Список разделов » Литература » Уроки литературы

Звуки стихотворной речи. В.Е. Холшевников

» Сообщения

Звуки стихотворной речи





В орфографический словарь, подготовленный Институтом языкознания АН СССР, включено 110 000 слов. Большинство их изменяется (склоняется, спрягается), образуя ряд форм, которых уже больше миллиона. И все это множество составляется из сочетаний всего лишь четырех десятков звуков (точнее, фонем, потому что фонемы могут образовать звуковые варианты, не различаемые в разговоре). Значение различных сочетаний звуков (фонем) в практической речи (а чаще всего и в художественной прозе) — только смыслоразличительное. Когда мы произносим слова “дом” и “дым”, нас интересует не их звуковое сходство (из трех звуков — два общих), а различие (один несходный звук позволил различить слова по смыслу).





Так как звуков речи сравнительно немного, они будут постоянно повторяться. Открыв наудачу любой текст, мы легко убедимся в этом. Приведем пример из книги, не претендующей на художественность, — “Жизнь животных” Брэма: “В высшей степени своеобразно животное, встречающееся в американских пустынях, — мара (Dolichotis patagonica). По многим признакам напоминая зайца, мара значительно отличается от него высокими ногами и более короткими тупыми ушами”. Вглядевшись в текст, мы заметим, что звук “м” повторяется здесь двенадцать раз, а “н” — четырнадцать (считая твердые и мягкие одним звуком), всего же — двадцать шесть носовых. Однако на слух при обычном чтении мы не улавливаем таких звуковых повторов, точно так же, как в математической формуле “длина окружности равна 2πR” не улавливаем созвучия “длина — равна”.





Совсем иначе обстоит дело в стихах. Произнося строку Пушкина “Я помню чудное мгновенье”, мы ясно слышим повтор носовых звуков, хотя “м” повторяется только два раза, “н” — четыре (всего шесть носовых). Столь же ясно слышится в стихах и рифма. Чем это объясняется?



Повторяемость звуков в практической речи и по большей части в художественной прозе — явление случайное, никак не связанное с содержанием. Мы не улавливаем звуковых повторов, потому что не обращаем на них внимания. Больше того, если мы их случайно услышим, то это лишь помешает нам, отвлечет от значения слов. Неожиданное созвучие в деловой речи может даже своей неуместностью вызвать комический эффект.



Стихи ведут свое происхождение от песни, напев которой всегда эмоционален. Обособившись от мелодии в самостоятельное искусство слова, поэзия сохранила ряд признаков музыкальности. Звуки стихотворной речи обладают эмоциональным содержанием. Недаром поэты часто называют поэзию искусством звуков: “Но дорожит одними звуками пиит”.





Очевидно, кроме смыслоразличительной функции звуки речи в стихах имеют также эстетическую. Вследствие этого они гораздо более заметны, чем в прозе. Читая или слушая стихи, мы невольно вслушиваемся в звуковой состав слов, улавливаем звуковые повторы. Чтобы убедиться в этом, поставим часть предложения из Брэма в стихотворное окружение, не обращая, конечно, внимания на достоинство придуманных для примера стихов:





По многим признакам напоминая зайца,



Несчастный трус бежал от грозного малайца.





Скрытые и случайные в прозаическом тексте звуковые особенности набранных курсивом слов проступили здесь с большой отчетливостью: мы ясно слышим шестистопный ямб и повтор носовых звуков.



Раздел стиховедения, рассматривающий звуки речи с точки зрения их фонетических (т.е. акустических и артикуляционных) свойств, называется фоникой, или эвфонией (буквально — благозвучие).

Дата сообщения: 20.01.2010 21:00 [#] [@]

Количество просмотров у этой темы: 4215.

← Предыдущая тема: Инструментовка. Техника стиха. Г.А. Шенгели

Случайные работы 3D

Мимолётом
Дизайн гостинной Vr.2
Подставка
Лес
радуга
Druid Armorset

Случайные работы 2D

Полетаем?
Охота на оборотня!..
Lighthouse Night
Неферто
Red Lakes Pl. E3c
Env
Наверх