Список разделов » Страны и их культурное наследие » Праздники
Йоль
Автор: Matata | Йоль — самый главный, самый священный и самый могущественный зимний праздник. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров. Те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei — наездники Асгарда) или же становятся вервольфами и прочими духами.
Также Йоль — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и обозреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве — это, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.
Происхождение слова Йоль теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».
По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов, и вращается веретено богини Судьбы
В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (в зависимости от года с 19 по 22 декабря). Эта ночь называлась «материнской» и раньше, судя по всему, была посвящена ритуалам. В настоящее время ее встречают, проводя вечер в кругу семьи. Однако, самый важный момент праздника Йоль — это, конечно же, зимнее солнцестояние и самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира… Заканчивается Йоль на «Двенадцатую Ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря) или же 1—2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).
Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось известное суеверие - «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи». А самые сильные слова те, что сказаны в эту ночь. Следует заметить, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский Йоль отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии и Швеции «Двенадцатая Ночь» (Кнутов день) приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако, большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать Йоль с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.
Источник: |
Автор: Matata | Древний языческий праздник Йоль (21-22 декабря) — самая длинная и темная ночь в году, ночь, когда рождается новый свет и тепло для возрождения нового годичного цикла. В эту ночь рождается бог солнца Кернуннос.
Традиционно языческий праздник проводился и в христианские времена, совмещаясь с Рождеством.
В эту ночь ровно на 13 дней и ночей открываются двери между мирами и наши предки могут пожаловать к нам в гости. Но, в отличие от страшной тревожной ночи Самайна, ночь Йоля полна радости, безудержного хмельного веселья, подарков и огней.
На Йоль чествовали предков не заунывными песнями и слезами, а итогами года, своими свершениями, радостью и приветственными песнями. Люди как бы говорили: «Смотрите, уважаемые предки, каким изобильным был урожай. Вы можете гордиться нашими делами, плодами, выращенными нами и нашей жизнью. Мы достойные ваши потомки».
Йоль — мужской праздник. -------------------------------------------------------
В эту ночь рождается молодой Бог Солнца (Кернуннос) и считается, что мужчинам позволено все: веселое застолье со множеством заздравных чаш, шумные молодецкие забавы, шуточные поединки (в Йоль нельзя проливать кровь — мужчины тешатся кулачными боями). Считается, что порядочные женщины в эту ночь сидят дома, а кто на улице попадается порядочной женщиной считаться не может и заслуживает самого вольного обращения.
Самая длинная ночь — ночь Скальдов. Не только ночь Йоля, но и все последующие 13 Ночей Духов принято было поминать доблесть предков и слушать Скальдов — саги о доблестных героях, сказки, слушать и петь песни о битвах и героях.
Языческие традиции, ставшие христианскими. ------------------------------------------------------------------------
Приносить в дом вечнозеленое дерево — обычай Йоля.
Вечнозеленые деревья — символ не умирающей жизни, надежды на возрождения тепла и солнца. Украшение вечнозеленого дерева — тоже йольская традиция. Украшая Древо Жизни, приносили жертвы древним богам, каждое украшение имело свой смысл: сладости — символ доброго урожая и просьба о даровании хорошего урожая в следующем году, шары изначально были яблоками — символом жертвенного плода умершим предкам, шишки считались дарами леса, люди благодарили лесных духов за щедрые дары и просили о не менее щедрых дарах в следующем году. Подкладывая под вечнозеленое дерево подарки, люди верили, что тем самым задабривают фей.
История знаменитого рождественского носка. В Исландии существовало поверье, что те, кто не обзавелся к Йолю новой шерстяной одеждой, достанутся Йольскому Коту. Новую шерстяную одежду дарили работникам, обрабатывающим овечью шерсть, состриженную осенью. Маленькие дети еще не могли работать, и поэтому заботливые родители дарили им носочек «чтобы не утащил Йольский Кот», а в носочек вкладывали всякие детские радости — игрушки и сладости. Позже эту традицию с небольшими изменениями переняли христиане.
Поцелуй под омелой.
В Йольскую ночь было принято примиряться с врагами и давать торжественные клятвы вечной верности. Омела считалась священным растением и жрецы освящали торжественные клятвы, благословляя их веткой омелы.
Йольское полено
- символ умирающего прошедшего года и возрождения нового. Это дубовое полено с корой, которое принято было украшать зелеными и красными лентами (символами женского и мужского начала), ветками падуба или плюща и тремя свечами. По истечении 13 дней со дня Йоля, полено принято было сжигать. Считалось, что вместе с ним мы сжигаем все плохое, что было в уходящем году.
Йольский котелок.
Котелок над очагом — символ богатства и благополучия в доме. Домашний очаг считался священным и ему поклонялись, как божеству. Йольские свечи. Золотые и серебряные свечи — символ привлечения богатства в дом. Красные свечи — символ женской привлекательности, зеленые — символ мужской силы и доблести.
Ароматы Йоля: хвойные ароматы, ароматы яблок, древесные ароматы.
Йоль — ночь огней.
Зажигая множество огней, огней, костров, люди помогали новорожденному богу солнца разогнать тьму самой темной и длинной ночи. Веселитесь, зажигайте множество свечей и Счастливого Йоля! |
Автор: Matata | В Исландии принято было считать, что те, кто не обзавелись к Йолю новой шерстяной одежкой - достанутся Йольскому коту. Это поверие возникло непонятно когда, но было записано в 19 веке. Оно было связано с тем, что к зиме нужно было обработать всю шерсть, состриженную с овец осенью. Закончившие свою работу получали в подарок какую-нибудь одежду или обувь. Ленивые ничего не получали. Накануне праздника Йоль приходит этот самый Кот и смотрит, у кого нет нового предмета одежды. У тех, у кого нет обновки, он отнимает весь праздничный обед (или даже съедает детей!). Считалось, что и у всех детей должно быть что-то новое из одежки на Йоль, а то Кот рассердится. |
Автор: Matata | "Йоулупукки в переводе с финского означает "Йольский козёл".
Это имя пришло из Средневековья, когда отмечался Йоль - праздник зимнего солнцеворота и во время празднования Йольский козёл ходил по домам и проверял, всё ли готово к празднованию: чисто ли в доме, приготовлены ли необходимые кушанья, есть ли у хозяев дома новая одежда. Чтобы задобрить Йольского козла, хозяйки оставляли ему специальное угощение — шанежки и варенье из морошки. В 19-м веке роль Йольского козла меняется - теперь он разносит подарки на Рождество.К концу 19-го века функции Йольского козла переходят святому Николаю, однако старое имя "Йоулупукки" остаётся. Козлиное прошлое сохраняется и в том, что Йоулупукки теперь развозит подарки на козлах.
----------------------------------------------------------
Дальше отсюда - "Тесно связан с этими верованиями скандинавский обычай изображения ряжеными Йольского козла (англ. Yule-buck) – козлиной головы на па палке, которую носит из дома в дом молодой парень в меховой накидке и при этом всячески дурачится. Его приход мог означать добрую или дурную удачу, но во многих общинах его встречали с пением и танцами. Тем не менее, Йольский козёл был фигурой скорее устрашающей, чем забавной, одна быличка в Дании рассказывает о девушке, которая осмелилась танцевать с ним в амбаре в полночь, когда он ожил и стал бить её палкой, пока она не умерла. (Симпсон, “Скандинавские народные истории”, стр.80-81 (Simpson, Scandinavian Folktales, pp. 80-81)). В Норвегии и Швеции, где также были ряженые, Йольский козёл тоже кажется полностью сверхъестественным существом, лишенный костей и крови, с волосами, достаточно длинными, что бы спрятать его ноги. В прежние дни он прятался в кухонном подполе и должен был получать на Йоль пиво, шнапс (водку) и кашу, чем его удерживали от разрушений в доме. В Сондморе (Søndmøre, Норвегия) его называют могильным (или курганным) козлом (англ. Howe-buck) и, как считается, он обитает в могильных курганах. В Швеции во внезапных недомоганиях во время Йоля обвиняют именно этого козла (Фейльберг, Йоль (Fejlberg, Jul)). Также иногда говорят, что “Новогодний козёл” заберёт того, у кого не будет новой одежды в это время. Йольский козел может быть связан с козлами Тора (и как мы помним, в Германии “Санта-Клаус” иногда правит повозкой, запряженной двумя козлами), либо же он может входить в круг понятий той же дикой мощи смерти и плодородия, которую мы наблюдаем в Дикой Охоте. В святочном представлении в Оланде (Øland, Швеция) участвуют двое людей, “отец” и “сын” вместе с “козлом”, которые попеременно поют, заключая сделку на жизнь “козла” и рог. В конце третьей строфы в “козла” “стреляют”, он падает и лежит как мертвый. Затем его покрывают красным и белым плащом, последний стих сообщает, что “козёл” встаёт. трясёт бородой и скачет, одновременно ряженый, его изображающий, поступает как описано. В другой версии красным плащом накрывают козла перед убийством, затем – синим плащом (поскольку козёл был серым), затем белым (поскольку он был мертвым), затем золотым, потому что Йоль близко, и прежде чем его утащат прочь солить, он встаёт и трясёт бородой (Фейльберг, Йоль, II.стр.231-32 (Fejlberg, Jul, II, pp. 231-32)). Это подозрительно близко к легендарному описанию козлов Тора, которых можно было зарезать и съесть, а затем вернуть к жизни взмахом божественного Молота. |
Количество просмотров у этой темы: 3596.
← Предыдущая тема: Рождество Христово