Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Декоративно-прикладное искусство
"Цзяньчжи" - искусство вырезания из бумаги в Китае
Автор: Matata | Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации. Ведь и основной исходный материал для этого вида декоративно-прикладного творчества - бумага - была изобретена Цай Лунем в 105 году н.э. Однако, во время раскопок Центральном и Западном Китае были найдены обрывки бумаги, позволяющие отнести их к более раннему периоду, периоду правления династии западная Хань (202-16 гг. до н.э.).
Наиболее ранние образцы вырезания из бумаги, о которых есть описания, датируются периодом Северных династий (386-581 н.э.). Однако, сходная техника вырезания из кожи и фольги (серебряной и золотой) уже существовала до изобретения бумаги, что дает некоторым исследователям возможность отнести время зарождения "Цзяньчжи" к более раннему периоду.
За длительную историю существования и развития искусства вырезания из бумаги сформировалось нескольких четко выраженных его направлений. Это "оконные узоры" (или "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и многие другие.
|
Автор: Matata | Самое распространенное направление – "оконные узоры". Накануне праздника Весны (китайского Нового года) на окна наклеиваются бумажные вырезки, превращающие это самое окно в изящную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. "Оконные цветы" не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке. Раньше вырезание из бумаги использовалось преимущественно в религиозных целях, а в настоящее время - в основном, для украшения домов, а также в качестве подарков. Как форма народного искусства, вырезание из бумаги занимает особое место в традиционных праздниках и торжествах, где часто используется для передачи благопожелательных символов. |
Автор: Matata | Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Существеут два метода вырезания - ножницами и ножом. При использовании ножниц складывается вместе несколько (до восьми) листов бумаги, а затем вырезается определённый узор тонкими острыми ножницами. Для вырезания ножом несколько слоёв бумаги помещают на относительно мягкую подложку, изготовленную из пепла и жира животных, и тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально. Преимущество этого способа состоит в том, что можно одновременно сделать несколько узоров. И в первом и во втором способе, работы доводятся до совершенства трафарета тонкими ножами.
|
Автор: Matata | В деревне вырезание из бумаги относят к женским занятиям - в прошлом считалось, что каждая девушка должна это уметь. В провинции Шаньдун существует обычай, который заключается в том, что юноша накануне обручения просит невесту сделать вырезку из бумаги, чтобы проверить способности избранницы. И если вырезкам горожанок присущи изысканность и утончённость, то для сельских бумажных узоров характерна простота и образная выразительность.
Сейчас этим занятием нередко занимаются мужчины...
|
Автор: Matata | "Цзяньчжи" - искусство вырезания из бумаги в Китае |
Автор: Matata | "Цзяньчжи" - искусство вырезания из бумаги в Китае |
Автор: Matata | "Цзяньчжи" - искусство вырезания из бумаги в Китае |
Автор: Matata | "Цзяньчжи" - искусство вырезания из бумаги в Китае |
Автор: Matata | Маски пекинской оперы в аппликации
Пекинская опера сформировалась 200 лет назад на основе местной оперы «хуэйдяо» провинции Аньхуэй. В 1790 году по императорскому указу в Пекин были созваны 4 крупнейших оперных труппы «хуэйдяо» - Саньцин, Сыси, Чуньтай и Хэчунь – на празднование 80-летнего юбилея императора Цяньлуна. Слова оперных партий «хуэйдяо» было так легко понимать на слух, что вскоре опера стала пользоваться огромной популярностью столичных зрителей. В последующие 50 лет «хуэйдяо» впитала в себя лучшее от других оперных школ страны: пекинской «цзинцян», «куньцян» из провинции Цзянсу, «циньцян» провинции Шэньси и многих других и, в конце концов, превратилась в то, что сегодня мы называем пекинская опера.
Одна из особенностей китайского оперного театра – грим.
1. Красное лицо символизирует храбрость, честность и верность. Типичным персонажем с красным лицом является Гуань Юй, полководец эпохи Троецарствия (220-280), знаменитый своей преданностью императору Лю Бэю.
2. Красновато-фиолетовые лица также можно увидеть у благонравных и знатных персонажей. Возьмем, к примеру, Лянь По в знаменитой пьесе «Генерал мирится к главным министром», в которой гордый и вспыльчивый генерал поссорился, а после и помирился с министром.
3. Черные лица указывают на смелого, отважного и бескорыстного персонажа. Типичными примерами являются генерал Чжан Фэй в «Троецарствии», Ли Куй в «Речных заводях» и Вао Гун, бесстрашный легендарный и справедливый судья эпохи династии Сун.
4. Зеленые лица указывают на героев упрямых, импульсивных и полностью лишенных самообладания.
5. Как правило, белые лица свойственны властным злодеям. Белый цвет также указывает на все отрицательные стороны человеческой натуры: коварство, лукавство и измену. Типичными персонажами с белым лицом считаются Цао Цао, властолюбивый и жестокий министр в эпоху Троецарствия, и Цин Хуэй, хитрый министр династии Сун, который погубил национального героя Юэ Фэя.
Все вышеуказанные амплуа относятся к категории под общим названием «цзин» (ампула мужчины с ярко выраженными личными качествами). Для комедийных персонажей в классическом театре существует особый вид грима – «сяохуалянь». Маленькое белое пятно на носу и вокруг него указывает на недалекого и скрытного персонажа, например, Цзян Ганя из «Троецарствия», который лебезил перед Цао Цао. Также подобный грим можно встретить у остроумного и шутливого мальчика-слуги или простолюдина, присутствие которого оживляет все представление. Еще один амплуа – шуты-акробаты «учоу». Маленькое пятнышко на их носу также указывает на хитрость и остроумие героя. Подобных персонажей можно увидеть в романе «Речные заводи».
История масок и грима начинается с династии Сун (960-1279). Простейшие образцы грима были обнаружены на фресках в гробницах этой эпохи. При династии Мин (1368-1644) искусство грима плодотворно развивалось: улучшались краски, появлялись новые более сложные орнаменты, которые мы можем увидеть в современной пекинской опере. Существует несколько различных теорий происхождения грима:
1. Считается, что первобытные охотники раскрашивали свои лица, чтобы отпугнуть диких животных. Также в прошлом так поступали и разбойники, чтобы запугать жертву и остаться неузнанным. Возможно, позже грим стали использовать и в театре. 2. По второй теории, происхождения грима связано с масками. Во времена правления династии Северная Ци (479-507) был великолепный полководец ван Ланьлин, но его красивое лицо не внушала страха в сердца воинов его армии. Поэтому он стал надевать на время боя ужасающую маску. Доказав свою грозность, он стал и более удачлив в боях. Позже об его победах были сложены песни, а после появилось и танцевальное представление в масках, демонстрирующее штурм крепости врагов. По-видимому, в театре маски заменил грим. 3. Согласно третьей теории, в традиционных операх использовали грим лишь потому, что представление устраивалось на открытых площадках для большого количества людей, которым с расстояния было не просто разглядеть выражение лица актера.
У меня дома имеется несколько масок пекинской оперы, вырезанных из бумаги, вот парочка: |
Автор: Matata | Маски пекинской оперы в аппликации |
Автор: Matata | Маски пекинской оперы в аппликации |
Автор: Matata | Маски пекинской оперы в аппликации |
Автор: Matata | "Цзяньчжи" - искусство вырезания из бумаги в Китае |
Автор: Chanda | С ума сойти! Тонкая, однако, работа! |
Автор: Nakhodka | вот это да! я так нарисовать не могу, а тут вырезают, вот уж воистину искусство |
Количество просмотров у этой темы: 37800.
← Предыдущая тема: Костюм эпохи модерн (конец 19 - начало 20 веков)