Мастер-класс - "Китайская живопись" от Алексея Малькова

Привет, господа!

По заявкам желающих и от себя лично. решился провести мастер-класс по китайской живописи. Сразу оговорюсь, что я не какой-то древний сенсей и не каллиграф (или калограф или коллаграфер, не знаю, как правильно) Все что я расскажу и покажу, сугубо моя точка зрения на это направление искусства. Будет много цитат из разных источников, чтобы наполнить мою болтовню хоть какой-то серьезностью))) Все что вам нужно для создания картины в стиле китайской живописи - это хотя бы одна более менее не уставшая кисточка ( а лучше штуки три, разных размеров), чистый листок бумаги (желательно акварельной, тоже по возможности не одинокий), какая-нибудь тара для палитры (консервная банка, любимая чашечка, одноразовый стакан), акварельные краски, свободное от работы и телевизора время, и ваше желание почувствовать себя китайским художником, каллиграфом, каллайдером, короче, говорил же не знаю, как правильно)))

…» Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи… Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен… Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным,какдракон…» Просматривая кучу роликов по теме, я заметил, что старые кит. художники предпочитают работать на сто метровых рулонах бумаги, разводить краску в эмалированных ведрах и рисовать кистями, размером с трубу от пылесоса. Я буду использовать обычные кисточки, небольшие палитры и формат А3. Также очень рекомендуется рисовать на рисовой бумаге, «на которой последние две с лишним тысячи лет создают картины китайские художники», но кроме рисовой водки в наших магазинах я ничего не обнаружил. Никогда не оставляйте кисть в воде, лучше сложите на какую-нибудь подставку. А когда оставляете кисть надолго (день, месяц, тысячелетие) обмакните в мыльный раствор, чтобы она засохла и сохранила форму.

«Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм,цветом и светотенью…»

Нравится мне эта фраза…)))Да, любая моя работа в этом стиле затрачивала максимум полчаса. Тут не надо пыхтеть над прорисовкой перьев на птицах, тычинок на цветах и плесени на скалах…Легкость и артистизм… Все зависит от сиюминутного контроля над кистью…Нажал сильнее. Появилось что-то жирное и яркое на листе, прикоснулся легко и оставил неуловимый след. Ну, практика и примеры будут дальше.

«В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр…»

Они все время рисуют одно и тоже… Если пейзаж, то это нагромождение скал с куцыми деревьями и лужей… Если цветы, то это обязательно ниоткуда начинающийся куст чего-нибудь растительного, с пернатым созданием удивленного вида, если бамбук, то…бамбук! На портретах тоже всегда изображены страдающие аутентизмом бледные личности или таскающие что то на спине или их кто то таскает на спине или вообще просто белая физиономия смотрящая сразу во все стороны…Вообще, кит. художники чаще всего изображают орхидею, сливу, хризантему и бамбук!Бамбук вообще их слабость…

Еще одна особенность – они совершенно незнакомы с понятием перспектива. Вся композиция строится на взаимном дополнении,а не на законах построения перспективы…

Конечно, я утрирую))) Ведь в китайской живописи самое главное – «передать одухотворённый ритм живого движения, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение… Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы.»

Каждый мазок, элемент и картина в целом – это символ. И философия. Все для них имеет собственный смысл. Горы – мужское начало (янь), вода – женское (инь). Любое растение – это воплощение определенного человеческого характера. И так во всем…

«…Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний,не может постичь китайскую живопись…»

Такие дела… Но вернемся к нашим апельсинам!

Самое главное – научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Вообще мазок – это основа. Только не тот мазок, который сдается на анализы, а который произошел от каллиграфических штрихов. Все иероглифы построены на последовательности определенных мазков. Для начала несколько положений кисти в руке.

Вертикальное положение. При нем хорошо получаются отрывистые штрихи с широким началом и тонким концом))) Наклонное положение – для покрытия большой площади краской. Всегда нужно контролировать направление мазка. До самого конца. С помощью пальцев. Советую извести пару листов бумаги на тренировку со штрихами, как это сделал я.))) Почувствовать кисть. Сопротивление бумаги. Рождающуюся из под вашей кисти форму на листе.

Начинаю рисовать ветку с цветами.Так как эт оодно из любимых объектов в китайской живописи…

Сначала широкой кистью с черной краской обозначаю первые штрихи, толстое место ветки…

Дальше чуть с меньшим нажимом рисую продолжение этой ветки. Мазки тоньше и короче… Более тонкой кистью добавляю мелких веток… Наконец стволовая основа закончена теперь можно рассаживать цветы…)))Берем кисть потолще…цвет в принципе любой, главное не черный))) я выбрал желтый… Рассаживаем цветы дальше…На сгибах веток самые крупные на концах меньше. Практически все время держу кисть вертикально. Нужно научиться наносить, градиентные мазки, как я их назвал.))) То есть берем на кисть основной цвет(в нашем случае желтый), потом один раз макаем в оранжевый и рисуем. Должен выходить плавный переход двух цветов. Потом тонкой кистью с яркой теплой краской наносим тычинки и всякую мелочь на цветы. Эта картина нарисовалась за 20 минут)))

У меня под рукой две чашки с водой. В одной я смываю плотный раствор с кисти, а в другой домываю уже почти очищенную кисть.

Следующее упражнение…конечно же бамбук)))

«…Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер…»

Чаще всего его рисуют в монохромной гамме. То есть семь тонов черного цвета.

Сначала рисуем основной ствол, вертикально держа кисть. Каждая часть стебля должна быть прямой, одинаковой толщины, а расстояние между узлами должно быть постоянным. В начале и конце мазка задержите кисть. Чтобы обозначился бамбуковый узел на стволе. Потом густой черной краской наношу передние листья. Каждый листок – это одно прикосновение к бумаге. В идеале, сколько мазков – столько листьев. Более разбодяженной кистью добавляем второстепенные стволы. Потом той же разбавленной краской рисуем крупные листья второго плана. И еще… И в конце уже тонкой кисточкой добавляем всякий мусор в виде тонких веточек, переплетений, мелких листочков...не забывая про общую композицию на листе.

20 минут работы и бамбук готов)))

Следующий этап работы – птицы. Анималистический жанр – немалая часть в работах китайских мастеров. Конечно, у них не было такого понятия как референсы. Они рисовали то что их окружало и было знакомо с детства.)))

Мы же можем воспользоваться дарами Интернета и рассмотреть объект рисования не отрывая за…простите, не сходя с места)))

Колибри…

Любую птичку надо начинать с клюва и глаз. От них строится оперение и общие пропорции пернатого.

Пользуемся «градиентными» мазками, а в некоторых местах разведенной водой краской… Мелкие вещи лучше прорисовывать сухой кистью с краской. То есть выжимать немного кисть тряпочкой или снимать жидкость о край стакана или поверхность палитры…Есть экземпляры, среди художников, которые облизывают кисть…))) Ну тоже вариант…

И еще пара птиц…

Каждая рисовалась минут 10.

«Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж…Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния…»

Мдя…Надеюсь никто не уснул))) Пора приниматься за пейзажи… Так как большинство пейзажей рисовались на листах, напоминающих длинный кусок туалетной бумаги, то и мы не будем нарушать традиции. Я, например, разрезал А3 напополам… Тут мы будем использовать технику «мазюкать на мокром». Я промочил весь лист большой кистью и сильно разбавленной краской нанес крупные разводы на листе, помня, что сверху – небо, снизу – земля. Более густой краской, но все еще с большим количеством воды наметил основную массу будущих гор. После этого даем высохнуть полотну. Еще более насыщенным цветом добавляю деталей. Так как речь идет об живописи Поднебесной страны, то без облаков - никуда))) Заполним пустоты слоем облаков… И уже тонкой кистью с черной краской наносим детали в виде деревьев, трещин на скалах и прочей мишуры. Чем выше,(то есть дальше))) разводим краску больше. Готовность – 30 минут. Ну и еще один пейзаж…уже без комментариев. «Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись.» Также они любили прописать поперек листа какое-нибудь мудрое изречение или стих. Я же выдумал свой собственный китайский экслибрис))) Он ничего не значит, просто пусть будет))) На этом закончим наш мастер-класс. Надеюсь вам понравилось и принесло какую-то пользу… Как, говорил мой учитель по рисованию в университете – «даже обезьяну можно научить рисовать…» (причем, мне кажется имел в виду меня всегда)))))))но тут главное не в технике… В китайской живописи есть огромный плюс – это язык символов. Символов простых, вечных и понятных любому – красота, гармония, любовь. Тут нет строгих правил…И произведение ценится не за то, что оно рисовалось годами…просто… ..Простите, на этом мысль я прерву… Еще раз повторюсь, что все что я сказал, сугубо мое личное мнение и отношение к данному вопросу. Рекомендую вам заняться живописью у-син, при помощи которой вы можете не только научиться рисовать китайские картину с 0-я, но и проникнуть в самую суть китайской философии 5-и элементов у-син. В живописи у-син любая картина пишется быстрым динамичным движением, динамичным мазком. При этом художник рисуя предмет Живопись у-син это так же и быстрый способ научиться рисовать с 0-я всего за 8 занятий. Подробнее об этом виде искусства вы можете узнать на сайте школы китайской живописи и живописи у-син http://usinart.ru Используемые ресурсы http://iclub-china.com/rus/a00/b0000/c0000/d00000/index.htm http://www.dvgu.ru/struct/institute/orient/HTML/hongmay/art/painting.htm www.collection-of-chinese-art.com – здесь галерея китайских картин на продажу)))Отсюда я взял несколько аналогов для упражнений. Посмотрите на цены... Так же советую скачать полезные книжки по различным направлениям китайской живописи – Chinese Landscape Paintings http://depositfiles.com/ru/files/etgz5wnd8 Chinese Flower and Bird Paintings http://depositfiles.com/ru/files/bk3kshgmi Chinese Portrait Paintings http://depositfiles.com/ru/files/w17ggmkca Chinese Calligraphy Collection http://depositfiles.com/ru/files/thkgy7im6 Китайская живопись. Самоучитель Люси Ван http://depositfiles.com/ru/files/6983711 Ну и у нас на Артталке уже имеется, само собой, соответствующий материал (спасибо Матате) - http://arttalk.ru/forum/viewtopic.php?t=1677 Напоследок, для любителей Фен-Шуя – несколько иероглифов с положительной энергией))) Всем удачи и творческих узбеков)))

Случайные работы 3D

Typewriter
Vintik
Танк \"паук''
На краю света
Bot
Осеннее купе

Случайные работы 2D

жаркая погоня.
Полетаем?
Открытка
Первый снег
Nastia
In The Moon Light
Наверх