан — 11 июля 1593, там же), итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии».
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Чехии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет. В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
Придворный художник
В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. После смерти ФердинандаI, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.
Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами. Может быть, работа над фантастическими персонажами для этих грандиозных праздников и рождала у Арчимбольдо идеи аллегорических картин и необычных портретов. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий, исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года».
Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II , 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
Автопортреты |
Автор: Matata | Его знаменитая серия «Времена года», созданная под Новый год в 1569-м, – это четыре портрета, каждый из которых состоит из сезонных примет. Наиболее известен пышный мужчина («Лето»), радующий глаз своими щеками-персиками и многочисленными экзотическими фруктами (которые только-только стали завозить в Европу из заморских стран).
Лето
Ещё один вариант Лета
Осень
Зима
Весна |
Автор: Matata | А это - знаменитый "Библиотекарь" - образец сюрреализма 16 века |
Автор: Matata | До нас дошло 14 картин Арчимбольдо . Наиболее известные "фантастические головы" он писал с 1560-х годов.
Вот серия - стихии:
Огонь
Вода
Воздух
Земля |
Автор: Matata | Есть и картины, которые являются перевертышами в буквальном смысле слова: на одной изображена миска с овощами, на другой – картина с фруктами, но если перевернуть эти картины вверх ногами, то перед нами все те же антропоморфные коллажи из овощей или фруктов.
Повар
Огородник |
Автор: Matata | Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформирует реальность. Из кабачка делает нос, из огурца – подбородок, из колоса пшеницы – прекрасную шевелюру а из набора овощей... – портрет императора - РудольфаII!
Здесь император представлен под чертами Вертумна – античного бога, защитника фруктовых деревьев и мужа Помоны, богини фруктов. Римское божество напрашивается для изображения императора с репутацией неукротимого любителя развлечений, женщин и кулинарного искусства. Кроме того, Вертумн меняет форму в зависимости от времени года, становясь попеременно пахарем, жнецом, виноградарем или старой женщиной. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи! Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Художник развлекается. Он изобретает карикатуру. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Стоит отдалиться – и видишь лицо. Умелое объединение растений формирует, благодаря точности их изображения, веко, бровь, мешки и донышко глаза. Арчимбольдо работает как ученый, экспериментирующий над различными возможностями, предоставленными природой. Он черпает вдохновение в кабинете редкостей императора Рудольфа II, в Пражской Кунсткамере. Эта камера чудес переполнена «натуралиями» – природными или искусственными странностями: экзотическими, ископаемыми редкостями, кораллами, цветами или фруктами из далеких стран, чудовищными или сказочными животными, этнографическими вещами, ископаемыми черепами, метеоритами, зародышами... Одна из богатейших коллекций странностей, которая до сих пор околдовывает историков искусства.
До него другие художники Возрождения – такие, как Леонардо да Винчи или Иероним Босх, интересовались чудовищными лицами, портретами, искаженными игрой зеркал, композициями из посторонних элементов. Но систему создал он. Картина Арчимбольдо смотрится, чувствуется, пробуется на прикосновение и вкус. Понюхайте эти розы и пионы! Погладьте чертополохи! С корзиной в руке постарайтесь открыть многочисленные элементы, позволившие сотворить этот портрет Рудольфа II, большого человека Священной Империи.
Вертумн |
Автор: Matata | В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес ).
В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника. Все увлечены разнообразием живых форм. Естественная история продвигается вперед удивительно большими шагами даже во время прогулок по прекрасным садам. Художники считают природу живым спектаклем и стараются найти соответствия между человеческими, растительными и минеральными тканями. «Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи.
Флора |
Автор: Matata | Есть у Арчимбольдо и вполне традиционные работы
Изготовление шёлка
Портрет Ан. Арчимбольдо
Потрет Императора Рудольфа второго с семьёй |
Автор: Matata | Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино, или О цели живописи. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици), и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Возможно, в Вене и Праге художник познакомился с произведениями Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха, Альбрехта Альтдорфера, но, скорее всего, своеобразные живописные графические работы Арчимбольдо были созданы под влиянием вкусов просвещенных монархов, по заказам которых он работал; талант его развивался в художественной среде европейского маньеризма.
Потрет Кальвина
Юрист
Вариант осени
Вариант Зимы |
Автор: Matata | Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей, именуемых "арчимбольдесками". И сразу же после смерти мастера в 1593 году Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо . Но все эти художники-копиисты так и остались фокусниками, и давно забыты, в отличие от самого Джузеппе Арчимбольдо , имя которого навечно вписано в историю мировой живописи.
В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Его трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали
А вот работа современно немецкого дизайнера Тилла Новака (Till Nowak) создавшего трёхмерного чужого |
Автор: Matata | Предлагаю провести конкурс на создание лучшего 3-д портрета в стиле Арчимбольдо! |
Автор: Thill | Matata
Так уже кто-то подобное делал? Нет? |
Автор: Matata | На нашем сайте? Честно говоря,не знаю....... |
Автор: Thill | Да нет, я не про наш сайт, а про сам факт. |
Автор: Vicol | ... Знаю, что фотографы это делали и не раз (и я в том числе), есть знаменитый портрет Ф.Листа в виде девушек ... |
Количество просмотров у этой темы: 12384.
← Предыдущая тема: Искусство Нидерландов 17 века