Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Декоративно-прикладное искусство

Веера

» Сообщения

ВЫСТАВКА УНИКАЛЬНЫХ ВЕЕРОВ ОТКРЫЛАСЬ В МОСКВЕ





Наталия МАРГИЕВА





На днях в Москве, в Государственном музее А.С. Пушкина, открылась выставка "Волшебный мир веера". Среди экспонатов выставки основную часть составляют веера из собрания Московского музея-усадьбы "Останкино".





С легкой руки Екатерины II эта изящная вещица прочно вошла в жизнь русского общества. В эпоху правления императрицы веер переживает особый расцвет. Изначально используемый лишь из соображений комфорта, веер из предмета утилитарного превращается в модный аксессуар.





На выставке представлены веера XVIII-XX веков английских, французских, голландских и российских мастеров. Вырезанные из слоновой кости, перламутра, панциря черепахи, коровьего рога... Кружевные, расписные, вышитые гладью, бисером, блестками, пайетками.





В центре экспозиции - древнейший и самый ценный вид веера - опахало. На плоском, укрепленном на рукояти экране изображены театральные сцены, а на его обороте напечатаны диалоги из пьес и водевилей. Наибольшей популярностью у дам того времени пользовались складные веера, состоящие из соединенных воедино разрозненных пластин и прикрепленного на них экрана.





Сюжеты вееров изображали галантные сцены: общество в парке, трепетные любовные свидания, а также пастухов и пастушек, библейские легенды, копии картин известных художников.





- Тон веерному буму задавала Европа, работы французских и английских мастеров считались настоящими шедеврами, - рассказала "Известиям" один из авторов выставки, главный хранитель Московского музея-усадьбы "Останкино" Ирина Ефремова. - Во Франции очень любили плотную живопись - она покрывала весь экран. В России, наоборот, предпочитали оставлять пустое пространство, да и сама живопись была наивной. Русские мастера воспроизводили в художественном образе сельские праздники с танцующими крестьянами.





К концу XIX века происходит смешение форм и размеров вееров. Во французских обильно употребляется перламутр, золотые пластины и жемчужины. Конечно, веер могли позволить себе только аристократические слои. Веерами очень дорожили: наряду с другими ценными предметами они подробно регистрировались в имущественных описях и передавались от одного лица к другому по наследству.





Складной веер был неотъемлемой деталью дамского туалета. Веер обычно изготавливался на заказ к какой-либо парадной одежде. Были свадебные веера - с пейзажами и лебедями, и траурные веера, выдержанные в темных тонах.





Светской даме этот аксессуар помогал постигать искусство изощренного кокетства. Был даже изобретен специальный веерный язык, названный "маханием", для освоения которого требовалось приложить немало усилий. К примеру, если дама хлопала веером по левой руке, это означало следующее: она просит всё держать в секрете. Если кокетливо опускала глаза за веер, то объяснялась в любви кавалеру. Некоторые женщины так усердно манипулировали веером, что за ними закрепилась слава щеголих, а их махание веером принимали уже за настоящее волокитство. По этому поводу даже родился каламбур: "Одного любить не в моде, нынче машут по погоде".





Кстати, в музейных архивах есть упоминания о необычных формах вееров, которые вполне могли принадлежать мужчинам. Один маскарадный костюм сопровождал веер в виде кинжала. Обладателем такого веера скорее всего был утонченный франт.







http://www.inauka.ru/culture/article79856.html

Дата сообщения: 01.01.2008 23:38 [#] [@]

Китайские экспортные веера





В Китае самые ранние веера находят в захоронениях 3-2 вв.до н.э.



Основой для их разнообразных форм послужили листья растений.



Складные веера использовались в Китае уже в начале 1 тысячелетия,а металлические были, даже, необходимыми атрибутами в обмундировании солдат. В раскрытом виде они использовались как опахало, в закрытом - служили оружием.



Дешёвые веера производились из бамбука и бумаги, дорогие - из шёлка и лака, отделанные серебром, золотом, эмалью, перьями экзотических птиц.



Трудно проследить, откуда мода на веера пришла в Европу. Скорее всего, это произошло в пероид Возрождения и было веянием с Востока.



Раньше всего веерами стали пользоваться на венецианских карнавалах. Это были дорогостоящие, уникальные, совершенно неповторимые вещи. В отдельных случаях они становились дипломатическими подарками правителям.



С 17 века главным центром производства экспортных веров в Китае становиться Гуанчжоу. Некоторые веера изготавливались на заказ с инициалами и гербами владельцев, или они повторяли рисунок кружев платьев красавиц.



Во Франции моде на веера способствовала Екатерина Медичи. Увлечение экзотическим востоком возрастает к концу 17 века и появляется стилевое направление "шинуазри". А Людовик 14 устраивает празднование нового 1700 года в "китайском стиле".



Возникает и символический язык вееров.



Изображения были самыми разнообразными. Чаще всего традиционно китайские пейзажи, архитектура, цветы, птицы, иногда, иллюстрации китайских литературных произведений.



В России мода на веера возникает в 18 веке вместе с введением Петром 1 европейского платья. Пик веерной моды приходится на первую половину 19 века.



Особенно любила веера императрица Мария Фёдоровна - супруга Александра 3.



В 19 веке технический прогресс делает путешествия более доступными, и множество европейцев совершают кругосветные туры.



Как сувениры они часто привозили веера с топографическими видами.



К началу 20 века мода и спрос на веера затухают, и они становятся драгоценными предметами музейных коллекций, отражающими ушедшее время.















Дата сообщения: 02.01.2008 12:28 [#] [@]













(репродукции взяты из буклета "Китайские экспортные веера" ГЭ 2004)

Дата сообщения: 03.01.2008 17:18 [#] [@]

Класс!



Вот где текстуры для 3D, под обшивку стен...

Дата сообщения: 06.04.2008 12:12 [#] [@]

Да, ты прав... Вот бы еще разрешение хорошее...

Дата сообщения: 06.04.2008 12:46 [#] [@]

Количество просмотров у этой темы: 9995.

← Предыдущая тема: Веджвудский фарфор

Случайные работы 3D

La Humeur Parisienne
Дизельный генератор Cat
Technomage Dezmage
Bot
Зверь(2)
Вирус заселения

Случайные работы 2D

Круглая луна
Пустошь
42 Town
Skin Flowers
„Уносящий матрасы”
пластиковая черепушка, с натуры
Наверх