Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники

Китайская классическая живопись

» Сообщения

Искусство китайской пейзажной живописи насчитывает более 2 тысяч лет.



Постепенно изменяясь и преобразовываясь, оно до сих пор сохранило загадочность, философскую направленность. Отличительная черта живописи художников древности и их современников- символизм.





Стремление постичь законы мироздания, выявить взаимосвязь явлений - вот, что должно вдохновлять художника. Подобная установка определила метод создания художественного произведения: художник никогда не пишет с натуры. Он отбрасывает все случайное, оставляя и выделяя лишь те черты, которые определяют сущность данного явления или предмета.





Художник использует минимум изобразительных средств - линию или цветовое пятно, или то и другое вместе. Ощущение пространства и объемности китайский художник достигает благодаря виртуозному владению линией. Второй прием - воздушная перспектива основан на использовании различных оттенков цветового пятна, создающих пространственные решения.


Прикрепленное изображение (вес файла 261 Кб)
39465664_CHzhun_Cin_dinastiya_Min.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 192.3 Кб)
39465839_Lyu_YUn_dinastiya_Min_Snezhnoy_nochyu_pervuyy_ministr_poseschaet_imper_dinas_Sun_CHzhao_Kuaninya_Tayczu.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 364 Кб)
39465926_Lu_CHzhi.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 361.8 Кб)
39466636_Neizvestnuyy_hudozhnik_dinastii_MinSliva.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 204.1 Кб)
china05.jpg
Дата сообщения: 03.06.2009 13:58 [#] [@]

Ван Вэй. Тайны живописи





Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет



природу природы, он закончит деяние творца.



Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он напишет



сотнями тысяч верст. Восток, и запад, и север, и юг лежат перед



взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются



прямо под кистью.



Когда приступаешь ты к водным просторам, бойся класть



плавучие горы. Когда расположишь ты ветви дорог, свитых не



делай, сплошных путей.



Хозяину-пику лучше всего быть высоко торчащим; гости же



горы нужно, чтоб мчались к нему.



Там, где сгиб и обхват, поместим, пожалуй, монашеский



скит; у дороги, у вод мы поставим простое жилье.



Селу или ферме придай ряд деревьев, составив их в рощу: их



ветки охватывать тело картины должны. Горе иль обрыву дай



водную ленту: пусть брызжет и мчится... Однако потоку не



следует течь как попало.



У рта переправы должно быть лишь тихо и пусто; идущие люди



пусть будут редки, в одиночку.



Дав мосту-понтону на лодках плыть, все ж хорошо вздеть его



выше. Поставив рыбачий челн человека, снизить его, скажу, не



помешает.



Средь скал нависших и опасных круч хорошо б приютить



странное дерево. В местах, где высится стеною кряж, невозможно



никак дорогу прокладывать.



Далекий холм сольется с ликом туч, а горизонт небес свой



свет с водой соединит.



В том месте гор, где их замок иль крюк, проток скорей



всего оттуда выводи. Когда ж дорога подошла к утесу, здесь



можно дать навесной мост.



Когда на ровном месте высятся хоромы и террасы, то надо бы



как раз, чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ; а



в знаменитых горных храмах и молельнях достойно очень дать



причудливую ель, что льнет к домам иль башням.



Картина дали дымкою накрыта, утес глубокий -- в туче, как



в замке. Флажок на виннице пусть высоко висит среди дороги, а



парус странника недурно опустить в начале вод.



Далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же



рощам надо скорее дать вынырнуть резко...



Когда рука пришла к кистям и туши, бывает, что она



блуждает и играет в забытьи... А годы, луны вдаль идут и в



вечность, - и кисть пойдет искать неуловимых тайн.



Таинственно-прекрасное прозреть -- не в многословии секрет; но



тот, учиться кто умеет, пусть все ж идет за правилом-законом.



Верх башни храмовой пусть будет у небес: не следует



показывать строений. Как будто есть, как будто нет; то вверх



идет, то вниз бежит...



Холмы заросшие, бугры земли лишь частью приоткроют верх



жилища: травою крытый дом и тростниковый павильон тихонько



выдвигают жердь и шест.



Гора поделена на восемь граней, а камень виден с трех



сторон.



Когда рисуешь беззаботность туч, то не давай клубиться им



грибом узорным чжи.



Фигуры пусть не больше дюйма с небольшим, а сосны сун и



туи бо пусть выйдут фута на два ввысь.



Когда рисуешь ты в пейзаже горы-воды, то мысль твоя лежит



за кистью впереди... Гора в сажень, деревья ж в фут, дюйм для



коней и доли для людей.



Далекие фигуры все без ртов, далекие деревья без ветвей.



Далекие вершины без камней: они, как брови, тонки-неясны.



Далекие теченья без волны: они -- в высотах, с тучами равны.



Такое в этом откровенье!



Талия горная тучей закрыта; стены скалы прикрыты потоком;



башня-терраса прикрыты деревьями; путь же проезжий застлан



людьми.



На камень смотрят с трех сторон, в дорогу смотрят с двух



концов; гляди в деревья по верхам, смотри в воде ступню ветров.



Вот таковы законы!



Когда изображаешь горы-воды, рисуй холмы хоть



ровным-ровные, но с острою вершиной; рисуй вершины



острым-острые, но в связной цепи; рисуй скалу с отверстием



пещеры и стену острую отвеса; рисуй повисшие в пустотах глыбы и



круглые, как шар, холмы.



Река -- дорога вдаль, прошедшая везде; когда же две горы



сожмут дорогу, то называй ущельем это. А если две горы сожмут



реку, потоком это именуем.



То, что похоже на гряду, но выше, называй хребтом; а то,



что ровно тянется, куда бы ни хватал твой взор, то именуем



нагорьем.



И если кое-как на это обратить вниманье, то вот и общее



подобие пейзажа!



Кто смотрит на картину, тот стремится видеть прежде всего



дух. Затем уж различает он, где чисто, где мазки.



Реши, что гость и что хозяин: кто примет и с поклоном кто



придет. Расположи в величественный ряд толпу вершин; коль много



их -- то хаос, беспорядок; коль мало -- вяло, простовато.



Не надо их ни много и ни мало... Лишь различи, что дальше



и что ближе.



Далекие горы не могут с ближайшими слиться горами. Далекие



воды не могут с ближайшею слиться водой.



Где в талии горы прикрыт обхват, поставь туда строения



храмовые; где берега реки -- обрыв, а дальше -- насыпь и



плотина, клади, пожалуй, маленький мосток.



Где нет дороги, там пусть рощи и леса; где берег прерван



-- древний переезд; где воды прерваны -- в тумане дерева; где



воды разлились -- помчались паруса; а в тайнике лесов -- жилище



человека.



Перед обрывом -- древние деревья: их корни рваные свились



узлом лиан; перед потоком -- каменные глыбы: узор причудливый,



следы воды на нем.



Когда рисуются деревья чащ лесных, далекие редки и ровны,



а близкие часты и высоки. Коль есть на них листва, то ветвь



нежна, мягка; коль листьев нет, - упруга и сильна. Кора сосны



-- что чешуя; у туи ж белой взмотан ею ствол. Коль на земле



растет, то корень длинный, ствол прямой; на камне ж -- скрючена



в кулак и одинока.



В деревьях древних множество частей: мертвы они



наполовину; в холодной роще спряталась пичужка; ей холодно,



уныло-сиротливо.



Коль идет дождь -- не различишь ни неба, ни земли; не



знаешь, где здесь запад и восток. Коль нет дождя, но ветер --



только знай гляди за ветвями дерев. Коль ветра нет, но дождь --



верхи дерев под тяжестью согнулись. Прохожий встал под зонт,



рыбак надел рогожу...



Приходит дождь -- подобрались и тучи; а небо -- синяя



лазурь...



Когда ж слегка туман и сеется тихонько мгла -- гора усилит



яшмовую сочность и солнце близится к косым отсветам...



В природе ранней тысячи вершин хотят заутреть; дымка и



туман тонки, неуловимы; мутна-мутна остатняя луна, и вид ее --



сплошное помраченье.



А вечером смотри: гора глотает красное светило, и свернут



парус над речною мелью. Спешат идущие своей дорогой, и двери



бедняка уже полуприкрыты.



Весной: туман -- замок, а дымка -- что покров. Далеко



дымка тянет белизну... Вода -- что выкрашена ланем1, а цвет



горы чем дале, тем синей.



Картина летом: древние деревья кроют небо, зеленая вода



без волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь, у ближних



вод, - укромный, тихий дом.



Осенний вид: подобно небо цвету вод; уединенный лес



густым-густеет. В воде осенней лебеди и гуси; и птицы в



камышах, на отмелях песчаных...



Зимой, смотри; земля взята под снег. Вот дровосек идет с



вязанкой на спине. Рыбачий челн пристал у берегов... Вода



мелка, ровнехонек песок.



Коль ты рисуешь горы-воды вместе, ты должен рисовать по



сменам этим.



Теперь, коль скажем так:



"Утесы-этажи в замке тумана"; иль так:



"В Чуские горы тучи уходят"; иль так еще:



"Осеннее небо утром очистилось"; иль так:



"У древней могилы рухнувший памятник"; иль так еще:



"Дунтин (озеро) в весенней красе"; иль так:



"Дорога заглохшая, я заблудился", - то все такого рода



выраженья мы именуем подписью к картине.



Вершины гор нельзя в одном шаблоне дать; верхушки дерева



нельзя давать в одной манере. Одеждою гора себе берет деревья,



а гору дерево берет себе, как кость.



Нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как



стройны, милы горы. Нельзя нарисовать и горы кое-как: а надо



выявить здоровый рост дерев.



Картину, где подобное возможно, я назову пейзажем



знаменитым.





Примечания:





1 Лань - индиго





---------------------------------------------------------------



Перевод академика В. М. Алексеева





Текст воспроизведен по изданию:



Ван Вэй. Стихотворения. Москва, "Художественная литература", 1979


Прикрепленное изображение (вес файла 504.7 Кб)
39465573_SHi_Nin_Lang16881766Pavlinuy.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 443.6 Кб)
39466519_Neizvestnuyy_avtor.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 300.1 Кб)
39466726_CHzhu_CHzhandi_dinastiya_Min.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 246.6 Кб)
china07.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 406.9 Кб)
39467452_Li_DiSobaka.jpg
Дата сообщения: 03.06.2009 14:01 [#] [@]

Китайская картина-свиток, исполненная обычно на шелке или бумаге, непохожа на европейскую картину. Это скорее живописная поэма или повесть, читающаяся подобно рукописи. Уже в раннем средневековье сложились две основные формы свитков.







Вертикальная - когда свиток развертывался и вешался на стену, и горизонтальная - когда он разворачивался в руках по мере просматривания. Вертикальные изображения обычно не превыщали трех метров, а горизонтальные, объединявшие серию пейзажей, жанровых сцен, городских видов, достигали подчас нескольких десятков метров.





Каждая из двух форм свитков давала возможность мастерам изображать мир во всем его многообразии. Терпеливо развертывая горизонтальный рулон в руках, зритель словно прочитывал длинную книгу путешествий - перед ним вставали города, дворцы, храмы, караваны верблюдов, горные перевалы и долины. В настенных свитках, напротив, раскрывалась вся ширь мироздания. Они выражали глубокий философский смысл.







Бытовая живопись зародилась в Китае задолго до появления других жанров. Она иллюстрировала легенды и новеллы, была многоречива, повествовательна.





Пейзаж средневекового Китая неразрывно был связан и с поэзией. На картинах китайские живописцы часто красивым каллиграфическим почерком выводили стихи.





Иероглифы обогащали смысл произведений, давая пищу фантазии, воображению зрителя.



Иероглиф в Китае - нечто значительно большее, чем мысль, выраженная средствами письма. Его извилистая и упругая линия - то острая и колючая, то ломкая, то широкая и свободная - отражала настроение мастера, его темперамент, артистизм натуры. Иероглиф - это своего рода говорящий орнамент.





http://art-blog.uz/archives/671


Прикрепленное изображение (вес файла 61.8 Кб)
31233118.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 74.1 Кб)
s000106.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 208.5 Кб)
39466836_painting136Lan_Ying.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 225.1 Кб)
1000648450.jpg
Дата сообщения: 03.06.2009 14:13 [#] [@]

Пейзаж средневековья, получивший наименование “шань-шуй” (”горы-воды”), символичен по своей природе. В нем овеществились наблюдения над самыми характерными особенностями национального ландшафта. Этому способствовала композиция, выработанные веками законы перспективы. Все предметы словно увидены художником сверху. Дальний план, обычно поднятый очень высоко в китайских картинах, кажется бесконечно удаленным от переднего.







Если в живописи “шань-шуй” природа величественна и необъятна, то в другом жанре, получившем название “цветы-птицы”, она, напротив, максимально приближена018.jpg к человеку. Изображения наносились не только на свитки, но и на веера и ширмы, украшали почтовую бумагу, альбомные листы. Эти миниатюрные сценки отражали жизнь растений, птиц, насекомых. Мастера, работавшие в этой манере, изучали все живое, подобно естествоиспытателям. Они знали и прекрасно передавали строение каждого листа, форму оперения птиц, фактуру бархатистой поверхности спелого плода.


Прикрепленное изображение (вес файла 235.2 Кб)
39467193_Hua_YUye.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 208.3 Кб)
39467270_Cao_CHong.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 221.3 Кб)
china06.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 204.1 Кб)
china05.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 352.3 Кб)
china09.jpg
Дата сообщения: 03.06.2009 14:19 [#] [@]

Цитата:
Флажок на виннице пусть высоко висит среди дороги, а



парус странника недурно опустить в начале вод.



из Ван Вэй. Тайны живописи





....если кто-то понял это предложение, пожалуйста обьясните мне "флажок на виннице" это где?

Дата сообщения: 09.06.2009 16:26 [#] [@]

akmil писал(а):
пожалуйста обьясните мне "флажок на виннице" это где?



Предполагаю, что "винница" это питейное заведение. Возможно флажок означал что оно открыто.

Дата сообщения: 10.06.2009 02:15 [#] [@]

Спасибо за статью Smile

Дата сообщения: 01.03.2010 23:57 [#] [@]

Chanda , права насчёт флажкаSmile

Дата сообщения: 05.04.2010 20:34 [#] [@]

Спасибо за статью. Всегда было интересно.

Дата сообщения: 30.06.2010 04:42 [#] [@]

Количество просмотров у этой темы: 11087.

← Предыдущая тема: Michael Parkes / картины

Случайные работы 3D

Kane
Бультерьер
Иллюзорное сознание
Летник. Детали
Lab Concept
R.i.p.d. Nawlicki

Случайные работы 2D

Maffia
Decepticons-attack
Владыка Дагот
Wild Cat
Мини-игра
Трудности полёта...
Наверх