Список разделов » Аудитория практических занятий (Уроки) » -Декоративно-прикладное искусство

Нэцкэ

» Сообщения

Мне повезло учиться у известного востоковеда Михаила Владимировича Успенского, к сожалению, рано ушедшего из жизни. Будучи хранителем Отдела Востока Эрмитажа, он водил нас на занятия в запасники музея, и мы не просто любовались нэцками, но и держали их в руках, получая не только эстетическое, но и тактильное удовольствие от этих крошечных фигурок. Вспоминая лекции, я написала небольшой очерк о нэцкэ.





Нэцкэ



Нэцкэ – миниатюрная японская скульптура (обычно размером в 3-4 см.), выполненная из разных материалов и несущая функциональную нагрузку в качестве противовеса. Традиционный японский костюм не имел карманов, а необходимые предметы носились на поясе, удерживаемые брелком-нэцкэ. Поэтому, каждая фигурка имеет 2 отверстия для шнурка, который привязывали к кошельку или коробочке для парфюмерии – инро. Такой способ ношения предметов с подвеской использовали также в Венгрии, в Африке, на Крайнем Севере, в Китае. Скорее всего, именно из Китая нэцкэ попали в Японию.



Китайский прототип нэцкэ – чжуй-цзы – носили в Поднебесной уже в 13 веке. В Японию нэцкэ пришли приблизительно в 16 веке. Возможно, это было связано с походами Тоётоми Хидэёси (1536-98 ) во время военной компании в Корее 1592-98 годов, где были распространены китайские чжуй-цзы. Японцы заимствовали как само приспособление, так и общие черты художественного оформления: резную фигурку или пластину.



Ранние нэцкэ 17 – начала 18 веков известны только по живописным изображениям или литературным описаниям. Первые сведения по истории нэцкэ можно найти в последнем томе сочинения Инаба Мититацу «Сокэн кисё» («Рассуждения о лучших образцах оправы мечей»).



В целом этот вид пластики формируется к середине 18 века. Появляются региональные отличия в резьбе. Многие нэцкэ подписаны, часто особым значком «какихан» - фигурой из элементов иероглифа имени мастера.



Одним из самых искусных мастеров нэцкэ считается Кайгёкусай Масацугу (19 век). Он работал по зарисовкам с натуры, выработав потрясающую наблюдательность. Не впадая в излишнюю деталировку, одним штрихом мог охарактеризовать объект.



Среди прославленных имён можно отметить Мэйкэйсая Ходзицу (лучший резчик столицы в 1860-70-х годах), его ученика Фукумото Хомина, Ёсимура Сюдзан (вторая половина 18 века – родоначальник школы в Осака) и Сюмемару, Сюкосай Анраку, Масанао (основоположник школы Киото 18 век) и других.



В качестве материалов в 18 веке применяли чаще всего дерево, слоновую кость, рог; в 19 веке прибавились кость нарвала и оленя, фарфор, агат, кораллы. Поверхность деревянных нэцкэ полировалась порошком угля, протиралась льняным маслом, а глянец наводился шёлковой тканью. Иногда дерево покрывали соком специальных ягод, придававших мягкий блеск, реже применяли лак.



Нэцкэ из кости окрашивали. Для этого их по многу часов выдерживали в слабом растворе кислоты. Затем смешивали сок ягод гардении и кору хризофоры с водой и в этом растворе кипятили скульптуру 24 часа для достижения золотистого блеска.



Некоторые техники создания нэцкэ остаются тайной до сих пор. Например, «укибори» - «всплывающая резьба» (на фото – поверхность плода – работа Бадзана).





Сюжеты нэцкэ разнообразны и охватывают весь круг интересов и мировоззрение японцев эпохи Токугава (1603-1868). В нэцкэ можно встретить буддийских, синтоистских, даосских и конфуцианских божеств, а также изображения фигурок из 60-летнего календарного цикла, сценки из повседневной жизни, персонажей народных суеверий и сказок. Наиболее популярными были нэцкэ 7 божеств счастья – «ситифукудзин», а также мифические существа «они» - демоны, «бакэмоно» - оборотни, «тэнгу» - лешие, «каппа» - водяные и т.п. Большое место в сюжетах скульптурных миниатюр отведено любимым героям из литературы и эпоса. А с 19 века в центре внимания оказался обычный человек, изображаемый со всей правдивостью и точностью.



В миниатюрной пластике отсутствовали каноны храмовой скульптуры. Нэцкэ изображались с реалистичной точностью. Мастера искали свои сюжеты на улицах города. Это было вплотную связано с историческим развитием страны: когда в период Токугава шло формирование городской культуры, отвечавшей вкусам 3-го и 4-го сословий (ремесленников и купцов), быстро увеличивающих свою численность и влияние.



Рыбак с бакланом и факелом для ночной ловли рыбы – обычный сюжет в японском искусстве (хотя в нэцкэ встречается нечасто).





Рыбак с бакланом



Очень популярно было изображение Оно-но Комати – прославленной поэтессы и красавицы 9 века, одной из «Шести поэтических гениев». Интерес к ней был связан с популяризацией в обществе классической литературы. То, что раньше было доступно избранным, становится достоянием новой городской интеллигенции. Издаются жизнеописания знаменитых женщин прошлого, среди которых и Оно-но Комати, чья жизнь со временем обросла вымыслами и легендами.





Сотоба Комати



Когда-то она блистала при дворе и слыла жестокосердной красавицей. За свою гордость она была изгнана в провинцию. Дожив до старости, умерла в нищете, странствуя по дорогам Японии.



Существовало 7 вариантов образа талантливой фрейлины. Один из них – «Сотоба Комати» - старуха с могильным камнем – сотоба (на фото – работа Сюкосайя Анраку).



Другой знаменитый поэт – легендарный китайский стихотворец Госиса, известный тем, что на одном из собраний писал стихи, держа 1000-фунтовую курильницу над головой. Он утверждал, что физическая усталость ничто по сравнению с муками творчества (на фото – работа Доракусайя).



Театральная тема была популярна во всех видах японского искусства, в том числе и в нэцках. Это могли быть изображения масок, персонажей Но или Кабуки, а также самих актёров и кукольников.



Бродячие актёры, путешествовавшие вдвоём, под Новый год обходили дома со словами «Сэнсин мандзай» - пожелание 10 тысяч лет (на фото – работа Хикаку) – частый сюжет для нэцкэ.



Особый интерес представляют нэцкэ с изображением иностранцев. В 17 веке голландские корабли не раз заходили в порты Японии, и местные жители очень заинтересовались носовыми фигурами, приносящими по поверьям моряков счастье. Японские мастера стали копировать такие фигуры. Их можно встретить в миниатюрной пластике и народной игрушке Нагасаки.



А нэцкэ, которые изображали иностранце, стали называть «голландцами».



Ещё один источник вдохновения мастеров – народные сказки. Нэцкэ на их сюжеты наиболее характерны для второй половины 17 – начала 19 веков.



Один из любимых сказочных персонажей – рыбак Товара Тода, попавший на остров. Населённый драконами и красавицами. Владычица оставила его в живых, чтобы он кормил фантастических зверей. Поэтому, его часто изображают кормящим дракона.





Сложностью и многообразием отличалась символика животных. Например, барсуку и лисе приписывалось оборотничество, собаке - сверхъестественная сила, кошке – способность заманивать счастье в дом. Черепаха выступала олицетворением связи Земли (низ панциря) и Неба (верх панциря). Дракон ассоциировался со звёздами и воспринимался символом водных стихий. А изображения льва связаны с буддийской мифологией, так как он считался «собакой Будды». В нэцкэ «карасиси» (китайский лев) лев держит в лапах шар. Это символ земного шара, по которому распространилось буддийское учение. В облике карасиси видны черта породы кудрявых китайских собак, живших при императорском дворе.



Образ обезьяны в японском искусстве изначально связан с индийским влиянием и эпосом «Рамаяна», где обезьяна Сангоку в момент опасности могла превратить пучок шерсти в армию обезьян. Позднее образ обезьян приобрёл другую окраску: воплощение буддийского постулата о неслушании, невидении и неговорении зла. Обезьяна также была спутником буддийского стража Северы Сёмэн-конго (Ваджры), воплотившего в себе функции даосского божества Косина – врачевателя.





Воробей



«Фукура судзумэ» - «раздувшийся воробей», не просто изображение нахохлившейся птицы. Дело в том, что слово «фукура», записанное другими иероглифами, означает «счастье» (на фото – работа Масанао).



Мир природы был неистощимым источником вдохновения. К тому же изображения цветов и плодов растений были связаны для японцев с благожелательной символикой. Например, пион был олицетворением счастья, богатства и процветания, гранат – пожеланием многочисленного потомства сыновей, ветка сосны – долголетие и верность.



В эпоху позднего средневековья окончательно формируется культ семи богов счастья – ситифукудзин. Особое распространение получил образ одного из них – Дайкоку. Он предстаёт весёлым толстяком с «уцидэ» - колотушкой счастья в руке. Он носит мешок риса, на котором сидят крысы. Всё это – благожелательные символы. Рис в Японии – олицетворение богатства, а там где много риса в амбаре много и крыс.





Дайкоку



С крысами у Дайкоку особые отношения. Именно крыса спала его, когда разгневанные на него боги решили сжечь толстяка на костре. Она посоветовала Дайкоку зарыться в землю, и он остался жив (на фото – работа Масанори).



Среди фантастических животных в нэцкэ был популярен «Баку», похожий на тапира, с хоботом и бивнями слона, ушами и хвостом коровы, ногами кабана. В синтоизме Баку – дух сосны, охраняющий от разных бедствий. Он питается ночными кошмарами. Чтобы прогнать плохой сон надо было трижды позвать его. Произнеся «Баку курай».



Ещё одно фантастическое существо – «Кирин» - у даосов господин 360 животных и насекомых. Его появление в жизни человека – хорошее предзнаменование. Во время официальных церемоний император Японии надевал халат с изображением Кирина (на фото – работа Томатада Янагава 18 век).



Тануки (енотовидная собака, переводится как «барсук») – существо, наделённое магическими способностями к перевоплощению. Людям Тануки может явиться в виде прекрасной девушки, одноглазого домового, монаха. Его изображают с лисьим хвостом, а иногда похожим на медведя. Считалось, что он связан с Луной и может принять её образ. Он любит пугать путешественников. Садится на обочине, надувает живот и стучит по ему лапами как по барабану: «Тануки – цуцуми» - «барсучий барабан». Унылый звук сбивает путника с пути (на фото – работа Кокэйя).





Тануки



Демоны - «они» воплощали зло и противостояли истиной вере. Однако считалось, что и они порой не могут противостоять проповеди учения Будды. Есть немало нэцкэ, где изображаются демоны, бреющие голову и спиливающие рога, для того чтобы стать монахами.



Обличием «они» в искусстве наделяли бога ветра Футэна и его спутника Райдена.



Нередко, образы небожителей трактуются юмористически. Например, буддийский персонаж Эмма (Яма) – владыка ада – восхищается свитком с изображением красавицы. Даже такому грозному божеству свойственны человеческие слабости.



Амэ-но Удзумэ – героиня синтоиского пантеона. В «Кодзики» (712 г.) упоминается в легенде об удалении богини солнца Аматэрасу в Небесный грот. Тогда Земля погрузилась во мрак. Боги всячески пытались выманить Солнце, но ничего не получалось. И вот тогда Амэ-но Удзуме исполнила танец, вызвавший громовой смех богов. Любопытство подтолкнуло Аматэрасу выглянуть из убежища, и во Вселенную вернулся свет. В японских верованиях Амэ-но Удзуме стала одним из божеств счастья (на фото – работа Тёунсайя Хидэтика).



Среди синтоистских персонажей можно отметить супругов Дзю и Уба – духов сосны, олицетворявших пожелание долголетия и супружеского счастья (на фото – работа Минкоку 19 век).





Амэ-но Удзумэ



Цинь Гао – сэннин - один из даосских бессмертных, обладающих магией. Изображался верхом на рыбе, которая по представлениям японцев своим хвостом вызывала землетрясения (на фото – работа Гэнрёсайя Минкоку 2).



Среди нэцкэ созданных на тему буддизма часто встречается фигура Дарума-дайси. Прообразом ему служит историческое лицо – индийский монах, основавший в 6 веке буддийскую секту Дзэн.



С его жизнью связано много легенд. Одна из них гласит, что, укрощая плоть, Дарума не спал. Но однажды всё же уснул. В гневе он вырвал потом себе ресницы. А Будда подобрал их и посадил. Из них выросли кусты чая, напиток из которых прогоняет сон и дарит бодрость.



«Тя-но ю» – «чайная церемония» получила в средневековой Японии широкое распространение. Её проводил «тидзин» - церемониймейстер этого буддийского обряда. Он готовил чай, поддерживал и направлял беседу, знал сложнейший ритуал в деталях. Каждый жест, поворот тинзина зафиксирован в многочисленных трактатах.





В зрелый период (середина 18 – середина 19 веков) основными становятся 3 формы:



1 катабори – фигурки из дерева или слоновой кости;



2 мандзю – в виде плоской рисовой лепёшки (от неё же происходит и название);



3 кагами-бута – плоский сосуд из слоновой кости или дерева с металлической крышкой. Создавались в основном не резчиками нэцкэ, а мастерами художественной оправы холодного оружия. К числу наиболее известных относят Тэммина и его ученика Рюмина из Эдо (19 век).





До наших дней дошли сведения о 19 школах резьбы нэцкэ: центральные – Эдо, Осака, Киото и провинциальные – Нагоя, Цу, Ямада, Тамба, Хида, Ивами и другие. Ведущее положение среди них занимали Эдо и Осака. Так в 18 веке в искусстве нэцкэ преобладал осакский стиль, а в 19 – стиль Эдо.





В 1920-х годах нэцкэ выходят из бытового употребления, так как кимоно вытесняет европейская одежда. Но они продолжают жить как сувениры.

Дата сообщения: 18.12.2007 18:10 [#] [@]

Инро — коробочка для хранения мелких предметов. Так как в традиционном японском одеянии отсутствуют карманы, личные вещи часто подвешивались на поясе (оби) в различных ёмкостях сагэмоно (яп. 下げ物;). Большинство типов сагэмоно предназначались для конкретного содержимого, например, табака (тогда это был кисет), трубки, кисточки для письма и туши. А вот инро создавался для хранения чего-либо маленького. Состоящий из нескольких отделений, вставляющихся одно в другое, инро обычно использовался для хранения личной печати и лекарств. Инро делались из дерева, слоновой кости, кости, лака. Лак использовался также для украшения инро, сделанных из других материалов. Инро, подобно связанным с ним одзимэ (яп. 緒締め;) и нэцкэ, с течением времени превратился из чисто утилитарного предмета в объект высокого искусства и потрясающего мастерства.


Прикрепленное изображение (вес файла 49.6 Кб)
hb_1975_268_178.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 90.2 Кб)
384068821_o.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 68.3 Кб)
Inro_exploded.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 47.5 Кб)
inro15.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 54 Кб)
phpThumb_cache_www_bmagic_org_uk_src7bdb56cd6d324b45989718ba97b3e86a_par8e7f0284565cde1c962acb6cd7342663_dat1237481170.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 58.2 Кб)
phpThumb_cache_www_bmagic_org_uk_src606ebd6ebdccc78db2ddc8fa9c2388a3_par8e7f0284565cde1c962acb6cd7342663_dat1237481175.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 52.4 Кб)
phpThumb_cache_www_bmagic_org_uk_src716db12c148727d4c8ebe5146664f8fc_par8e7f0284565cde1c962acb6cd7342663_dat1237481163.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 58 Кб)
phpThumb_cache_www_bmagic_org_uk_src154457c094c7bb9b50e20940cfe4ea8f_par8e7f0284565cde1c962acb6cd7342663_dat1237481165.jpg
Дата сообщения: 08.04.2011 17:12 [#] [@]

Из требований, предъявляемых к нэцкэ, главными были два: её прочность – чтобы удерживать предмет, прикрепленный к поясу, и её дизайн. Став частью повседневной жизни, нэцкэ были не только практичным украшением; они могли отражать социальное положение владельца и даже его религиозные и нравственные оценки. С помощью нэцкэ крепили амулеты, кожаные кошельки, походную пиалу для саке. На картинах и свитках, изображающих битву японцев с нашествием монголов в 1293 году, изображены воины с сумками на поясе и миниатюрными нэцкэ.


Прикрепленное изображение (вес файла 380.7 Кб)
0a83ef66331ft.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 109.4 Кб)
0b5943a42d0c.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 72.7 Кб)
04(500x500)[66214].jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 115.2 Кб)
4ae0cfe53a98.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 229.3 Кб)
05cb873f18c4t.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 45.2 Кб)
7c7b28d9d80e.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 151.7 Кб)
7c778132760bt.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 177.9 Кб)
17-2318.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 120.4 Кб)
29cc46ef31e5t.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 131.2 Кб)
37fe02587b0bt.jpg
Дата сообщения: 08.04.2011 17:34 [#] [@]

Примерно в 1543 году португальские мореплаватели привезли в Японию табак, попавший в Европу с острова Тобаго и любимый индейцами. Несмотря на запреты императоров и местных властей на его выращивание и продажу, в XVIII веке любовь японцев к табаку, ношение на поясе кисетов и нэцкэ становится повсеместным.


Прикрепленное изображение (вес файла 170.4 Кб)
94c677b34e84t.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 163.2 Кб)
107c230e2bd2.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 147.3 Кб)
3160dc1491dat.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 140.9 Кб)
4126ff39abbct.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 130.3 Кб)
24533a2a8562t.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 169.6 Кб)
46897b1f4c53t.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 35.7 Кб)
3946230.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 36.7 Кб)
9217172.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 56.2 Кб)
48017866_18690.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 64.5 Кб)
48018125_09362x3625B662145D.jpg
Дата сообщения: 08.04.2011 17:36 [#] [@]

Но нэцкэ использовали не только как деталь одежды. Примерно в это же самое время в Японии появляется такой редкий и дорогой материал, как рог носорога и моржовая кость, привозимые голландскими купцами, по сути, первыми связавшими Японию с Европой. Японские знахари верили, что если поверхность нэцкэ, изготовленную из полых костей кита-нарвала или моржового бивня, соскоблить ножом и порошок этот бросить в отвар, то это средство способно излечить простуду.


Прикрепленное изображение (вес файла 49.1 Кб)
48017677_nezke2.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 48.2 Кб)
48017821_N392.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 196.1 Кб)
51400084_01.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 126.9 Кб)
51971977_141710DSCN7284.JPG

Прикрепленное изображение (вес файла 113.6 Кб)
57786619_a783.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 88.1 Кб)
57786654_n780b.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 34.8 Кб)
1265785732_netske1.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 161.1 Кб)
3087583385cat.jpg
Дата сообщения: 08.04.2011 17:38 [#] [@]

На протяжении долгого времени нэцкэ были чем-то вроде культурных и религиозных хроник из жизни страны; их сюжетам и героям несть числа. Среди них - боги и демоны, пейзажи и люди, птицы и животные. Азартные игроки носили нэцкэ со змеёй или черепом, что должно было принести им удачу, верующие – фигурки знаменитых буддистов, любители театра – нэцкэ, изображающие маски, люди, желающие выздороветь, фигурки, изображавшие целителей или слепых массажистов.


Прикрепленное изображение (вес файла 138.9 Кб)
aa3d9a63fdbdt.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 169.9 Кб)
b3533b0fbed8.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 109.4 Кб)
b85833b45aabt.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 246.3 Кб)
d226be6a5c4ct.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 246.3 Кб)
e6bbde8b98f1t.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 125.5 Кб)
e5929f5a57cat.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 134.8 Кб)
fc9bae2b3a58.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 58.4 Кб)
toy-44.JPG
Дата сообщения: 08.04.2011 17:40 [#] [@]

Жизнь у мастеров нэцкэ была несравненно беднее, чем у придворных художников, обслуживавших японских феодалов сёгунов: художники лучше оплачивались и даже могли получить творческую студию от императорского департамента искусства. Зато творческой свободы и возможностей для поиска у авторов нэцкэ было гораздо больше. Эта раскованность мастеров нэцкэ видна в их ироническом, а порой и карикатурном изображении богов и религиозных кумиров, в значительно опережающей своё время пластике.


Прикрепленное изображение (вес файла 67.9 Кб)
necke_002_172.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 81.3 Кб)
post11536_img1_6.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 37.6 Кб)
phpThumb_cache_www_bmagic_org_uk_srccc913a3c2d0180e725420d7c3ebca68c_par90ac2534a51d0da96a00b5d52b4b4fc6_dat1237481171.jpg

Прикрепленное изображение (вес файла 86 Кб)
27219535.original.jpg
Дата сообщения: 08.04.2011 17:42 [#] [@]

Попалась интересная заметка:



---------------------------------



Материалы, используемые при изготовлении нэцкэ





Материалы нэцкэ разноообразны. Нэцке резали из:





дерева





слоновой кости





моржовой кости





рога оленя





рога буйвола





носорожьего рога





рога нарвала





клыков вепря





клыков медведя





клыков волка





клыков тигра





костей различных животных.





Использовались, хотя и гораздо реже





лак





металлы





фарфор





бамбук





разные виды коралла





разные виды янтаря





черепаховый панцирь





стекло





агат





нефрит





кремень





окаменевшее дерево.





Для ношения могли приспосабливаться





тыквы-горлянки





раковины





или же предметы, имевшее первоночально другое назначение, — например,





детали оправы холодного оружия.





Однако нэцкэ из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию давно оформимившихся видов прикладного искусства со своими традициями и приёмами. Развитие же нэцкэ как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.



Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно «молодой». До периода Токугава о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Аннама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для сямисэна. Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление нэцкэ, что наложило отпечаток и на форму таких изделей. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.



Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (хиноки).





Большая часть нэцкэ раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к нэцкэ, полнее всего удовлетворяет самшит японский (цугэ) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо хиноки, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (тёсэммацу), отличающуюся красновато-жёлтым оттенком. Нэцкэ резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и чёрную серцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.





Среди тяжёлых и твёрдых пород, кроме самшита, для изготовления нэцкэ применяли прунус (ису), древесина которого имеет тёмно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют нэцкэ из бледно-розовой вишни (сакура), а также из чёрного дерева, которое привозили из Индии Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как





тис





чайный куст





камфорное дерево





железное дерево





камелия





жужуб





сосна





сандал





грецкий орех





бетелевый орех (растительная слоновая кость)





пальмовый орех (в период Мэйдзи, его привозили из Южной Америки).





Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.





Символика материала





В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.





Так, самшит-цугэ, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.





О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые нэцкэ, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения нэцкэ, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости. Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия. Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и нэцкэ из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.





Благопожелательную и врачевательную символику имели и нэцкэ из сакуры, берёзы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.





http://www.kawaimono.ru/publ/nehckeh/materialy_ispolzuemye_p...


Прикрепленное изображение (вес файла 56.2 Кб)
inro_e_netsuke.jpg
Дата сообщения: 11.01.2013 16:23 [#] [@]

Вот несколько интересных ссылок для тех, кто хочет заняться изготовлением нэцке:





http://www.sterlingsculptures.com/Resources_folder/Netsuke_B...





http://www.rezbaderevo.ru/rforum/viewforum.php?f=1&sid=e...







И небольшая статья об умельце из Одессы:





http://www.segodnya.ua/regions/odessa/umelets-iz-odeccy-znak...


Прикрепленное изображение (вес файла 87.1 Кб)
.JPG
Дата сообщения: 11.01.2013 16:25 [#] [@]

Количество просмотров у этой темы: 19765.

← Предыдущая тема: Скульптуры Даниила и Татьяны Артюховой

Случайные работы 3D

3
старый бенц по новому
Кукла
сосуд
Дитя Кронга
Citroen C4

Случайные работы 2D

Незнакомец.
Dragon Rider
Скажи зачем.
одиночество
Дух любви
Мокрый фоллаут =)
Наверх