Список разделов » Страны и их культурное наследие
Из истории ёлочных игрушек и их коллекционирования
Автор: Matata | В России первые елки появились в XIX веке на крышах и заборах питейных заведений — в качестве украшений. Собственно украшать елки стали в 1860—1870-е годы (повторяли европейскую моду), игрушки заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Шары тогда были тяжелыми — тонкое стекло научились делать только к началу XX века. Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
В самом начале 20 века большинство игрушек привозили из Германии, откуда и пришла эта мода. Самыми дорогими были фигурки с фарфоровыми головками, их можно было купить или взять напрокат в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас также можно найти такую игрушку в антикварных салонах, но стоить она будет около $300—500. Значительно дешевле обойдутся игрушки из картона, созданные на рубеже XIX—ХХ веков — так называемый «дрезденский картонаж». Особенно часто встречаются изображения животных, а также объемные туфельки, бонбоньерки и домики, покрытые цветной фольгой. Стоимость таких украшений — от 800 до 3000 рублей.
Были в дореволюционной России и игрушки попроще; их делали в артелях из более доступных материалов — папье-маше, ткань, дерево. Часто украшения для елки делали дома; накануне Рождества в продаже появлялись специальные альбомы для изготовления самодельных игрушек. На листах помещались цветные литографии с личиками ангелов и Дедов Морозов. Затем изображения вырезали и приклеивали к картонной основе, а чтобы тельце получалось объемным, использовали вату. Это один из самых редких видов елочной игрушки, и найти их в антикварном салоне считается большой удачей. В Москве дореволюционные самодельные украшения можно приобрести в салоне «Роза Азора» на Никитском бульваре, на ежегодной ярмарке «Рождественский блошиный рынок на Тишинке», а иногда на вернисаже в Измайлово. Цены варьируются от 2 до 6 тыс. рублей в зависимости от сохранности и качества. Куда легче найти эти игрушки на европейских блошиных рынках, особенно в Германии.
В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков.
Традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».
С начала Первой мировой войны многие семьи, вспомнив о «вражеском» немецком происхождении рождественской елки, в порыве патриотических чувств отказались от этой традиции. После революции елка вообще была объявлена вне закона, так как этот обычай был признан буржуазным и антисоветским. Производство елочных игрушек в нашей стране прекратилось.
В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено. Только в 1935 году было принято решение о возобновлении празднования Нового года, тогда же вернули и елку — уже не рождественскую, конечно, а новогоднюю — советскую.28 декабря 1935 г. заработал конвейер по производству елочных игрушек в СССР. Артели по производству елочных украшений заработали в полную силу. Они стали выпускать игрушки из ваты; для жесткости их покрывали клейстером со слюдой, а лица делали из глины, папье-маше и ткани. Новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции акцент делался на библейские сюжеты, теперь же на смену ангелам пришли бодрые красноармейцы, спортсмены-лыжники, а также клоуны и акробаты (сказывалась любовь Сталина к цирку). Такие вещи выпускались до середины 50-х годов, поэтому они широко представлены на антикварном рынке и стоят от 1 до 4 тыс. рублей.
В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. Игрушки 30-х годов сделаны из ваты, бумаги и стекла, поскольку до 35 года производство елочных игрушек в стране не осуществлялось. В 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Игрушки тех лет созданы в виде фигурок людей: парашютистов, хоккеистов, человечков негроидной и монголоидной расы. Редчайшими экспонатами считаются украшения из прессованной ваты, облитой лаком – пионеры, фрукты, зайчики-лисички.
Еще до войны начали выпускать и стеклянные игрушки, а первая фабрика «Елочка» открылась в Клину. Там выдували аэропланы, дирижабли, трактора, машины, фигурки зверей. Стеклянных игрушек 30-х годов из-за их хрупкости сохранилось немного, а диапазон цен очень велик. Рядовую стеклянную игрушку можно приобрести за 3—5 тыс. рублей, но совсем уникальные экспонаты — например, шары с портретами членов Политбюро, Маркса и Энгельса — будут стоить гораздо больше.
Очень сложно найти сейчас игрушки военного времени. В столь сложное время производство елочных украшений не прекращали, но в условиях дефицита материала игрушки штамповали из жести, а затем раскрашивали. К фигурке человека привязывали тряпочку, и получался парашютист, также изображали собак-санитаров (белая повязка с красным крестом на лапе). На заводе «Москабель» крутили проволочные украшения из отходов производства, получались великолепные работы: клетки для птиц, звезды из переплетенных золотисто-красных нитей. Приобрести такую игрушку считается у коллекционеров большой удачей. Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков.
С 1946 года была восстановлена работа фабрики «Елочка». Начали выпускать стеклянные шары мирных серий: фигурки детей в шубках, животные, домики. К юбилею Пушкина была создана серия с персонажами его сказок, также были популярны игрушки с героями сказки «Чиполлино» и «Доктор Айболит». После выхода фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде будильников и музыкальных инструментов.
Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех республик СССР. Таких игрушек сохранилось предостаточно, отдельные вещи можно приобрести за 150 рублей, более интересные — за 1,5—2 тыс. Игрушки на прищепках стоят обычно 500—700 рублей, советский картонаж — 200—400 рублей. Почти в каждом доме наверняка сохранились новогодние украшения в виде овощей и фруктов — видимо, сказывался дефицит продуктов; такие вещи можно купить за 300—500 рублей.
С начала 50-х годов в стране появились подарочные наборы игрушек-малюток. Что было очень удобно, ведь большинство советских людей жили в коммуналках. Этими миниатюрами можно и сейчас украсить игрушечную елочку.
В начале пятидесятых годов во многих домах появились елочные украшения, связанные с Китаем: чудесные китайские фонарики, шарики с надписями «Москва - Пекин» и даже большие шары с портретами Мао Цзэдуна.
После полета в космос была выпущена, пожалуй, последняя важная серия в истории советской елочной игрушки — украшения в виде спутников, ракет и космонавтов. К сожалению, в середине 60-х годов произошел отказ от технологий, требующих ручной работы, а производство игрушек было поставлено на поток. Поэтому к коллекционным относятся лишь елочные украшения, произведенные до 1966 года.
В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.
В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками. Мелких игрушек тогда было мало.
До 1966 года производство елочных украшений велось полукустарным способом, а каждая игрушка являлась штучным товаром. Затем началось их поточное производство, которое, увы, сделало игрушки менее привлекательными и разнообразными.
В семидесятые вместо непременной звезды появляютсямножество верхушек-пик - совсем по-западному (там они появились еще в 19 веке).У нас же пика впервые появилась в виде ракеты, отрывающейся от земли (60-е гг).
****Список предприятий , выпускавших елочные игрушки вСССР. Некоторые из предприятий просуществовали совсем недолго:
• Артель "Все для ребенка" 1935-1949 (г. Москва). По другим данным -С 1937-го по 1941 год. • Артель «Культигрушка» Ленгорпромсовета «Ленгорметаллщремпросоюза»(г.Ленинград) • Артель им. Рубена (г. Ленинград) • Артель «Ленигрушка» (г. Ленинград) • Артель «Промигрушка» Ленкультпрофсоюза (г. Ленинград,Апраксин двор, к.1) • Артель "Художественная игрушка" (г. Москва) • Артель «Детская игрушка» (г.Москва) • Горьковская фабрика резиновых изделий • Дмитровский фарфоровый завод • Завод стеклянных и оптических украшений и елочных изделий Управленияполиграфпром и культтоваров Мосгорисполкома (г. Москва, Измайловское шоссе,д.20) • Калининское производственное объединение художественных промыслов Управленияместной промышленности Калининского облисполкома (г. Калинин, ул. 2-я Лукина,д.9 и г. Конаково, ул. Строителей, д.12) • ЗАО ПКФ "Игрушки" – современное название (В 1927 году г. Воронежебыла образована артель «Универтруд». Организатором производства был бывшийхозяин одного из стекольных заводов Подмосковного Клина, который впоследствиибыл репрессирован. Артель просуществовала до 1941 г. После войны работавозобновилась и Руководством Совнархоза принято решение о выделениипроизводства стеклянных елочных украшений в отдельное предприятие – “Воронежская артель 4-ая пятилетка”, которая в 1960 году была реорганизована вфабрику “Игрушки”. Главное производство фабрики – цех по выпуску стеклянныхелочных украшений размещался в помещении церкви в Фабричном переулке). • ЗАО "МОСКАБЕЛЬМЕТ" - современное название (Завод ведет своюродословную с "Товарищества для эксплуатации электричества М.М.Подобедов иКо", устав которого был утвержден Императором России Николаем II 29 июня1895 года . Во главе фирмы находился ее создатель выдающийся инженер-технологМ.М.Подобедов. В 1895 году "Товарищество" создало завод "Русскоепроизводство изолированных проводов для электричества" - первое кабельноепредприятие в Москве. В 1913 году "Товарищество" преобразуется вАкционерное общество "Русские кабельные и металлопрокатные заводы("Русскабель"). В 1933 году предприятие получило название"Москабель"). • Клавдиевская фабрика елочных игрушек (48 км до Киева) • Красноярская фабрика елочных игрушек • Полиграфкартонажная фабрика (г. Москва) • Производственное объединение «Игрушка» (г. Ленинград) • Производственное объединение «Светлана», стекольный завод, Малая Вишера • Промкомбинат (г. Ярославль) • Фабрика елочных игрушек «Елочка» (г. Клин) выросла из основанного в 1818 годустекольного завода в имении князя А. С. Меньшикова. • Фабрика игрушек №2 (г. Ленинград) • OOO «Фабрика игрушек «Тауен» - современное название (в1950-1960 гг это былаартель «33-я годовщина Октября», затем - 1960-1965 гг. Казанская фабрикадетской игрушки, затем - 1965-1994 гг. Казанская фабрика игрушек. Сейчас этоакционерное общество закрытого типа «Фабрика игрушек «Тауен») • Фрунзенский Райпромтрест • Фабрика стеклянных елочных украшений Управления полиграфическойпромышленности и культтоваров Мосгорисполкома (г.Москва, Спартаковская пл, д.10)
|
Автор: Matata | Советская елка была украшена множеством самых разных игрушек. Как напоминание о военном времени, её украшали солдатиками, танками, пистолетами, собаками-санитарами, парашютистами. К ним привязывали веревочки и вешали на елку. Тогда же появилось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей, сказочных героев, зверей, а еще модные стеклянные бусы, которые состояли из шариков и трубочек, из таких же деталей состояла звезда, которая венчала елку. На ветках развешивали конфеты и мандарины, а дети бегали вокруг деревца, срывали их, а потом делили новогодние «трофеи». Интересна история появления некоторых елочных игрушек. Так, в годы правления Никиты Хрущева и его кампании по повсеместному выращиванию кукурузы на каждой елке висел маленький блестящий початок. После выхода фильма «Карнавальная ночь» среди елочных украшений появились часы, стрелки которых замерли в положении «без пяти двенадцать»
|
Автор: Matata | Музей ёлочных игрушек
Музей ёлочных игрушек – как машина времени. Экспонаты, хранящиеся в этом необычном месте, способны любого взрослого вернуть в детство. В тот самый момент, когда с антресолей доставалась пыльная коробка с завёрнутыми в газету ёлочными игрушками и всё это добро аккуратно разворачивалось и вешалось на ёлку.
Сейчас почему-то традиция бережного хранения ёлочных игрушек практически сошла на нет. Может, уже нет такого дефицита и каждый год есть возможность покупать новые шары и фигурки. А, может, большинство современных игрушек китайского происхождения не располагают к длительному хранению?
Музей находится при фабрике фабрике ёлочных игрушек Иней. Все экспонаты удобно разделены по годам выпуска.
Старички выпуска 1950-1954 годов. Часто крепились на ёлку при помощи прищепки. В это время появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков и палочек.
Выпуск 1955-1959 годов. Появились ёлочные игрушки на продовольственную тему, так как с этой темой в стране была напряжёнка. Особенно популярны были виноград и кукуруза. Кстати, «царица полей» и сейчас выпускается на фабрике ёлочных игрушек.
В конце пятидесятых, когда на экраны кинотеатров вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать.
Выпуск 1960-1964 годов. Продовольственная тематика стала намного разнообразней.
Художники стали играться с формой (появились шары разной степени выпуклости) и с цветом (некоторые ёлочные игрушки могли даже светиться в темноте, чем вызывали восторг у детей, не избалованных компьютерными спецэффектами).
В это время в новогодних украшениях отразилась космическая тематике в честь освоения человечеством космоса. это были всевозможные «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с космическими рисунками.
Выпуск 1965-1969 годов. В это время появились первые электрические елочные гирлянды. А производство ёлочных игрушек было поставлено на поток. Поэтому большого разнообразия в это время не наблюдается. Фабрики трудились по единому трафарету. Поэтому игрушке, начиная, с 1966 года не считаются раритетом среди коллекционеров.
Выпуск 1970-1974 годов.
Тонкие узоры, прозрачные линии, тщательно прорисованные мелкие детали – ёлочные игрушки становятся настоящими произведениями искусства.
Выпуск 1975-1979 годов. В офрмлении ёлочных игрушек стала популярной рождественская и деревенская тематика. В это время появилось много гирлянд и стал популярен дождик из фольги. Правда, им так завешивали несчастную ёлку, что ни игрушек, ни зеленых иголок уже невозможно было разглядеть.
Выпуск 1980-1984 годов. Писк моды – украшение ёлки в одинаковых тонах. Поэтому шарики, фигурки, макушки подбирались одного цвета.
Одноцветные шарики
Выпуск 1985-1989 годов.
Выпуск 1990-1994 годов. С этого времени началась традиция каждый год выпускать ёлочные игрушки с изображением животного – символа следующего года. Также страну завоевала мода на всевозможные гороскопы. Эти традиции живы и сегодня.
Выпуск 1995-1999 годов. Это последний исторический стенд в музее. Начиная с 2000 года ёлочные игрушки пока не считаются ценностью.
|
Автор: Matata | Стеклянные елочные игрушки начали производить около 150 лет назад и на протяжении последних 75 лет они составляют большую часть елочных украшений.
В конце 16 века небольшой немецкий город Лауша (тогда располагавшийся на территории герцогства Захсен-Кобург, теперь – штат Тюрингия), стал известен благодаря своему стеклодувному производству. Район Тюрингии является родиной стеклодувов начиная с 12 века. Лауша, расположенный в долине реки, имел много факторов, необходимых для развития стеклоделия: древесина (для разжигания стекольных печей) и песок. (Городок Йена, расположенный по соседству, в дальнейшем станет известен производством оптического стекла). Кристоф Мюллер и Ханс Грайнер в 1597 году основали первый в Лауше стекольный завод. Вскоре в городе были открыты другие заводы.
В начале 1800-х годов стала быстро распространяться традиция украшать елку на Рождество. Первыми игрушками были печенье, кексы, конфеты, орехи. Лишь немногие их этих украшений доживали до следующего года.
Мастера из Лауши изготавливали из стекла стаканы, бокалы, бутылки, вазы, бусы, и даже глаза для кукол.
Image
В 1847 году Ханс Грайнер (потомок Ханса Грайнера, который основал первый в Лауше стекольный завод) начал изготавливать стеклянные игрушки в форме фруктов и орехов. Внутри игрушки были покрыты серебристым слоем, вначале из ртути или свинца, а позже из смеси нитрата серебра и сахарной воды.
В 1848 году вышел указ об использовании серебряных шаров из Лауши в качестве рождественских украшений.
Первые украшения были сделаны из толстого стекла и не были похожи на современные украшения. В 1870 году Луи Грайнер-Шолотфегер изготовил в форме первую игрушку из тонкого стела, покрытую слоем нитрата серебра. Развитие производства елочных игрушек шло в определенной последовательности. Вначале были тяжелые стеклянные шары – «посеребренные» слоем свинца или цинка и раскрашенные воском, или же не посеребренные. Некоторые шары были сделаны из цветного стекла, другие были покрыты лаком. Затем появились толстостенные шары в форме грозди винограда, которые изготавливали с помощью форм. После них стали делать тонкостенные игрушки, покрытые слоем нитрата серебра; и наконец выдуваемые в форме игрушки из стекла не толще бумаги. Даже после появления большого разнообразия форм, большая часть игрушек выдувалась вручную, т.е. без использования формы.
В середине 19 века традиция украшать елку на Рождество стала быстро распространяться по всему миру.
Многие годы Германия сохраняла свои позиции ведущего мирового производителя стеклянных елочных украшений. Немецкие стеклодувы производили не только елочные шары, но игрушки самых разных форм, таких как фрукты, овощи, рыбы, птицы, сказочные персонажи, животные. Трудно сказать, какое количество форм они использовали, скорее всего около 5000.
Image
Другие страны начали наступление на рынок производства стеклянных елочных украшений в конце 19 века. Город Яблонец (Чехословакия) кроме изготовления известных во многих странах стеклянных бус начал производство елочных украшений. В 1920-х годах японцы вышли на рынок елочных украшений. Но их игрушки были более тяжелые и более грубые, чем игрушки европейских стеклодувов.
В начале 20 века были изданы первые каталоги елочных украшений.
До 1940 года городок Лауша имел славу мировой столицы стеклянных елочных украшений.
Вторая Мировая Война положила конец этой славе. После войны была установлена граница, разделяющая Германию на две части, и город Лауша оказался на территории Восточной Германии в 10 милях от границы. Восточная Германия превратила частные стекольные заводы в Лауше в государственные предприятия. Но это нет остановило стеклодувов. И многие семьи перебрались в другие регионы Германии и продолжили там традицию выдувания стекла вручную. В послевоенные годы семьи ремесленников основали надомное производство и заработали репутацию превосходных стеклодувов. Мастера-стеклодувы разработали различные виды глазурей для украшения игрушек. А в придумывании форм для игрушек их фантазия не знала пределов. Вскоре город Нойштадт в Западной Германии стал центром производства елочных игрушек.
После падения Берлинской Стены, большая часть компаний снова стали частными организациями. Сейчас в Лауше действует около 20 небольших стекольных заводов.
В настоящее время коллекционеры, люди ищущие елочные игрушки «из детства», и те, кто ищет уникальные экземпляры игрушек, могут найти украшения, сделанные в Германии. Сейчас игрушки из стекла производят многие страны. Среди них Германия, Польша, Италия, Чехия, Словакия, Россия, Австрия, Мексика, Колумбия, Индия, Китай, Румыния, Соединенные Штаты. Большую часть рынка занимают игрушки их Китая и Польши. В настоящее время, новое поколение любителей елочных украшений имеет уникальную возможность найти эти замечательные работы, являвшиеся гордостью Европейских стеклодувов.
Стеклянные игрушки изготовлялись по уникальной технологии. Необходимые для производства игрушек материалы надомные работники собирали из разных источников. Стекольные фабрике в Лауше производили тонкостенные стеклянные трубочки, необходимые для изготовления елочных игрушек. Также работник закупал лаки, краски, смесь для серебрения, металлические наконечники и скрепки, тонкая проволока для обертывания и лоскутки. Большую часть стеклодувов составляли разнорабочие, работающие вместе со своими семьями на своих небольших домашних производствах.
Перед началом процесса, длинные стеклянные трубочки разделяли на меньшие кусочки путем нагрева стекла до определенной температуры и разрыва на две половинки. В результате этого процесса разъединения оставалась длинная тонкая трубочка с маленьким отверстием. Один конец этой полой трубочки затем запаивали. После подготовки большого количества маленьких трубочек, стеклодув приступал к изготовлению игрушек.
Игрушки произвольной формы и в форме шара изготавливались путем подогрева стеклянной трубочки до расплавленного состояния. Затем, выдувая через трубочку, горячее стекло превращалось в шар. Эти шары были определенного размера, так как стеклодув использовал картонную или деревянную форму в виде подковы для определения нужного размера шара. Шары с выемкой (сферы) изготавливали таким же образом, но затем на горячее стекло надавливали деревянной или гипсовой пробкой с вырезанным на ней рисунком. Игрушки произвольной формы требовали простых инструментов, таких как перчатки, плоские лопатки или палочки, чтобы создавать сложные формы. Для многих форм важны были не инструменты, а направление выдувания стекла, или положение головы или тела стеклодува, что помогало создавать нужную форму игрушки. Елочные верхушки, трубы, лиры, якоря, трубочки, чайники и различные животные выдувались в свободной форме. Зачастую времени на свободное выдувание игрушки уходило больше, чем на изготовление игрушки с помощью формы, и требовались годы практики, чтобы мастер мог изготавливать чудесные необычные игрушки.
Изготовление игрушек в формах происходило в той же последовательности. Пока стекло было расплавленным, его клали в форму. Две половинки формы были прикреплены к сторонам зажима, которым управляли с помощью ног, и внутри которого было горячее стекло. Стеклодув дул вниз в трубочку, которая располагалась на одном конце формы. Таким образом горячее стекло расширялось и занимало всю форму, и принимало выпуклую форму.
Отец и старшие сыновья обычно выдували из стекла игрушки. Затем игрушки передавали матери и старшим дочерям, которые серебрили их. На следующем этапе на игрушки наносили первый слой краски путем погружения в анилиновый краситель. После этого их клали на покрытые гвоздями дощечки так, чтобы излишки краски стекли по трубочке вниз. Дощечки ставили на стропила или на печку, чтобы подсушить игрушки. На следующий день семья покрывала игрушку лаком и раскрашивала ее. Некоторые игрушки погружали в желатин, который использовался как клейкое вещество, и приклеивали крошечные стеклянные шарики. Бабушки накручивали на игрушку тонкую проволоку, добавляли для завершения работы цветы или листья из ткани, стекляшки, блестки, синель, нити, лоскутки. Затем самые младшие дети надевали на игрушки металлические скрепки и упаковывали их в коробки. После поступления к оптовым продавцам, игрушки продавались отдельно в магазинах по всему миру.
На протяжении последних двухсот лет было изготовлено огромное разнообразие елочных украшений. По иронии судьбы, самые хрупкие из них оказались самыми стойкими. Было распространено изготовление игрушек из металла, воска, ткани, бумаги, картона. Но только игрушки из стекла прошли испытание временем и являются самыми популярными елочными украшениями.
|
Автор: Matata | Реставрация стеклянных елочных игрушек
Если на игрушке есть маленькая трещина, лучше всего нанести на поврежденный участок игрушки тонкий слой бесцветного лака, чтобы предотвратить попадание воздуха внутрь игрушки и возможное разрешение слоя нитрата серебра.
Если нужно отреставрировать маленькую дырку, возьмите зубочистку и осторожно нанесите тонкий слой клея вокруг дырки. Подготовьте заранее кусочек папиросной бумаги размером чуть больше размера отверстия. Аккуратно пинцетом поместите бумагу на игрушку. Немного прижмите ее. И оставьте для высыхания на ночь. На следующий день покройте бумагу слоями бесцветного лака, чтобы поверхность затвердела как стекло. На это уйдет несколько дней, после каждого слоя лака нужно делать перерыв на 24 часа. Рекомендуется нанести три слоя лака на бумагу.
Восстановление краски утерянного участка игрушки довольно трудная задача. Так как отсутствует слой нитрата серебра. Можно использовать серебряную краску – нанести на бумагу очень тонкий слой краски. Хорошо также смешать краску с бесцветным лаком. После этого игрушка должна высохнуть. Также можно использовать краску для моделей самолетов (цвет металлик). Некоторые коллекционеры добивались успеха, использую смесь желе различных цветов и бесцветного лака. Для этого растворите желе в малом количестве горячей воды и охладите. Затем добавьте лак, перемешайте, нанесите на игрушку. Также можно попробовать смешать разноцветные лаки, чтобы добиться нужного оттенка, и нанести эту смесь на игрушку.
|
Автор: Matata | Производство ватных елочных изделий способом намотки на станке-веретене
Елочные украшения из ваты были очень популярны в 30-60-е гг. XX в. в СССР. Производство ватных игрушек осуществлялось различными способами, в том числе намоткой на станке-веретене. Вот как описывается эта технология в книге Ф.И.Овешковой и В.Г.Данилевского «Производство елочных украшений из ваты»: «Станок-веретено – это один из способов механизации производства, рационализации технологического процесса, позволяющей резко поднять производительность труда и снижающий себестоимость изделия.
Изделия на станке-веретене делаются с помощью шаблона. Шаблоны можно изготовлять из дерева и из металла. Елочные украшения, сделанные на станке-веретене, должны быть просты и выразительны по форме, ярки по росписи.
Чтобы выполнить эти требования, нужно обратиться к традиции народных мастеров вятской глиняной игрушки, бабенской и загорской токарной игрушки. Техника токарного станка и станка-веретена сходна. Она позволяет создавать изделия только сферической формы с очень скупыми линиями, например, в человеческой фигурке лицо и затылок, спина и грудь определяются только росписью. Однако, при всем этом, на станке-веретене могут быть созданы разнообразные и красивые елочные украшения. Это подтверждает опыт артели им.Ворошилова во Владимире, создавшей на станке-веретене фигурки женщин – различных национальностей Советского Союза.
Эти украшения на республиканском конкурсе получили одну из высших премий».
Конструктор для ватных игрушек
Виртуальный музей ёлочной игрушки
|
Автор: Matata | ПОГОВОРИМ ТЕПЕРЬ О СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК. Что касается изготовления новогодних аксессуаров, то в этой сфере российский бизнес сдает свои позиции под натиском китайской продукции. Только за первые 10 месяцев текущего года КНР экспортировала рождественских аксессуаров, украшений на 1,5 млрд. долларов. Половина из произведенных в Китае украшений, искусственных елок, игрушек и праздничной упаковки к Рождеству реализуется в США. В массе китайской продукции теряются произведения российских «игрушечников». Это особенно обидно, учитывая, что традиция производства новогодних и рождественских украшений в России насчитывает более ста лет, а в Китае лишь двадцать.
Но есть ли у нас какие-нибудь заводские новинки? Сейчас Московский завод по производству елочных украшений выпускает в день около тысячи фигурок. С каждым годом ассортимент предприятия обновляется почти на 80%. Шар есть шар, а вот раскрасить его можно по-разному. Мода на однотонные шары прошла. Сегодня актуальна роспись. В 2005 году в компании провели мониторинг и выяснили, что народ устал от китайской мишуры, шаров и прочих сосулек и жаждет игрушек патриотичных. Люди хотят, чтобы елочную игрушку украшала государственная символика – пусть не советская, так хоть российская. Поэтому в этом году гвоздь сезона – два праздничных набора – «Новогодняя Россия» и «Кремли России». На шарах коллекции «Кремли России» изображены наиболее известные постройки, расположенные на территории кремлей Москвы, Новгорода, Нижнего Новгорода и других старинных городов. Большие шары коллекции «Новогодняя Россия» расписаны картинами русской зимы, занесенными снегом церквушками, избушками со светящимися окошками, деревьями. Снег на деревьях делали по новой технологии при помощи специальных прозрачных камней. В магазине такие наборы не купишь. Только на заказ. Каждого из них достаточно, чтобы полностью нарядить новогоднюю елку».
|
Автор: Matata | Элитные елочные игрушки 2009 г.
Элитные елочные игрушкиСамой дорогой елочной игрушкой на данный момент считается созданный Марком Хасси елочный шарик, который сейчас хранится в британском замке в графстве Гэмпшир. Это украшение 38-летний ювелир, возглавляющий 30-летний семейный ювелирный дом Hallmark, сделал как нечто особенное для Рождества. По его словам, он сам не ожидал, что елочную игрушку оценят в 82 тысячи фунтов (примерно 136 тысяч долларов). Впрочем, такая цена неудивительна для новогоднего шара, который выполнен из 18-каратного белого золота и усыпан 1600 бриллиантами, при этом шар обрамлен двумя перекрещивающимися кольцами, усыпанными 188 рубинами. По словам Марка, если никто не купит это ювелирное произведение, над которым он работал целый год, до Рождества, то он повесит его на собственную елку. Вполне вероятно, эта работа даст начало новому этапу в ювелирном искусстве, но на данный момент можно и без таких дорогих игрушек достойно украсить елку даже в самом дорогом особняке. В первую очередь, конечно, различными шарами, колокольчиками и фигурками из фарфора, которые выпускают различные немецкие и британские фарфоровые мануфактуры - обычно это вещи с ручной росписью, рождественскими рисунками и золотой отделкой, однако встречаются и старинные или елочные игрушки целиком ручной работы. Можно обратить свое внимание и на французские фарфоровые игрушки - например, Али Мулен-Руж предлагает нам толстеньких эльфов и танцующих русалок, пузатых жаб, клоунов и Питера Пэна.
В последнее время в моду возвращаются старинные игрушки, винтаж завоевывает рынок елочных украшений, и большинство компаний стараются этому соответствовать - все больше появляется на рынке изделий ручной работы, викторианских кукол, копий (и оригиналов, вытащенных из бабушкиных запасов) советских игрушек 40-50-х годов; теперь на елке могут оказаться банты и бусы, текстиль и тонкая проволока, миниатюрные туфельки, куколки, феи, бабочки, стрекозы, сердечки и др. Высоко ценятся «королевские» игрушки, которые можно приобрести, например, в Московском UK Style.
Стеклянные раскрашенные украшения марки Queen, считается, что вешает на елку сама английская королева. Да и почему нет, если эти яркие, забавные игрушки наполнены специфическим английским безумием и напоминают сказку об Алисе: Шляпник и Валет треф, исполняющий антраша Арлекин и влюбленные лягушки на качелях, еще не упавший со стены Шалтай-Болтай. Впрочем, есть и более привычные: например, как будто припорошенный снегом Дед Мороз, а вот обычных стеклянных шаров нет. Вместо них дизайнеры Queen предлагают повесить на елку раздувшихся до шарообразного состояния свинок, рыбок, птичек, дедов морозов и др.
Новогодние коллекции могут быть самыми различными: коллекция Baccarat, называющая Noel предлагает предметы из хрусталя, среди которых красные и зеленые конструктивистского вида елочки, смахивающие на татлинскую пирамиду, и полые внутри звезды, которые подвешиваются на елку с помощью атласных ленточек. В контраст искристым игрушкам Baccarat, дизайнеры новогодней коллекции Armani Casa предлагают сдержанные матовые игрушки черного, белого или красного цвета из непрозрачного стекла. А вот коллекция Faberge вообще предлагает украсить елку овальными медальонами с барельефами в виде шишек, пуантов и попугаев или яйцами из металлического кружева и хрусталя и имитирующими технику перегородчатой эмали. Элитные елочные игрушки Элитные елочные игрушки
Не менее интересны и игрушки польской компании Komozja, которые изготавливаются вручную с применением редких новаторских технологий. В коллекции Komozja Regula можно найти традиционные для этой компании фигурки - старинные автомобили и парусники, бабочек, миниатюрную антикварную мебель, туфельки, сумочки и шляпки. А вот Komozja Mostowski предлагает скорее произведения искусства, нежели обычные елочные игрушки премиум-класса. Основной изюминкой новой коллекции стали удивительные открывающие шары, в которых мастера впервые совместили стекло и металл.
Внутри некоторых игрушек прячутся фигурки нарядных елок, золотых зайцев и королевских карет, в другие шары встроены музыкальные швейцарские механизмы, третьи елочные игрушки украшены стразами Сваровски и полудрагоценными камнями, и при этом - огромный выбор форм и серьезные заказчики: эти игрушки украшают офисы РАО ЕЭС, «Ренессанс Капитал», «Лукойл» и др.
|
Автор: Matata | Ёлочные украшения в разных странах
* В большинстве мексиканских домов популярным украшением считается «el Nacimiento» (композиции из фигурок, которые изображают сцену рождения Христа из Библии). Однако украшенная ель тоже присутствует где-нибудь в доме. * В Гренландию ёлки завозят, так как собственные из-за холодного климата там не растут. Жители украшают «иностранок» свечами и яркими орнаментами. * Гватемальцы же украшают ёлку фигурками из библейских сцен. * Новый год в Бразилии приходится на лето, и тогда жители этой страны украшают ёлки маленькими комочками хлопка, как будто это падающий снег. * В Ирландии ёлки украшают цветными фонариками, мишурой и безделушками. * В Швеции украшают звездами, игрушками в виде солнца и снежинки, фигурками животных из соломы и дерева. |
Автор: Matata | мастер класс - игрушки из проволоки
изготовление разных игрушек |
Автор: hron | Спасибо интерестная тема НЕкоторые игрушки например с комонавтами и на прищепках и дережабль с надписью СССР у нас были кое что осталось еще с тех времен но большая часть старых игрушек осталась в доме у бабушки и после того как мы пустили туда квартирантов дольнейшая судьба их неизвестна к сожалению |
Автор: Matata | У нас тоже кое-что сохранилось))))
Напрмер, из проволоки времён Великой Отечественной Войны, ватные 30-50-х, из стекла начиная с 30-х (дирижабль), из пенопласта начала 70-х (гриб) |
Автор: Matata | А ещё игрушки из картона начиная с 30-х годов (слон- немецкий) |
Автор: Matata | Ещё немного старых игрушек у нас |
Автор: Teku | Я когда елку наряжаю мне больше всего в душу западают старые игрушки советские, я это время не застал и почему-то от этого они мне еще больше нравятся=) |
Количество просмотров у этой темы: 65684.
← Предыдущая тема: Средневековые музыкальные инструменты