Список разделов » Страны и их культурное наследие » Праздники
Духов день
Автор: Matata | Сегодня Русская Православная Церковь отмечает праздник Святого Духа, который также называют "Духов день". Духов день наступает на пятьдесят первый день после Пасхи, то есть в первый понедельник после праздника Святой Троицы и является особым церковным праздником в честь третьего Лица Троицы – Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном. В этот день вспоминается основание Церкви Христовой на земле. После того как Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, они обрели "дар языков", получив возможность проповедовать веру Христову по всему миру. Апостолы начали свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Господе. Ученики Христовы обратились к жителям Иерусалима с первой проповедью, и первые последователи Господа и Спасителя стали членами Церкви Христовой.
В богослужении праздника сошествие Святого Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества, Его самооткровение и самоотдача Своему творению.
В православном Предании Пятидесятница часто называется Троицей, и даже в центр храма в этот день выносится икона Святой Троицы, в виде трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Каноническая же икона сошествия Святого Духа изображает огненные языки над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, окружая символический образ "космоса"-мира. Это и есть первый образ апостольской Церкви.
На богослужении в день Пятидесятницы в первый раз после Пасхи пелись молитвы "Царю Небесный" и "Видехом Свет Истинный", призывая Святого Духа "приити и вселитися в ны". На Великой Вечерне читались молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклонили колена. В этот праздник храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как "жизни Податель", чтобы обновить всю тварь.
До 1918 года День Святого Духа наряду с другими двунадесятыми праздниками был в России неприсутсвенным (выходным) днём.
|
Автор: Matata | Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесаная и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» — ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных похорон.
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям. |
Автор: Matata | Русские традиции
Русские люди верили, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день, земля беременна урожаем и поэтому, её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.
Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям.
Верили что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень — колосистее.
Крестьяне считали, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу.
В этот день в некоторых местах за пределы деревни выносили обрядовое деревце — троицкую берёзку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника, развивали и оставляли её в поле или топили в реке. Девчата бросают венки в воду: потонет — к несчастью, поплывет — к счастью. В Сибири в Духов день проходили последние весенние гулянья молодёжи.
Считали, что этого дня «как огня, страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов». Знающие женщины в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого лечили различные болезни. В Калужской губ. в Духов день (на следующий день после троицких гуляний и игрищ) полагалось сходить на святой колодец или родник, бросить монету в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы смыть с себя всё греховное и нечистое; у колодца оставляли поминальную еду, а воду брали домой.
На Украине был обычай на «Богодухів день» освящать колодцы (считалось, что именно в них больше всего скрывается русалок). После литургии крестьяне шли крёстным ходом к колодцам, чтобы окропить их святой водой. Сначала батюшка освящал сельский общественный колодец, а потом шёл к личным. Хозяева, которые хотели избавиться от «нечистой силы в доме», выставляли у ворот стол, накрывали его скатертью и клали хлеб-соль. Отчитав молитву, священник заходил в дом, кропил стены, а потом все постройки — «чтобы русалки не тревожили подворье».
В народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения. В современной России данный день, как понедельник, почти всегда — рабочий.
В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы. Также говорили, что погода в Духов день даёт прогноз на ближайшие 6 недель. Подобные приметы и у немцев: «Если на День Святого Духа дождь, дождь будет идти семь воскресений подряд» (День Святого Духа в Германии празднуется два дня — воскресенье и понедельник), «Сырой День Святого Духа — богатое Рождество».
(Википедия) |
Автор: Matata | Поговорки и приметы
С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт. Свят-Дух весь белый свет согреет. До Свята-Духа не снимай кожуха. укр. До Святого Духа не кидай кожуха, а по Святім Дусі в тім самім кожусі. Не верь теплу до Духова дня. Придёт Свят-Духов день, — будет на дворе, как на печке. И сиверок холоден до Духова дня. Зябка девица-рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня. Доживи до Духова-дня, а тепло будет. белор. На Духа будзець цёпла і суха. чеш. Na Svatý Duch do vody buch! (На Святой Дух в воду бух!)
Веселится весь собор, катится к нам сокол (то есть дух святой) /скопцы/. На сошествие св. Духа развивают берёзки, бросают венки в воду; если тонет — к несчастью, плавает — к добру. «Как святым духом взято». «Духом сделаю». Свет плоти — солнце, свет духа — истина. |
Автор: Matata | Духов день. Русалочья неделя. Выйди, князь мой, на злато крыльцо. Слышишь, мавки на лугах запели? Я русалка - хороша лицом.
Волосы мои - речные травы - По плечам и по младой груди. Княже, зелень сладостной отравы Пригубить, испить ко мне приди.
Не полюбишь деву? Неужели? Я так долго на тебя гляжу... До избушки старой ворожеи Тёмным лесом ночью провожу.
Мягкий мох с тобой нам ночь постелет. Мои чары - те же миражи... Ты со мной... и крон деревьев шелест, Мавок песня где-то у межи.
Княже, княже, как тебя люблю я... Знает кто - на жизнь, или на смерть? Лишь русалочьего поцелуя Не забыть устам и не стереть...
Анна -Бланка |
Автор: Matata | Любви, мира,счастья!!!!!
С праздником!!!! |
Автор: Chanda | Наталья Крандиевская-Толстая
ДУХОВ ДЕНЬ И. А. Бунину
В старом парке, на опушке, Где простор теснит сирень, В троекуровской церквушке Помню службу в Духов День.
Синий ладан сердцу снится, И от каждого плеча Запах праздничного ситца, Крепкий запах кумача.
Дух сирени у Распятья, Жар весёлых огоньков, Баб негнущиеся платья Из заветных сундуков.
Впереди крахмальный китель, Бакенбарды, седина, — Троекурова властитель Мелко крестит ордена.
Рядом юная хозяйка Троекурова дворца Машет ручкой в белой лайке У надменного лица.
Позади шипят девчатки: «Срам-то! Что и говорить! Рази мыслимо в перчатке Крестно знаменье творить?»
Поливают робким ядом Валансьены от Дусэ. Лицеист вздыхает рядом, Отвести не может взгляда С банта белого в косе.
А под куполом, над ними В этот жаркий Духов День, Реет «Иже Херувими», Веет белая сирень.
Старый попик чашу поднял, Тянут матери ребят, И пречистого Господня Тела — первые вкусят.
Храм пустеет понемножку, И расходится народ. Бабы, сняв полусапожки, Переходят речку вброд.
Старый мост скрипит под тройкой, Брёвна ходят ходуном. Дёрнул вожжи кучер бойкий И понёсся напролом, —
И ныряет, и взлетает По просёлочной пыли… В небе жаворонок тает, Тает облачко вдали.
Бубенец Валдаем бредит, Пробираясь сквозь овсы. Барин с думой об обеде Чаще смотрит на часы.
А у церкви на опушке Снова мир и тишина, И сирень свои верхушки Клонит, в сон погружена.
Отлетает праздник летний, Как его не сторожи, Был ли Духов день, ответь мне? Или снился он, скажи? |
Количество просмотров у этой темы: 6290.
← Предыдущая тема: День святых Мефодия и Кирилла, День славянской письменности