Список разделов » Общие вопросы
Сентиментализм, Романтизм, Реализм
Автор: Matata | Эти течения в искусстве можно поставить именно в такой последовательности:
Сентиментализм - 18 век
Романтизм - вторая половина 18 - 19 век
Реализм - 19 - 20 века и до сего дня...
Но подобная расстановка имеет одну оговорку, в той или иной степени реализм существовал всегда...
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Сентиментализм выражает разочарование в “ цивилизации ”, основанной на идеалах “ разума ” (идеологии Просвещения) и провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “ маленького человека ”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. Художники, писавшие в этом жанре: Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон. Родиной сентиментализма была Англия. Ему дал начало в конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727). Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759—1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем». Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина (1797—1801). Сентиментализм в английском изобразительном искусстве искусстве – реакция на буржуазные тенденции в обществе. Его яркие представители в живописи – Гейнсборо и Рейнольдс. Одним из наиболее типичных представителей сентиментализма во французской живописи был Жан Батист Грёз. Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъемом в эпоху отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен перестраивают На рубеже двух веков развивалось творчество Н.И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметьевых. Одна из существенных тенденций в творчестве Аргунова, которая не прерывалась на протяжении XIX веков - стремление к конкретности выражения, непритязательности подхода к человеку. Его портрету свойственна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеализации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице модели. Колорит портрета построен на выразительности отдельных пятен чистого цвета, красочных плоскостей. В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П.А. Бабина, П.И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния. В XVIII веке чаще всего дети изображались с атрибутами мифологических героев в виде амуров, Аполлонов и Диан, в XIX веке художники стремятся передать непосредственный образ ребенка, склад детского характера. Портреты дают богатейший материал для изучения истории отечественной культуры. Особенно сильное влияние сентиментализма испытал В.Л. Боровиковский, изображавший многие свои модели на фоне английского парка, с мягким, чувственно-ранимым выражением на лице. Боровиковский был связан с английской традицией через кружок Н.А. Львова - А.Н. Оленина. Он хорошо знал типологию английского портрета, в частности, по работам модной в 1780-е годы немецкой художницы А.Кауфман, получившей образование в Англии. |
Автор: Matata | Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж. Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф.М. Матвеева прослеживается влияние "Водопадов" и "Видов Тиволи" Я. Мора. В России также была популярна графика Дж. Флаксмана (иллюстрации к Гормеру, Эсхилу, Данте), оказавшая влияние на рисунки и гравюры Ф.Толстого, и мелкая пластика Веджвуда - в 1773 году императрица сделала британской мануфактуре фантастический по объему заказ на "Сервиз с зеленой лягушкой" из 952 предметов с видами Великобритании, хранящийся теперь в Эрмитаже. В английском вкусе были исполнены миниатюры Г.И. Скородумова и А.Х. Ритта; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые "Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках" (1803-1804). Британских художников во второй половине XVIII века в России работает меньше, чем французских или итальянских. Среди них наибольшую известность приобрел Ричард Бромптон, придворный художник Георга III, работавший в Петербурге в 1780 - 1783 гг. Ему принадлежат портреты великих князей Александра и Константина Павловичей, и принца Георга Уэльского, ставшие образцами изображения наследников в юном возрасте. Неоконченное Бромптоном изображение Екатерины на фоне флота получило воплощение в портрете императрицы в храме Минервы Д.Г. Левицкого. Француз по происхождению П.Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России. Однако картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа, были часто копируемы, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Скородумова, назначенного "кабинета Ея императорского величества гравером" и избранного Академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора.
|
Автор: Matata | Романти́зм (фр. romantisme) — явление в европейской и американской культуре в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.
В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Ярким представителем английского романтизма является Байрон.
В России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского.Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова.Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Представителями романтизма в музыке являются: в Австрии Франц Шуберт; в Германии — Э. Т. А. Гофман, Карл Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман; в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции — Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер; в Польше Фредерик Шопен; в Венгрии Ференц Лист.
В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей, собственной изобразительно-пластической системы. В изобразительном искусстве он характеризуется сложным, противоречивым комплексом идей, что и побудило исследователей выделить несколько направлений внутри общего романтического движения. Так, во Франции, где романтизм проявился в наиболее развитых формах, преобладают произведения напряженно-динамические с героическим (Ж.-Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др.) или драматическим (Э. Делакруа) содержанием. Для немецкого варианта романтизма, наоборот, характерны созерцательно-меланхолические настроения (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др.) и религиозно-патриархальные идеи (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.). Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.). В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). В России ведущая роль в романтическом искусстве принадлежит портрету (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов), а также пейзажу (Сильв. Ф. Щедрин, М. Н, Воробьев, ранний И. К. Айвазовский). Этнографическое направление на российском материале талантливо разрабатывал в жанровых композициях поляк А. О. Орловский. Особенностью русского варианта романтизма стала потребность художников, выучеников академической школы, облекать романтические идеи в форму картины, построенной по канонам классицизма (таковы самые значительные полотна русской исторической живописи - "Смерть Камиллы, сестры Горация" и "Медный змий" Ф. А. Бруни, "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова, "Явление Христа народу" А. А. Иванова). Вместе с тем при всем своеобразии национальных школ романтизму присущи признаки, позволяющие ему сохранять цельность в качестве единого движения. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. Стремление увидеть за всем происходящим действие еще не познанных законов "природы и сил, зачастую враждебных человеку. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д.), и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. Индивидуум становится для них действительно "мерой всех вещей". В человеке отражается весь мир. Особенно высоко ставили романтики личность художника, композитора, писателя, сопрягая их деятельность с мировым процессом творения. Отсюда - пристальный интерес ко всему своеобразному, непохожему, особенному. Именно романтизм был тем направлением, которое утвердило приоритет индивидуальной манеры художника и, в конечном счете, открыло дорогу к свободному выражению творческой личности. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. |
Автор: Matata | Реали́зм— направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности.
Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе(1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». Однако, нет чётких временных границ этого течения… В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основные концепции. Согласно одной из них, Реализм представляет собой основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественные познания её важных сторон и качеств, в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период Реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий художественную культуру своего времени. Представители другой точки зрения на Реализм ограничивают его историю определёнными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало Реализм связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 в. Наиболее полное раскрытие специфических черт Р. в прошлом усматривается в критическом Р. 19 в.; новый высший этап Реализма представляет в 20 в. социалистический реализм. Существует и современная форма реализма...в той или иной форме он всегда был, и , видимо, всегда будет... |
Автор: Matata | Реализм 19—20 вв. В своём исторически конкретном значении термин «Реализм» обозначает направление литературы и искусства, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом Реализме 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 в. (вплоть до современности). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский. В 1871 г. в Петербурге открылась первая Передвижная выставка художников-живописцев, утвердившая критический реализм в русской живописи. Выставка была устроена группой художников Петербурга и Москвы. Здесь было много разнообразных картин, зрители переходили от одного полотна к другому, было тесно, шумно, раздавались громкие голоса споривших. Известный критик В.В. Стасов отметил «поразительную новизну» выставки. Больше всего страстей разгорелось у картины молодого петербургского профессора живописи Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Много толков вызвала и картина И. Прянишникова «Порожняки». Также тут были портреты известных людей того времени: Островского, Тургенева и др. Как вообще появилось товарищество передвижных выставок? В начале октября 1863 г. группа в составе четырнадцати самых одаренных оканчивающих Академию живописцев подала просьбу в Совет Академии о дозволении свободно выбрать сюжет для конкурсной картины. Тут уж профессора взволновались всерьез. Организованное выступление! В просьбе было отказано. Однако молодежь не успокоилась, и все четырнадцать ходили к каждому профессору в отдельности, урезонивали его и заручались его поддержкой, а затем подали вторую просьбу с тем же содержанием. В последний момент живописец Заболоцкий испугался и откололся от группы. Их осталось тринадцать (так возникло название «бунт тринадцати»), но тотчас же вместо Заболоцкого к группе присоединился скульптор Крейтан. 9 ноября в день официального конкурса четырнадцать оканчивающих Академию конкурентов на золотую медаль отправились в Совет узнать, что он решил. Им было объявлено, что предлагается один-единственный сюжет для историков – «Пир в Валгалле» - и одна тема - «освобождение крестьян». Это было уже контрнаступление на «вольнодумцев». Тогда они попросили освободить их от конкурса и выдать дипломы. Предводителем смельчаков был И.Н. Крамской. Выйдя из Академии, молодые художники пошли на серьезную жертву. Они не только потеряли шансы получить золотую медаль и блага, с ней связанные, но сразу же лишались бесплатных мастерских и всякой поддержки Академии в дальнейшем. Художники поселились в одной квартире, где была создана Петербургская артель художников (или Артель Крамского). В 1865 г. Крамской поехал в Нижний Новгород, где устроил во время ярмарки выставку картин членов Артели. Самым замечательным полотном стала «Тайная вечеря» Н. Ге. В письмах из Нижнего Новгорода Крамской сообщал, что посетителей на выставке бывает масса, и все относятся к этому небывалому предприятию очень сочувственно. Так впервые зародилась мысль о возможности устраивать выставки не только в Петербурге и Москве, но и в других провинциальных городах. Однако Крамской, поссорившись с остальными членами Артели, вышел из нее, и вскоре она распалась. Между тем на ее место вступало новое сообщество художников, инициатором которого стал Г.Г. Мясоедов, закончивший Академию Художеств за год до «бунта тринадцати». В ноябре 1869 г. Мясоедов предложил некоторым московским художникам выработать проект устава Товарищества передвижных выставок. Так возникло общество «передвижников». Товарищество существовало более полувека, выставки устраивались регулярно до октябрьской революции 1917 г.
иллюстрации подберу позже... |
Количество просмотров у этой темы: 26426.
← Предыдущая тема: Перспектива.