Список разделов » Страны и их культурное наследие » Иконография, мифология, символика
Зелёная Тара и другие
Автор: Matata | Я сижу перед экраном компьютера, а справа от меня расположилась изящная фигурка - небольшая статуэтка милосердной Дёлма - Зелёной Тары. Её образ запал мне в душу ещё в детстве, когда листая книгу по монгольскому искусству, я увидела фотографию бронзового изображения работы виртуозного Дзанабадзара (1635 - 1724). Невозможно было устоять перед певучей красотой линий скульптуры и одухотворённостью образа! Может быть это был один из толчков, побудивший меня к изучению различных культурнх и религиозных традиций, и, прежде всего, Востока. Ведь невозможно истинно понять искусство страны, не окунувшись в её традции! Тибет сейчас у многих на слуху. Пишутся книги, туроператоры предлагают путешествия... Некогда таинственный и недоступный край сейчас может принять любого... Знания его мудрецов можно прочесть даже в популярных журналах. Энциклопедии охотно дают справки.. Но каких-то сто лет назад Рерих перенёс суровую, полную потерь зиму, но так и не смог дойти до священных бастионов Поталы. А сейчас? Были бы деньги! И всё же, ещё жива чистая душа Веры, омываемая от бренной суеты наживы бурлящими потоками горных рек. Ещё жива Любовь, разносимая вольным ветром гор. Ещё жива Мудрость, застывшая в камне далёких эпох...
В древности Тибету был присущ шаманизм, как и большинству истоков культур. Этот период носит названиеДобонский. Люди общались и поклонялись бесконечному множеству духов природы, отыскивали себе покровителей - тотемы.
У некоторых племён ( например, цянов) были тотемы яка и белой лошади. По преданию юноша Че-абум возвращает правителю озёр Онгцхо и Дайцхо похищенного орлом сына, а тот даёт ему в жёны одну из своих дочерей. Вручив ему, прут с ленточками, правитель показал змею, льва, яка (один рог которого смотрит вверх, другой – вниз). Юноша коснулся прутом яка, и он обернулся прекрасной девушкой. Но однажды Че-абум убил священного яка, тогда жена его рассердилась и ушла на небо, оставив единственного сына, который стал прародителем нголоков. В юго-восточных и восточных районах племена своим предком считали обезьяну. Есть версия происхождения тибетцев от брака горной ведьмы и обезьяны. Потомков этого брака называют шаза или шазадонмар («едоки мяса с красным лицом»). Строение мира в добонские времена представляли так: Первое, что появилось – бирюза – воплощение «жизненной силы». Затем разделилось небо и его середина (зенит). Мир – это утроба, откуда всё появилось и куда всё уходит - «рум» (пространство могилы тоже рум). Там есть верх и низ, небо и земля, люди и не люди, живые и мёртвые. Живые обладают жизненной силой «ла». 30-го и 1-го числа каждого месяца ла находится в левой пятке у мужчин и в правой – у женщин. Остальное время перемещается по телу, чтобы к 15-му или 16-му числу каждого месяца (в полнолуние) оказаться в районе родничка. Ла может пребывать в деревьях, горах, озёрах, в птицах и в животных и т.д. У каждого человека или народа в целом может быть одно или несколько ла. Например, по преданию ла хоров живёт в куске железа, белом камне, дереве и рыбе. Мёртвые делятся на цхун (живущие в могиле – предки, родственники: хранители дома, но могут быть и враждебными) и тхе (живущие в небе, с одним из них связывают происхождение правящей силы: Пехар, прозванный «шуг-па-драг», т.е. «могучий и свирепый»).
Пехар – владыка жизни, царь всех богов-защитников. Он родился от птицы Мочхацхун («царица Зенита») младшим из 9 братьев. Люди говорили, что из-за своей свирепости он не подходит для мира людей. Пехар ушёл в Бод (Тибет), где жители сделали его цэнпо (правителем). Он владыка тхеурангов – «Белое тхеу неба», живёт на высоком небе, владеет 33 небесами. Представляется в образе всадника в белом как снег панцире, шлеме из алмазов, в высоких сапогах. Его атрибуты - боевое копьё и гадательная стрела. Его спутники – «Чёрный тхеу земли» и «Пёстрое тхеу среднего мира». Образ Пехара-хранителя в буддизме перешел в божество Доржешугпа – главу всех хранителей мира (в его имя тоже входит «шуг-па», как в прозвище Пехара, а компонент «Дордже» (ваджра) указывает на космическое происхождение). Тхеуранг– божества в виде одноруких, одноногих и одноглазых существ. Родились из жира золотой небесной черепахи. Олицетворяют различные атмосферные влияния, обитают в нижних слоях неба.
Следующим периодом Тибета является эпоха религии Бон - Бонский. Первоначальный бон поглощает систему тхе, которые идентифицируются в «лха». Появление бон связано с правлением Ньятицэмпо – потомком лха, сыном Яблхадагдруга, который владеет 13-ю небесами лха. Ньятицэмпо спускается на землю, чтобы защитить мир живых от мира мёртвых. Строение мира. По космогоническим представлениям тибетцев мир обладает тройственной структурой: низ, середина, верх, или небо – место обитания лха, промежуточное пространство - люди, земля – подземный мир – лу, сабдаги. Единая вертикаль, пронизывающая все сферы – гора. В основе миропредставления лежит структура тибетского дома или палатки кочевника. Например, мир – это шатёр с 8-ю шестами, образующими небо, которое вращается вокруг оси, воображаемой в виде ледяной горы Тисэ (Кайлас). Вершина горы проходит через центральное отверстие шатра или неба. Сквозь это отверстие солнце, луна и звёзды получают свой свет. В пригималайской и восточной зонах Тибета вселенную представляли в виде материка на спине огромной рыбы или черепахи, придавленного горой. С приходом буддизма его система мироустройства с материком и горой Меру легко наложилась на представления тибетцев. Позднее в бон возникает «лха бытия». Затем, после сыновей этого лха, возникают Верхний лха белого верха, Средний лха белый свет, Внутренний лха восемь гунг (зенит). Из их слюны возникло маленькое облачко – первомужчина. Космогонические мифы в результате боннской и буддийской обработок обнаруживают сложное переплетение различных версий. При правлении царя Тригумцэмпо оформляется религия бон, возникает институт исполнителей обрядов шенов. Шенывверху почитают небо, внизу подавляют демонов. В середине очищают очаг от грязи. Вероятно, к этому периоду относится формирование светоносности божества, этическое противопоставление добра и зла; почитание Сириуса, с которым связан праздник воды; почитание льва и львицы. В бон имеются представления о «си» (упырях), великанах, карликах. Ко времени смерти Тригумцэмпо появляется Шенраб – основатель бон. В мифологических представлениях тибетцев он выступает в 3 ипостасях: 1. эманация света, бог-жрец; 2. мальчик с ослиными ушами из рода Шен, ставший охранителем людей от злых духов; 3. Шенраб-мибо – Будда Шакьяуни, который, чтобы покорить бон в Шаншуне, выступил в облике Шенраба. Лу – божества, вылупившиеся из 6 яиц золотой космической черепахи; у них тела змей и головы рыб, лягушек, скорпионов и др. Они ведают погодой, охраняют полезные ископаемые, насылают болезни на людей и животных. Лха– божества, защищающие человека, возникшие из скорлупы первородного человека. Каждого человека от рождения до смерти сопровождают 5 лха. Лха бытия возник из взаимодействия 2 цветов – жёлтого мужского и голубого женского. В Тибете на каждом перевале, в каждой деревне есть лаце или лхатхо – кучи камней, символизирующие горные божества лха, богов вершин и местностей. Сабдаг – локальные божества антропоморфного облика (старуха с мешком или посохом, может сидеть верхом на баране), зооантропоморфного (тело человека с головой свиньи, мыши, сурка и т.д.), либо не имеющие никакого облика. В их число входят и горные божества лха. Сабдагом холма Марпори, на котором находится Потала (резиденция Далай-ламы) считается горный бог Ньянчентханлха.
И, наконец, наиболее известный период истории Тибета - Буддийский. В 7 веке в Тибет проникает буддизм, формируется так называемый обращенный бон с прямыми заимствованиями из буддизма, основные характеристики бонских божеств сохраняются. «Царь света» или Кунтузампо («во всём прекрасный»)- ади-будда первой тибетской буддийской школы ньингмапа. Его земная манифестация – Шенраб-мибо. «Бог Шен, белый свет» соответствует Авалокитешваре – богиня-мать бон. Существуют боннские аналоги буддийским проповедникам Падмасамбхаве (8 век), Цзонхаве (14-15 века, основатель школы гэлукпа); бонский дхармапала, «защитник учения» - «Бог-тигр» - (таглха) – персонаж религиозного праздника цама. При царе Сронцзангамбо (ум. В 649) буддийская мифология стала главенствующей, включив мотивы и сюжеты местных верований. Происхождение тибетцев. Тибет стал представляться в виде распростёртого тела горой ведьмы «браг сринмо». Миф происхождения тибетцев от обезьяны обрабатывается на буддийский манер: обезьяна – воплощение Авалокитешвары, ведьма – Шри-деви (Лхамо). От их брака родилось 6 обезьян для 6 регионов сансары: нарака (обитатели ада), прета, животные, люди, асуры, боги. Всё злое – от Шри-деви, все доброе – от Авалокитешвары. Включение в пантеон буддизма главных богов Тибета связано с именем буддийского проповедника Падмасамбхавы – «возникший из лотоса», по преданию родился из лотоса как эманация Будды Амитабхи. Достигнув просветления, путешествовал по Индии, изучая ваджраяну при помощи дакини. В 8 веке был приглашён в Тибет для распространения буддизма. Горные лха пытались остановить его, но без успеха. Гуру Ринпоче - основателя секты «красные колпаки», одной из 2-х крупнейших в Тибете. Изображается с посохом с нанизанными на нём черепами. С приходом буддизма появилось представление об аде и его хозяине Яме (или Шиндже), судье умерших Дхармарадже (Чогьел). Яма держит в руках «зеркало кармы», в котором видны поступки всех умерших. Его сопровождает сестра Ями со свитой из танцующих скелетов. В понимании ламаизма скелет не символ смерти, а символ обновления жизни. Его подруга – Лхамо (Кали) ужасного вида едет верхом на муле. В её свиту входят богини 4-х времён года. Яме и его свите противостоит Ямантака (Шиджешед) – «Победитель смерти», гневная ипостась бодхисатвы Манджушри. К 2-м представлениям о смерти добавляется 3-е – «бардо». это состояние. в котором находится 49 дней после смерти ла. Ла святых по 5-цветной радуге уходит на небо, у простых людей монах посредством специального обряда выводит ла через родничок. Монах объясняет умирающему видения бардо: освобождение от сансары возможно в первый момент при появлении изначального света, далее появляются благостные божества (дхьяни-будды), затем гневные (свирепые ипостаси благостных божеств), далее дакини, божества-хранители, Яма и его свита. Путь лежит среди гнева и страсти, пока не будут пройдены 6 регионов сансары. Сансара имеет 3-частную структуру: небо с лха (богами), верх земли с людьми, асурами, животными, прета, низ земли с нарака. Не все могут преодолеть этот путь и рождаются там, где остановились. Трудный путь подменяется рождением в Дебачане (Сукхавати) – месте пребывания Будды Амитабхи. Амитабха– «неизмеримый свет». До достижения состояния Амитабхи он был бодхисатвой Дхармакара. Он решил создать особое поле Будды, где могли бы возрождаться все страдающие существа, уверовавшие в Амитабху. Достигнув состояния Амитабхи, он создал это поле – рай Сукхавати и стал им управлять. Амитабха – один из 5-ти дхьяни-будд, глава семьи лотоса, находится на западе, красного цвета, сидит на павлиньем троне в позе созерцания, в руке держит чашу подаяний. Его женское соответствие – Пандаравасини, и из неё эманирует Авалокитешвара. Земное соответствие – Шакьямуни. Тара – «спасительница», бодхисатва. По самому распространённому списку насчитывается 21 тара. Имеет много имён, но одну и ту же мантру (молитву). Особенно распространена в ваджраяне и народном буддизме. Самые известные – Зелёная Тара и Белая Тара – милостивые ипостаси (остальные гневные). Образ Тары предположительно возник в первой половине 1-го тысячелетия в Индии. В Тибет пришёл в 11 веке, а апогея популярности достиг в 14 веке. По одной легенде Тара родилась из слезы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира. По другой версии, это – принцесса, достигшая просветления, посвятившая себя спасению мира. Некоторые исторические личности считались воплощением тары. Например, тарами стали две жены тибетского царя Сронцангомбо (7 век), обратившие его в буддизм. Белой тарой стала китайская принцесса, а Зелёной – непальская. Тара – защитница, мать, помогающая перейти «океан жизни». В Тибете верили, что даже простое упоминание её имени может спасти от многих бед. Есть миф, что эманацией Тары была злобная демоница, домогавшаяся обезьяны, и он их союза возник тибетский народ. Дакини– партнёрши идамов, или сами идамы. Оказывают помощь сторонникам буддизма, но яростно выступают против всего, что продляет сансару. В широком смысле – любое женское божество или дух. Идам– «желанный бог», охранитель. Им может выступать любой представитель буддизма, которого верующий возьмёт себе покровителем. Созерцание идама и отождествление себя с ним ведёт к просветлению. Бывают гневными. уничтожающими тупость, и мирными. Представление о ла сохранило в тибетском буддизме своё изначальное значение. Так существуют ла великих святых (лари), пребывающих в конкретной горе. Холм Марпори с Потала – место пребывания лари Авалокитешвары, чьим воплощением считается далай-лама. Холм Чагпори – лари Ваджрапани. Холм Понгвари – лари Манджушри. Бодхисатвы– от «бодхи» (озарение или пробуждение) и «сатва» (сущность). Ученики Будд, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру учителя, вступившие на долгий, тягостный путь помощи человечеству. Авалокитешвара– один из главных бодхисатв буддизма, олицетворение сострадания. Переводов имени много, тибетский вариант – «зрящий глаз». Тибетцы зовут его Шенрезиг – «белый и милосердный ликом». Чтобы спасать страдающих он может принимать около 32 форм, может вступать в любую область сансары. По одной из легенд, сильно скорбя о людских страданиях, он разбил свою голову. Тогда его духовный отец Будда Амитабха сделал из собранных частей 10 голов и прибавил ещё одну, изображавшую Амитабху. Поэтому, часто встречаются статуэтки и танки, изображающие 11-голового бодхисатву. В 7-8 вв. отмечается перемена пола Авалокитешвары; наряду с мужским божеством появляется женское, которое постепенно вытесняет мужское. В Тибете земными проявлениями Авалокитешвары считают главу школы кагьюпа Кармапу и главу школы гэлукпа Далай-ламу. Ваджрапани – «рука, держащая ваджру», бодхисатва в буддизме. Изображается в угрожающем виде с ваджрой в поднятой руке. Символизирует силу, уничтожает заблуждения и тупости. Ваджратара– это своеобразная квинтэссенция всех божеств буддийского пантеона. Изображается в короне с медальонами с изображением 5 дхьяни-будд (главные Будды созерцания, которые обитают всегда на небесах и не воплощаются в людях). Ваджра– по-тибетски «дорже» - «алмаз, молния», символ прочности и неуничтожимости. Особый ритуальный скипетр из пучка молний у многих Будд, бодхисатв, идамов (в индуизме палица, оружие Индры). Символизирует мужское начало, активность, сострадание. В том виде, какой она имеет сейчас, появилась в Индии не ранее 8-9 веков. По преданию, Будда, взяв у Индры трезубец, загнул его концы, придав форму ваджры. Манджушри – «красивое сияние», много кальп назад был королём, достигнув просветления, решил стать бодхисатвой в сансаре до тех пор, пока не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении. Олицетворяет мудрость. Изображается чаще красивым индийским царевичем, поднявшим огненный меч и держащий в левой руке книгу «Праджняпарамиты». В Тибете земным воплощением Манджушри считался основатель школы гэлукпа Цзонхава. Майтрея – «связанный с дружбой», бодхисатва и Будда грядущего мирового порядка. Его признают все направления буддизма. Майтрея родится тогда, когда длительность жизни людей достигнет 84000 лет, и весь мир будет находиться под управлением одного справедливого буддийского правителя. В Центральной Азии Майтрее посвящают статуи, где он сидит на троне на европейский манер, вместе с ним – колесо дхармы, ступа и ваза. Ади-будда – персонификация сущности всех Будд и бодхисатв.
Ламаизм. Особая форма буддизма, представляющая синтез махаяны, ваджраяны и народных верований Тибета, Монголии, Бурятии. Считается, что основу этого направления заложил Падмасамбхава, а автором позднейшей его формы – Цзонхава, создатель школы гэлукпа в 15 веке. В ламаизме преобладает мифология ваджраяны с чёткой иерархичностью пантеона, важностью категорий божеств-покровителей. Из махаяны в ламаизме наибольшее звучание приобрели персонификации милосердия, как нравственной категории, Авалокитешвара и его супруга Зелёная Тара, а также бодхисатва Майтрея. Из небуддийских персонажей в ламаизм были включены Гесер, Цаган Эбуген и др. Гесер– тибето-монгольский герой. Сын небесного владыки в государстве Ли, при рождении получил имя Джору. Внешне безобразен. Он уничтожает демонов. Выиграв конное состязание за красавицу Другмо, он приобретает истинный облик и имя – Гесер – «искоренитель 10 зол и владыка 10 стран света». Он побеждает демона-людоеда Лубсана на севере с помощью его супруги демона Бумджид (иногда в мифах, она – бывшая жена Гесера, похищенная демоном). Выпив из её рук напиток забвения, Гесер остался на севере. Другмо стала женой царя хоров, приняв облик мальчика, Гесер вызволяет принцессу. Он оживляет павших воинов, хитёр, прибегает к колдовству, и его поединки носят не геройский, а шаманский характер. Гесер близок к ламаистскому богу войны Далха. Изначально его земной отец – горный дух, под влиянием буддизма отцом становится Брахма. Гесер – первочеловек. Особая роль в пантеоне буддизма отводится гневным божествам – дхармапалам(докшитам). Это – защитники веры. Часто изображаются в языках пламени, с квадратными оскаленными лицами и яростными глазами.
Лобсанг Рампа пишет, что Ламаизм, в отличие от буддизма в чистом виде, пропитанном отчаянием, зиждется на надежде и уповании. Он несёт веру в существование всемогущего Творца и превеликую Вездесущность, наблюдающую за всем миром и защищающую всех: Бог – высшее существо, высшее выражение справедливости, которая не может пощадить одного и отказать в этом другому. • Душа бессмертна, умереть, значит родиться в другой жизни. • «Колесо жизни» - цикл: рождение – жизнь – смерть – возвращение к духовной жизни – возрождение. Оно одно для всех. Существуют и другие обитаемые миры, можно возродиться и в них • «Аура» – радиация внутреннего светового потока от астрального тела, или души. • После смерти душа может быть связана с телом желаниями, задача лам разорвать эти связи. • Душа и тело связаны «серебряной нитью», способной эластично удлиняться до бесконечности. Со смертью нить обрывается. • До грехопадения всё человечество обладало ясновидением, телепатией, левитацией. Главный враг человека – эгоизм. • Астрологические влияния – космические лучи, искажённые телом человека. (Будда запретил предсказания, но в Тибете они распространены.) • Только на Земле мы получаем уроки: горим и подвергаемся пыткам. Иной мир – обитель души. Там мы встретим тех, кого любим, ибо с ними мы пребывали в гармонии. И не встретим тех, кого презирали – это дисгармония, а в Стране Золотого Света его быть не может. |
Автор: Matata | Зелёная Тара - защитница всех существ.
Обычно в буддизме считалось, что обрести Просветление можно лишь в теле мужчины. И вот, когда Таре, будучи начинающим Бодисаттвой предложили выбрать тело для воплощения на благо живущим, она предпочла женский облик, поскольку на абсолютном уровне нет разницы полов. Самое сильное развитие такой формы Бодисаттвы - женщины Зелёная Тара получила в Ваджраяне. проявляясь в 21 аспекте, она защищает просящих от любых страхов и опасностей, помогает преодолеть 8 препятствий, 8 нечастий и 8 омрачений: "Существует 8 внутренних и 8 внешних препятствий, которые сгруппированы попарно: привязанность, подобня реке, гнев, подобный огню, невежество, подобное слону, зависть, подобная змее, гордость, подобная льву, скупость, подобная железной цепи, ложные взгляды, подобные вору, и сомнение, подобное людоеду". В Тибете, Монголии, Непала, Калмыкии и Бурятии её почитают больше других Бодисаттв. |
Автор: Matata | Такая Белая Тара живёт у меня
|
Автор: Matata |
Ваджрапани
Манджушри
Ситасамвара
Цзонхава
(изображения взяты с открыток из моей коллекции) |
Автор: kekerok | скажите пожалуйста , какое название у третий с верху картинки . как его имя . |
Автор: Matata | простите...давно не была...
отвечаю - третий - с мечом Манджушри
Манджушри или Сарвадхармапрапаньча (санскр. मञ्जुश्री, Mañjuśrĩ; кит. Вэнь-шу; яп. 文殊 / Мондзю; тиб. Джампэл / Jampal – букв. "Красивое сияние",Manjughosha. "Святое великодушие"), – бодхисаттва семейства Падма (см. будда Амитабха). Манджушри устраняет все разделения обликов, пребывает в самадхи "пустоты, отсутствия обликов и желаний". Пребывает во Вратах Освобождения. Открывает дхармакая таковости, которое всегда радостно и чисто. Бодхисаттва Манджушри олицетворяет высшую мудрость, разум и волю, персонифицирует всеведение и осуществляет полную просветлённость. В ваджраяне Манджушри почитается как мать, отец и сын всех Татхагат. Он мать всех Татхагат, ибо Он – сущность всех мудростей; Он – отец всех Татхагат, ибо Он является в мир в виде духовных руководителей и зарождает в существах бодхичитту; Он – сын всех Татхагат, ибо Он принимает форму бодхисаттв. Бодхисаттва Манджушри легендарный сподвижник будды Гаутамы, является "Хранителем Рая на Востоке", покровитель искусств и всех стремящихся к знаниям. Иногда его изображают с книгой – символом просвещения и с мечом, которым он рассекает тьму неведения. Манджушри был в предыдущем воплощении царём Амба, который поклялся стать бодхисаттвой на благо всех живых существ. Для спасения живых существ бодхисаттва Манджушри проявляется в разных формах. Многие буддийские тексты описывают 41 форму Манджушри, из них изображения пяти мирных и гневных форм встречаются наиболее часто. Манджушри также считают бодхисаттвой ясного слова, одна из наиболее популярных его форм называется Манджугхоша (Manjughosa, тиб. Джампеянг, Джамъянг / Jampeyang, Jamyang, букв. "Красивый голос"), или Вагишвара – "Господин речи", "Владыка Ясного Слова". Ещё одно из его титулований – Любящий Людей. Манджушри – Бодхисаттва Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память, способствует более глубокому постижению Дхармы. Один из его эпитетов – Кумарабхута, "Бывший принц". Согласно писаниям Махаяны, 70 мириад кальп тому назад Манджушри был королём в одной буддакшетре (мир), которая находилась в восточном направлении вселенной. Между этим миром и нашим миром была дистанция в 7200 миллиардов миров. Король проникся великим состраданием к блуждающим в страданиях существам Сансары. Обретя Просветление, он дал решимость следовать по Пути бодхисаттвы до тех пор, пока в Сансаре не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении. Как бодхисаттву, сопровождающего будду Амитабху, его изображают в положении стоя, светло-зелёного цвета; он держит лилию, которая символизирует отказ и отдаление от беспокоящих эмоций. В древних манускриптах описывается резиденция Манжушри, которая находится на пяти вершинах Утай-Шаня, к северо-западу от Пекина. С древних времён тысячи буддистов совершали паломничества к подножию этих вершин. Считается, что верующий, поклоняющийся Манжушри, обретает глубокий ум, хорошую память и красноречие. Тибетцы считают, что одним из земных воплощений Манджушри был их царь Трисонг Децен (742-810гг). Благодаря его содействию буддизм широко распространился в Тибете, и лама Цонкапа, основатель школы гелуг тибетского буддизма.
|
Количество просмотров у этой темы: 12269.
← Предыдущая тема: Бабочка