Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Художники

ЮОН Константин Федорович

» Сообщения

Юон происходил из семьи осевших в России швейцарцев, однако в истории живописи мало найдется столь «русских» художников, как он. Его старшие брат и сестра учились в консерватории и в доме часто устраивались музыкальные вечера, показы живых картин, собиравшие друзей, близких и соседей. Когда Константину было 7 лет, художник-любитель, бывший другом семьи, показал ему как смешивать краски и немного рассказал о перспективе. С тех пор будущий художник все свободное время проводит рисуя предметы быта и копируя картинки из иллюстрированных журналов. Как-то, уже будучи учеником училища, он срисовал из журнала картинку с видом восточного здания. Так как оригинал был черно-белым, Юон раскрасил свой вариант по своему разумению. Работа была показана преподавателю рисования в училище, и тот сказал: «По Верещагину, молодой человек, делаете!». О Верещагине Юон тогда не знал, и чтобы увидеть его картину отправился в Третьяковскую галерею. И встреча с работами великих художников окончательно решила его судьбу превратив хобби, в дело всей жизни.





Юон был участником обоих художественных обществ, в свое время определявших культурную жизнь страны – петербургского «Мира искусства» и московского «Союза русских художников». Но никогда не примыкал полностью ни к одному из них. Юон сам про себя говорил, что находится «между Москвой и Петербургом». Художник оберегал свое творческое Я от «калейдоскопа противоречивых влияний», совершая поездки по России, так называемое «прилепление» к чему-то прочному, настоящему. И результатом этих поездок стала, например, прочная связь с Троице-Сергиевой Лаврой. Особое место в жизни художника заняло подмосковное село Лигачево.


Прикрепленное изображение (вес файла 82.1 Кб)
0_1.jpg
Дата сообщения: 16.06.2010 19:00 [#] [@]

Лигачевский цикл



Особый пункт в жизни Юона. Здесь он нашел не только «свою» русскую природу, простую и трогательную, но и жену, обычную крестьянскую девушку.





Конец зимы. Полдень.



Мартовское солнце



Раскрытое окно



Августовский вечер (Последний луч)



Волшебница зима



Мельница. Октябрь


Прикрепленное изображение (вес файла 468.5 Кб)
1.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 305.1 Кб)
2.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 210 Кб)
4.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 227 Кб)
5.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 169.4 Кб)
7.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 381.5 Кб)
6.jpg
Дата сообщения: 16.06.2010 19:08 [#] [@]

Белое





Юон совершенно не боялся белого цвета. Его зимние пейзажи утопают в искрящемся на солнце снеге. Добивался этого сияния Юон тончайшими градациями оттенков и зачастую совершенно импрессионистскими голубыми тенями.



Юон не был излишне консервативен и был в курсе новых веяний в искусстве и несомненно был знаком с опытами импрессионистов. Не перенимая их принципы полностью, оставаясь верным себе, он обогащал, свою манеру письма.



Особенно примечательна своим цветовыми и световыми качествами картина «Весенний вечер. Ростов Великий» (1906) (последняя). Художник добивается здесь поразительного сияния закатного неба, создавая лирический, надмирный образ монастыря.


Прикрепленное изображение (вес файла 168.3 Кб)
6_1.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 230.5 Кб)
6_2.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 177.5 Кб)
8.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 251.6 Кб)
8_1.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 391.4 Кб)
9.jpg
Дата сообщения: 16.06.2010 19:16 [#] [@]

Монастырская, церковная тема проходила яркой линией через все творчество Юона. Его первые шаги в «большом искусстве» были сделаны с акварелью «У Новодевичьего монастыря весной» 1900 года, ставшей первой работой художника, приобретенной Третьяковской галереей. Но ярчайшим ее выражением стали полотна Троицкого цикла.





Юон часто и подолгу жил в Сергиевом Посаде. Вспоминая о своем первом посещении Троице-Сергиевой Лавры, художник писал: «Я нашел все, о чем мог мечтать, что грезилось воображению: те красочные сочетания, ту насыщенную цветовую гамму, которая выражала русское народное эстетическое сознание с наибольшей яркостью. Там я увидел то, что так любил в полотнах Сурикова, Серова, Левитана… Поездки в новые города не мешали моим многократным возвращениям к этой народной жемчужине, неисчерпаемой по своим живописным и историко-бытовым богатствам».





У Новодевичьего монастыря весной



Троицкая лавра зимой 1910



Весна в Троице-Сергиевой лавре 1911



Вид Троицкой лавры 1916



Зима черные березы. Сергиев посад 1921



Купола и ласточки 1921



День благовещения 1922


Прикрепленное изображение (вес файла 80.1 Кб)
9_1.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 319.9 Кб)
10.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 512.7 Кб)
11.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 364.8 Кб)
12.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 246.9 Кб)
13.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 507.9 Кб)
14.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 321.9 Кб)
15.jpg
Дата сообщения: 16.06.2010 19:26 [#] [@]

Юон был достаточно многогранен как художник.



Во времена ученичества Юон, как и остальные ученики Московского училища испытали на себе «искушение» полотнами привезенными Борисовым-Мусатовым из Парижа, а позже уже по окончании Училища некоторое время состоял в своеобразной «коровинской коммуне», где успел испытать влияние «коровинского испрессионизма». Исследователи вообще говорят, что в начале своего творческого пути Юон был отчасти импрессионистом. И ставят главным доказательством полотно 1907 года «Голубой куст» - действительно вполне себе импрессионистическое. Но надо сказать, что Юон быстро отошел от этой манеры, найдя без особых мучений и исканий свой стиль – по выражению Бенуа «здорового и бодрого реализма».





В 1909 году Юон создал серию работ, получивших название «Ноктюрны» и изображавших ночную Москву. Это не вполне типичный Юон. Скорее эти работы можно было бы приписать позднему Сапунову, работавшему в то время на чем-то похожим.





Но самой яркой из нетипичных картин является «Новая планета» 1921 года. Наряду с «Большевиком» Кустодиева, она считается значительнейшим раннесоветским полотном. Картина явилась своего рода побочным продуктом в работе над занавесом. Юон хотел создать монументальный образ нового мира. И «Новая планета» как раз являет поиском этого образа.



Любопытно, что этак картина, совершенно не характеризуя творчество Юона в целом, является одной из самых известных его работ. «Новая планета» принадлежит к редким случаям обращения Юона к «символистской» тематике, наравне с графической серией «Сотворение мира» (Адам и Ева, Царство растительности, Царство животных).





Голубой куст



из серии «Ноктюрны»



Новая планета



Адам и Ева



Царство растительности



Царство животных


Прикрепленное изображение (вес файла 475 Кб)
16.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 328.2 Кб)
17.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 222.8 Кб)
18.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 122.2 Кб)
19.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 739.7 Кб)
19_1.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 648.1 Кб)
19_2.jpg
Дата сообщения: 16.06.2010 19:39 [#] [@]

Новая жизнь.



Юон удивительно органично вписался в новую действительность, без видимых надломов. Его картины 1920-50х одно из наиболее симпатичных художественных явлений того времени. При этом художник остался верен себе, не впадая в нарочито-приподнятый настрой и натужный соцреализм. Картины его этого периода, как и все творчество в целом, наполнены той бодростью и здоровостью, о которой писал Бенуа, проникнуты жизнерадосностью.





При этом Юон не был слепо лоялен Советам. Свои мысли он выражал так: «Искусство впервые без всяких оснований оказалось поделенным не на хорошее и плохое, как это было до сих пор, а лишь на правое и левое, как бы независимо от своих достоинств».





Утро индустриальной Москвы 1949



Советские искусствоведы оценивали эту картину в «героическом ключе» - под светлеющим утренним небом расстилается город нового времени – с заводами, трубами, с собирающимися идти на работу молодыми строителями коммунизма. Однако стоит немного стряхнуть такое восприятие и выступает совершенно иное. Выступает Брейгель (Охотники на снегу), Пюви де Шаванн (Зима). И именно это сообщает картине то ощущение «благородности», а не дешевого оптимизма и пропаганды.





Вузовцы



Комсомолки



Молодые. Смех



Утро индустриальной Москвы


Прикрепленное изображение (вес файла 135.1 Кб)
20.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 207.4 Кб)
21.jpeg

Прикрепленное изображение (вес файла 791.6 Кб)
22.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 299.9 Кб)
23.jpg
Дата сообщения: 16.06.2010 19:49 [#] [@]

Юон стремился запечатлеть уходящее время (те же работы троицкого цикла).



При этом частво звучит тема сопоставления мощной, спокойной и величественной старой архитектуры и суетой повседневной жизни, как в работе "Москворецкий мост. Старая Москва" 1911 года.





Юон трижды писал парад на Красной площади.





"Парад на Красной площади 1942" последняя картина «парадного цикла», самая известная и наиболее удачная. Сам он так вспоминал о работе над ней: «На картине моей изображены заснеженные войска Красной Армии 7 ноября 1941 года – в тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной». Суровый день начинающейся зимы; свинцовые тучи, покрывая небо, удаляются вместе с маршем воисковых частей в глуби пространства».







Москворецкий мост. Старая Москва



Парад Красной армии



Парад на Красной площади 1942


Прикрепленное изображение (вес файла 274 Кб)
24.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 299.4 Кб)
25.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 338.3 Кб)
26.jpg
Дата сообщения: 16.06.2010 20:00 [#] [@]

Несмотря на наличие вполне конъюнктурных вещей, есть в творчестве Юона что-то очень родное и близкое.



Возможно это сияющее, "умытое" небо над золотыми куполами?











p.s. материал тащила отовсюду Smile некоторые катринки по качеству оставляют желать много лучшего - сорри, пришлось сканировать Embarassed


Прикрепленное изображение (вес файла 229.9 Кб)
28.jpg
Дата сообщения: 16.06.2010 20:08 [#] [@]

Замечательная статья!





Спасибо, Ratatosk !

Дата сообщения: 17.06.2010 12:11 [#] [@]

Matata, спасибо!)



я рада, что понравилось)

Дата сообщения: 17.06.2010 12:21 [#] [@]

Да, просто супер, видел многие картины раньше, теперь знаю, кто их автор). Замечательный художник, спасибо....

Дата сообщения: 17.06.2010 14:13 [#] [@]

Типичный эдакий советский индустриальный стиль середины века Smile Больше всего порадовал, конечно, цикл Белое: снег очень приятно светится.

Дата сообщения: 19.06.2010 00:43 [#] [@]

Спасибо за прекрасную статью. Меня заинтересовала серия "Ноктюрны". А сколько работ в этой серии и где они находятся? Я нашёл только представленную работу "Ночь на Тверском"- он в Русском музее.

Дата сообщения: 20.03.2011 04:53 [#] [@]

Количество просмотров у этой темы: 15387.

← Предыдущая тема: Syd Mead / картины

Случайные работы 3D

Vw Touareg 2010 Studio
Гостиная
Спальня
Настольные лампы
Долговязый робот [ Lanky Mech ]
учебный проект многоэтажная жилая группа

Случайные работы 2D

Deer \"humanhunter\"
Кусачий цветочек
Naga
Bon Voyage
единорог мечтает
Full Metal Boxer
Наверх